Какие только стратегии и инструменты не разрабатываются талантливыми маркетологами в битве за капризного потребителя! В ход идет все: от беспрецедентных пиар-акций до всевозможных бонусных услуг, лишь бы потенциальный клиент остался доволен и в будущем пополнил стройные ряды почитателей предлагаемого продукта. Не то чтобы сотрудники Гомельского губернского отдела народного образования в 1919-м году знали что-то о маркетинге, но вот смекалки и интуитивного понимания того, что для налаживания тесного контакта с консервативным до мозга костей крестьянством одних пламенных лозунгов мало, им было не занимать. Итогом стало появление в городе ныне давно позабытого, но в свое время достаточно передового и необычного заведения - Дома трудового крестьянина (далее - ДТК).
Совсем недавно в Беларуси праздновали День учителя, и вот уже не за горами еще один праздник, озаренный светом золотых осенних листьев, - День работника культуры. В музее оба праздника встречают с улыбкой, ведь в истории музейного и педагогического дела так много общих страниц! И сегодня хотелось бы вспомнить одну из них, быть может, не самую известную, но от этого еще более интересную: создание и функционирование в нашем городе Педагогического музея.
Одна из легенд происхождения названия города над Сожем гласит, что люди, проводившие по реке плоты (баржи), предупреждали друг друга об опасности напороться на песчаную отмель и кричали «Го! Го! Мель!». В письменных источниках отмечается, что возле Гомеля действительно было множество мелководных участков. Один из них как раз располагался на южной окраине города между Новобелицей и урочищем Раковая Лоза. Именно здесь на берегу Сожа, который в этом году значительно обмелел, и были обнаружены остатки деревянного судна. После выезда на место стало ясно, что эта находка для Гомеля уникальна. Она представляет собой остатки плоскодонной деревянной барки большого размера.
Искусство художественной золоченой бронзы в Европе своим расцветом в XVIII столетии обязано Франции. Сияющие золотом и близко походившие на драгоценный металл, литые бронзовые произведения как нельзя лучше воплощали стремление представителей монарших дворов и придворной знати к расточительному наслаждению пышной роскошью. Осветительные приборы (люстры, бра, канделябры) и каминные часы, вазы-курильницы и настольные украшения, накладные детали мебели и изящные подставки-геридоны, оригинальные статуэтки и скульптурные группы, выполненные их этого блестящего сплава, в изобилии украшали дворцовые апартаменты европейской аристократии.
«Природа дала красивое волнистое местоположение, а искусство сделало парк очаровательным», - писал в 1880-е годы о Гомельском парке М.О. Дембовецкий в своей книге, посвященной Могилевской губернии.
Прошедшие с той поры годы были неумолимы к этим красотам, разрушив и уничтожив многие парковые сооружения и ландшафтные композиции.
Приняв в 1856 г. в наследство от своего отца фельдмаршала И.Ф. Паскевича обширное Гомельское имение, новый владелец Ф.И. Паскевич начал обустраивать его в соответствии со своими вкусами и представлениями о целесообразности. При этом он следовал также диктовавшей новые веяния в архитектуре и изобразительных искусствах стилистике, которая в середине XIX в. выражались в увлечении историзмом, сменившим классицистические принципы.
У склад Музейнага фонду Беларусі ўваходзіць збор музея Гомельскага палацава-паркавага ансамбля, аснову якога складае ўнікальная мастацкая калекцыя князёў Паскевічаў, якія валодалі Гомельскім палацам у 1834-1918 гг. У ёй былі прадстаўлены амаль усе жанры мастацтва і творы знакамітых мастакоў XIX ст.
Осенью 1825 г. Н.П. Румянцев, заболев, покинул Гомель, а в январе 1826 г. он скончался в С-Петербурге. Согласно устному распоряжению графа его тело было привезено в Гомель и погребено в соборе святых Петра и Павла. Вот как описывается место захоронения в книге Л. Виноградова «Гомель. Его прошлое и настоящее», изданной в 1900 году в Москве: «В правом крыле ея (соборной церкви) придел во имя св. Николая Чудотворца, а в левом за простою, можно сказать убогою, решеткой могила строителя храма.
Обустройство Гомельского имения князей Паскевичей в Беларуси, как в экономическом, так и художественном плане производилось по лучшим столичным меркам. Здесь строились отмеченные свойственными времени стилистическими особенностями сооружения различного характера и назначения, разбивался парк. Сохранившиеся до наших дней объекты усадебного комплекса сегодня входят в состав Государственного историко-культурного учреждения "Гомельский дворцово-парковый ансамбль". В их числе - фамильная часовня-усыпальница бывших владельцев имения, являющая собой яркий образец усадебной архитектуры культового назначения последней четверти XIX в.
В 1820 г. в Санкт-Петербурге группой меценатов было основано Общество Поощрения Художеств, с 1875 г. - Императорское общество поощрения художеств, которое ставило оновной целью деятельности "содействие развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов". Первоначально заседания устраивались в домах его членов.