Разделы


Календарь

«    Март 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив

Март 2015 (25)
Февраль 2015 (8)
Январь 2015 (17)
Декабрь 2014 (9)
Ноябрь 2014 (13)
Октябрь 2014 (13)

Партнёры

 
Главная страница » История
История  

Государственное историко-культурное учреждение "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" - одно из старейших музейных учреждений в Республике Беларусь.
С момента создания его история неразрывно связана с развитием города Гомеля и архитектурно-паркового комплекса.
Гомель - один из древнейших городов и второй по величине и экономическому потенциалу в Беларуси. На его улицах прошлое тесно соседствует с настоящим.
Пограничное расположение гомельских земель, выгодное местонахождение города на ответвлении знаменитого водного пути " из варяг в греки " обусловили борьбу за Гомель различных государств на протяжении всей истории его существования. В разные исторические периоды Гомель входил в состав Древнерусского государства, Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, Речи Посполитой.
По условиям первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. территория Гомеля вошла в состав Российской империи.
С этого момента берёт своё начало история создания дворца - главной достопримечательности Гомеля.
Строительство его было начато в 1777 г. по указанию генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725-1796), которому "деревенька Гомий" была подарена Екатериной II за выдающиеся победы в войне с Турцией. Вся дальнейшая история Гомеля подтвердила, что это событие сыграло существенную роль в формировании облика и архитектуры города, его экономическом и культурном развитии.
На бывшей территории древнерадимичского детинца, на месте старого замка магнатов Чарторыйских был заложен новый дворец. К его созданию привлекались видные архитекторы своего времени: Я.Н. Алексеев, К.И. Бланк, Ю.М. Фельтен, М.К. Мосцепанов. Удачно было выбрано место для строительства - крутой берег р. Сож, открывавший прекрасные виды на заречные дали.
До настоящего времени не удалось с точностью установить имя зодчего, создавшего проект здания. Современный белорусский исследователь архитектуры В.Ф. Морозов, считает, что им мог быть талантливый зодчий, автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, в том числе и знаменитого Таврического дворца, И.Е. Старов.
Дворец в Гомеле явился одним из ранних образцов архитектуры русского классицизма, зарождавшегося с воцарением Екатерины II. Великолепен центральный зал дворца, обрамлённый колоннами, с нишами и антресолями, бельведером и купольным завершением.
После смерти П.А. Румянцева гомельский дворец унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев (1754-1826гг.), видный государственный деятель, канцлер Российского государства, первый председатель Государственного Совета, меценат, покровитель науки и искусств. Его вклад в формирование Гомеля как европейского города в начале XIX века трудно переоценить.
При Н.П. Румянцеве, с 1800 по 1805 год, по проекту известного архитектора Дж. Кларка к центральной части дворца были пристроены два двухэтажных флигеля. Уже тогда дворец начинал приобретать черты присущие музею. Во дворце, восхищавшем современников своей красотой и изысканностью, формировались различные коллекции, собирателем которых являлся сам канцлер.
В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856), граф Эриванский, светлейший князь Варшавский.
При новом владельце продолжилось формирование дворцово-паркового ансамбля. В 1837-1851гг. была осуществлена масштабная реконструкция дворца. Работы проводились по проекту и под руководством видного архитектора своего времени Адама Идзковского. Левый флигель дворца был видоизменен: убраны портики ионического ордера, надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка. На месте правого флигеля была возведена башня, к которой пристроили веранду с балконом. В башне были устроены апартаменты князя, размещены различные коллекции, военные трофеи, библиотека. Флигель и башня соединялись с центральной частью галереями, к фасаду со стороны реки был пристроен грот с верандой.
Одновременно с реконструкцией дворца вокруг него создавался парк. Из разных регионов России и из-за границы завозились различные породы деревьев и кустарников, в том числе и экзотических, производилась разбивка аллей. В этот же период формируются романтические уголки парка. Русло древней речушки Гомеюк преобразуется в Лебяжий пруд, устраиваются газоны с цветниками, гроты, беседки, фонтаны, в парковых аллеях устанавливаются копии античной скульптуры. Гомельский парк восхищал современников, а специалисты считали его в то время одним из лучших образцов садово-паркового искусства.
После этих преобразований архитектурно-парковый ансамбль в Гомеле стал одним из выдающихся творений А. Идзковского и одной из лучших российских усадеб.
Таким образом, в I половине XIX в. формирование архитектурно-паркового ансамбля было завершено.
Традиции обустройства дворца, коллекционирования были продолжены и при сыне фельдмаршала Фёдоре Ивановиче Паскевиче (1823-1903 гг.).
По его желанию во II половине XIX века в северном ризалите дворца была устроена домовая церковь в честь Иоанна Богослова и св. Елизаветы. В центральной части изменили крыльцо со стороны города, был построен ныне существующий пандус. В дальнейшем, вплоть до начала XX в., дворец сохранял свой облик без значительных изменений.
В одной из самых великолепных усадеб того времени находились не только предметы быта, характерные для старинных дворцовых усадеб, но и богатые коллекции. В 1882 году в книге "Живописная Россия" белорусский краевед Адам Киркор писал: "Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрания редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем". Об этом также красноречиво свидетельствуют сохранившиеся "Описи наличности гомельского замка" за 1891 и 1910 годы.
Дворец, его богатые собрания, редкие коллекции впоследствии и стали основой для создания Художественно-исторического музея, который был официально открыт 7 ноября 1919 года.
В собрание музея входили "...выдающиеся по богатству комоды и мебель, богато инкрустированная", бронзовые часы и канделябры работы лучших русских и западноевропейских мастеров, военные трофеи, миниатюрные портреты, богатейшая библиотека... По мнению видных искусствоведов, специалистов музейного дела того времени, коллекции и сам дворец представляли огромный "исторический и художественный интерес". Здесь находились работы Рауха, Шубина, Орловского, Суходольского, Машкова. Богатейшие коллекции нумизматики, фарфора, произведения декоративно-прикладного искусства стали доступны вниманию посетителей музея.
Непросто складывалась судьба дворцового собрания в гражданскую войну и в 20-е годы. В марте 1919 года пожаром зданию дворца и коллекциям был нанесён значительный ущерб. В результате неоднократных распродаж и передач различным организациям дворцового имущества были безвозвратно утрачены произведения искусства, мебель, предметы быта, и многое другое.
Большой урон нанесли дворцу-музею и целостности его коллекций годы Великой Отечественной войны, в период которой музейные ценности были эвакуированы, а в июне 1946 г. фонды были возвращены в Гомель, но оказалось, что из эвакуированных предметов осталось около 200 экспонатов, хотя в фондах Гомельского музея в довоенное время насчитывалось 7540 экспонатов - значительная часть музейного фонда была утрачена. Коллективу сотрудников предстояла большая работа по воссозданию музея и его экспозиций.
В начале 1945 г. музею было отведено 5 комнат в левом флигеле дворца, а 15 февраля 1946 г - открыта первая после Великой Отечественной войны экспозиция музея. С 1945 г. музей назывался "Государственный историко-краеведческий музей", 19 марта 1946 г. руководством области было принято решение об открытии Областного историко-краеведческого музея. Экспозиция размещалась в комнате площадью в 40 кв.м и раскрывала страницы истории Великой Отечественной войны и партизанского движения на Гомельщине.
В 1947 г. музей занимал третий этаж левого флигеля дворца, общей площадью 176,7 кв. м. Штат сотрудников музея состоял из 10 человек. Большую часть из 7860-и музейных предметов, находившихся в фондах музея на 1 января 1948 г., составляли предметы историко-революционного и производственного содержания, а также отражавшие историю борьбы советского народа с фашизмом и социалистического строительства. Левое (северное) крыло дворца полностью было передано музею в марте 1949 г., где со временем была развёрнута историко-краеведческая экспозиция.
С момента создания музей неоднократно переименовывался. В 1952 г. переименован в "Гомельский областной краеведческий музей". С этого времени фонды музея активно пополнялись материалами, рассказывающими об истории Гомельщины. В 1958 г. общая площадь, занимаемая гомельским музеем, составляла 217 кв. м, из них под экспозицией - 162 кв. м, под фондохранилищем - 28 кв. м. Штат сотрудников на 1.01.1958г. составлял 10 человек. На 1 января 1959 г. в музее насчитывалось 30339 экспонатов основного фонда.
В 50-е - 80-е годы музей был проводником политики Коммунистической партии. Социалистическому строительству в основном были посвящены экспозиции и выставки организуемые музеем. Малейшие перемены в политической жизни страны находили отражение в работе музея. Однако сотрудники музея вели научно-исследовательскую работу, сбор экспонатов, направленные на усовершенствование экспозиций музея, внедрение новых тем.
Башня дворца (правое или южное крыло) была возвращена музею после восстановления в декабре 1970г. В 1978 г. музею были переданы часовня и усыпальница ( подземный склеп) князей Паскевичей. В 1997г. музею был передан т.н. "Охотничий домик"- памятник архитектуры XIX в., в котором после реставрации здания разместился художественный отдел музея. Часть дворца - грот, был передан музею по решению Гомельского облисполкома в мае 1998 г., центральная часть дворца - в ноябре 1999г., после чего сразу была закрыта на реставрацию. В июле 2003г.после окончания ремонтно-реставрационных работ в башне дворца была открыта экспозиция, посвящённая бывшим владельцам Гомельского имения Румянцевым и Паскевичам.
В 2003-2005 годах коллектив музея принимает участие в создании Музея военной славы- филиала областного музея. В июле 2004г. открыта выставка военной техники на открытой площадке Музея военной славы, а в апреле 2005г. - открыта его основная военно-историческая экспозиция.
В сентябре 2004г. после реставрации открыта для посетителей Центральная часть дворца Румянцевых и Паскевичей. С 1 мая 2006 г. филиал Музей военной славы решением Гомельского облисполкома зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица как Гомельский областной музей военной славы.
В связи с реорганизацией в 2006 году областной краеведческий музей был поэтапно преобразован в государственное историко-культурное учреждение "Гомельский дворцово-парковый ансамбль". Краеведческий музей стал структурным подразделением нового государственного историко-культурного учреждения. После передачи земельного участка вместе с парком учреждению распоряжением управления культуры Гомельского облисполкома № 5 от 23.02.2007 года ему был передан и "Зимний сад" вместе со смотровой башней.
Решением Гомельского облисполкома № 623 от 09.06.2008 года объект музея "Охотничий домик" передан в коммунальную собственность г. Гомеля. В феврале 2009 года художественный отдел музея переведён во дворец Румянцевых и Паскевичей. В "Охотничьем домике" планируется создание "Музея г. Гомеля".
Сегодня музей "Гомельского дворцово-паркового ансамбля" является научно-методическим и консультационным центром по организации работы музеев Гомельской области, это один из крупнейших и наиболее авторитетных музеев Республики Беларусь.

 

Мы в сети

Анонсы

Музыкальный проект «BASS DAY»
«Дорумянцевский Гомель: предметы и люди (печной изразец гомельского старосты 17 века)»
Международная передвижная выставка "Города на грани выживания: японские урбанистические проекты 1960-х гг."
Выставка «О тех, кто сражался и ПОБЕДИЛ»
Музыка польских композиторов в Музыкальном салоне музея
Концертная программа «В свете луны» в Музыкальном салоне музея
Бракосочетание на террасе грота дворца Румянцевых и Паскевичей

Год молодежи

Летопись музея

Гермес приземлился в Гомельском дворце

Каждая вещь в музее является уникальным свидетелем той или иной эпохи и о ней можно рассказать увлекательную историю. Сегодня речь пойдет об одной скульптуре из собрания князей Паскевичей. Находясь на виду у всех в Красной гостиной, она не привлекает к себе особого внимания и интереса посетителей, в том числе из-за отсутствия своей "легенды". Кто здесь изображен? Какого времени этот памятник? Эти загадки мы попробуем разрешить или, говоря научным языком, проведем атрибуцию предмета.

Объявления

План

Погода

Гомель

Популярное

Цветение Питтоспорума!
Выставка «Планета динозавров» из Санкт-Петербургского м ...
Выставка «Тайны и сказки Японии» и «Индиго-шоу» со свет ...
ВЫСТАВА ЖЫВАПІСУ ПОЛЬСКАГА МАСТАКА АНДЖЭЯ СТРУМІЛЫ
Выставка «Беларусь в Первой мировой войне»

Опрос

- цена билета
- содержание выставки/экспозиции
- вежливость персонала
- компетентность экскурсоводов
- атмосфера в музее/гостеприимность
- уникальность экспонатов

Контакты Все права защищены. © 2012. Гомельский дворцово-парковый ансамбль