_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (18)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Исследования » Домовая церковь святых Иоанна Богослова и Елизаветы
Домовая церковь святых Иоанна Богослова и Елизаветы 21 мая 2010

Домовая церковь святых Иоанна Богослова и ЕлизаветыПриняв в 1856 г. в наследство от своего отца фельдмаршала И.Ф. Паскевича обширное Гомельское имение, новый владелец Ф.И. Паскевич начал обустраивать его в соответствии со своими вкусами и представлениями о целесообразности. При этом он следовал также диктовавшей новые веяния в архитектуре и изобразительных искусствах стилистике, которая в середине XIX в. выражались в увлечении историзмом, сменившим классицистические принципы. В художественном оформлении апартаментов в тот период времени свободно использовались приемы и мотивы исторических стилей, способствовавших, по мнению хозяев, организации комфортабельных условий жизни. В архитектурных и интерьерных преобразованиях Гомельского дворца, которые проводились с 1856 по 1865 гг., также наблюдалось стремление к созданию камерной и уютной обстановки. Оно выразилось в нарушении анфиладной системы размещения комнат, увеличении их числа и дифференцировании функций, в закладке лишних оконных и дверных проемов. В некоторой мере таким запросам отвечала организация во дворце домовой церкви, позволившей исполнять религиозный культ, не выходя из здания, а также преградившей сквозное движение по располагавшейся вдоль одной оси линии залов.

По мнению исследователя архитектуры В.Ф. Морозова, домовая церковь во дворце Паскевичей появилась после того, как архитектор А. Голонский, который проектировал здесь интерьерные реорганизации в 1852 г., в павильоне Лазенковского дворца в Варшаве в 1840 г. устроил православную церковь . В публикации М. Хойновского «История королевской картинной галереи» также содержится информация об участии А. Голонского в реконструкциях резиденции Николая I в Лазенках, только по его сведениям, церковь там была устроена им в 1849 г.  С мыслью В.Ф. Морозова об использовании варшавского образца в Гомеле можно согласиться в том случае, если бы стало известно, что А. Голонским был создан проект церкви для дворца Паскевичей, который не был реализован при жизни архитектора (он умер в 1854 г.), либо фельдмаршал выражал такое пожелание своему сыну - наследнику.

Домовая церковь святых Иоанна Богослова и ЕлизаветыНа наш взгляд, в организации Ф.И. Паскевичем культового заведения в своей усадьбе усматривается стремление вообще подражать монаршим резиденциям, где существовали дворцовые церкви, например, в петербургских пригородах: Гатчине (придворная церковь во имя св. Троицы) и Павловске (домовая церковь Апостолов Петра и Павла). Домовая церковь святых Иоанна Богослова и ЕлизаветыКнязь стремился таким образом подчеркнуть свое происхождение, обозначить свою родовую особенность, что также проявилось в установке гербового барельефа на аттике над главным входом дворца и в особом преподнесении фамильных вещей в репрезентационных залах. Он поместил в «золотой столовой» парадные портреты отца и матери, которые ограждала балюстрада из восьми хрустальных колонок, соединенных «красным канатом». Нахождению родительских изображений в зале был придан особый мемориальный акцент . Актом почитания памяти родителей, Ивана Федоровича и Елизаветы Алексеевны, стало также устроение Ф.И. Паскевичем домовой церкви в Гомельском дворце и освящение ее в честь Святых Иоанна Богослова и Елизаветы.

Домовая церковь святых Иоанна Богослова и ЕлизаветыОна разместилась в квадратной в плане пристройке к северной галерее со стороны флигеля, в которой были «сени». От них главный вход во дворец был перемещен к портику, обращенному в сторону площади, где вместо крыльца был пристроен пологий двухсторонний пандус - площадка для парадного подъезда гостей. Домовая церковь святых Иоанна Богослова и ЕлизаветыЭкстерьер церковного помещения, как видно на дореволюционной фотографии дворца, был выражен над крышей пристройки луковичной главкой с крестом. Под церковью должны были находиться погребальные склепы. Их внешнее оформление с северной стороны представлял имитированный ризалит на уровне цоколя с двускатной крышей и окном, со стороны флигеля - вход (?) с коротким ограждением в виде металлической решетки Домовая церковь святых Иоанна Богослова и Елизаветы, над которым был трапециевидный постамент черного мрамора.

По «Дополнительным распоряжениям», «касающимся Гомельского дома», которые в 1858 г. были присланы князем из Петербурга, в церкви предполагалось устройство иконостаса с иконами Святителя, Божьей матери на холсте, а по бокам святых Михаила и Стефана . В полисе «Варшавского страхового от огня общества» 1883 г. (?) под литерой «H» значится «Каменная на сводчатом подвальном этаже крытая железом домовая церковь, высота подвального этажа 2 сажени, от подвала до крыши 3 сажени, в ней иконостас окрашен на масле с вызолоченными царскими воротами и резными украшениями с десятью писанными на холсте иконами. Над церковью небольшой купол с главою и вызолоченным яблоком и крестом» .

Сегодня нам сложно говорить о деталях ее интерьера. Можно предположить, что алтарная часть по традиции, сложившейся в российском культовом строительстве второй половины XIX в., была выполнена в «русском стиле». Таким образцом служит часовня в особняке Паскевичей на Английской набережной №8 в Петербурге Домовая церковь святых Иоанна Богослова и Елизаветы, изображения которой сохранились в архиве Комитета Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры г. Санкт-Петербург (Россия) . Этот дом Ф.И. Паскевич приобрел у графини А.С. Потоцкой в 1856 г., и сразу, как и в Гомеле, затеял в нем ремонт. Учитывая тот факт, что многие художественные реорганизации этого сооружения во многом перекликаются с архитектурными приемами, использованными при реконструкции Гомельского дворца, схожим могло быть также оформление одновременно созданных культовых помещений.

Домовая церковь святых Иоанна Богослова и ЕлизаветыПрямоугольное перекрытие павильона, в котором была устроена церковь Иоанна и Елизаветы, было заменено на сводчатое. Об этом свидетельствуют чертежи из Белорусского государственного архива научно-технической документации, которые были выполнены в процессе восстановительных работ дворца после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков .

Домовая церковь святых Иоанна Богослова и ЕлизаветыВ церкви находились ценнейшие произведения культового искусства: серебряные, мозаичные, резьба по кости, перламутру, вышивка золотной, серебряной нитями, инкрустация жемчугом, драгоценными камнями, золоченая бронза. Только икон насчитывалось 120. Они были выполнены в технике темперной и масляной живописи, облачены в бисерные и серебряные оклады. После Великой Отечественной войны из прежнего культового собрания дворца Паскевичей в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля сохранилось всего 12 предметов.

Домовая церковь святых Иоанна Богослова и Елизаветы Домовая церковь святых Иоанна Богослова и Елизаветы Домовая церковь святых Иоанна Богослова и Елизаветы

По окончании реставрационных работ дворца, проводившихся в 1995-2003 гг., в процессе его приспособления под музей в бывшей домовой церкви была создана экспозиция, в которой показаны произведения культового декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Ее экспонатами являются церковные книги, алтарные принадлежности, облачение священнослужителей, иконы, как из бывшей коллекции Паскевичей, так и поступившие в фонды музея в результате послевоенной собирательской деятельности его сотрудников. Такой прием с одной стороны, создал прекрасную средовую обстановку для церковной утвари, с другой, усилил  «звучание» интерьера бывшей домовой церкви Святых Иоанна Богослова и Елизаветы в Гомельском дворце.

Литвинова Татьяна Фёдоровна
(заведующая художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля)

Литература:

  1. Морозов, В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура / В.Ф. Морозов. – Мн.: Четыре четверти, 1997. – С. 281.
  2. Choynowski, M. Dzieje królewskiej Galerii Obrazów / M. Choynowski //  Cenne, bezcenne, utracone [Электронный ресурс]. – 1998. – № 2(8). – Режим доступа: http://www.icons.pl/cenne/index.htm. – Дата доступа: 03.02.2006.
  3. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 3013. – Оп. 1. – Д. 151, т. II. – Л. 427; Фонды музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Ф. 9. – Д. 2, №1358; Лукомский, Г. Гомельская усадьба княгини Паскевич-Эриванской / Г. Лукомский // Столица и усадьба. – 1914. – №  1. – С. 7.
  4. НИАБ. Ф. 3013. – Оп. 1. – Д. 188. Л. 71–72об.
  5. Белорусский государственный архив научно-технической документации (БГАНТД). Ф. 61. – Оп. 1. – Д. 2. –Л. 43, 45, 46.
  6. НИАБ. Ф. 3013. – Оп. 1. – Д. 188. Л. 71–72об; д. 854. – Л. 3.
  7. Объединенный ведомственный архив Комитета государственной инспекции по охране памятников истории и культуры г. Санкт-Петербурга. – Ф. 533. – Д. Н-5516/1.
  8. БГАНТД. Ф. 61. – Оп. 1. – Д. 2. – Л. 47.
  9. Кузьмич, А.В. Судьба культовых предметов из Гомельского дворца князей Паскевичей  / А.В. Кузьмич // Матэрыялы Міжнар. навук.-практыч. канф., прысвеч. 150-годдзю з нараджэння Е.Р. Раманава, Гомель, 25–26 кастрычніка 2005 г. / Гомел. дзярж. ун-т. – Гомель, 2005. – С. 197–200.

Просмотров: 9449
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Северная галерея. Экспозиция «Утраченные и разрушенные культовые сооружения ...
  • Татьяна Литвинова


  • Раздел » Исследования
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль