_______

Разделы


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив

Март 2024 (14)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)
Октябрь 2023 (15)

Партнёры

 
Главная страница » Дворец Румянцевых и Паскевичей
Дворец Румянцевых и Паскевичей  

Центральная часть дворца является памятником архитектуры конца XVIII в. (1777-1796). С ее историей связана жизнь и деятельность выдающихся личностей Российского государства, государственных и военных деятелей Румянцевых и Паскевичей. В XIX-нач. XX в. помещения первого этажа центральной части дворца в жизни владельцев играли роль парадных помещений, где совершались приемы, проводились торжественные мероприятия. Архитектура и внешнее убранство помещений соответствовали их статусу. С момента создания дворца он несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался. Сильно пострадал в 1919 году во время Стрекопытовского мятежа и в годы Великой Отечественной войны. Восстановительные работы после войны были завершены в 60-е годы XX в. Следующий этап реставрации дворца длился с 1995 по 2005 гг. Работы выполнялись за счет республиканского и областного бюджетов, а также спонсорских средств.

В настоящее время экспозиции 1-го этажа центральной части дворца представляют собой историческую реконструкцию помещений. Наряду с экспозиционными, некоторые залы выполняют представительские функции. Созданы интерьеры, соответствующие их назначению: Колонный зал, "Белая гостиная", "Красная гостиная", зал торжественных приемов (бывшая "золотая" столовая).

Композиционным центром дворца является колонный зал. Это самое большое по размерам помещение центральной части дворца. Величественная перспектива в Колонный зал прежде открывалась через три больших дверных проема. Помещение представляет собой двухэтажный зал, которому при жизни владельцев имения Румянцевых и Паскевичей, отводилась роль главной сцены в театре парадной жизни. Он выделяется и размерами, и масштабом. Его красота - это архитектурная выразительность самого пространства, которое перекрывается куполом. По первому этажу зал обступают шестнадцать белоснежных коринфских колонн. Центральное пространство контрастирует с окружавшими его с четырех сторон и отделенными колоннадами затемненными помещениями и увенчанными арками, которые сегодня украшены женскими скульптурами, представляющих собой  аллегорию четырех пор года - "зима", "весна", "лето" и "осень" - работы скульптора Слободчикова В.И. (выполнены в 2004 г.). В зале находятся бюсты фельдмаршалов П.А. Румянцева-Задунайского и И.Ф. Паскевича. Второй этаж колонного зала огражден балконами и мраморными балюстрадами. Чередование света и тени, великолепные перспективы, раскрывавшие анфилады парадных помещений, - все это создает ощущение простора и торжественности.

В летнее время двери колонного зала с противоположной от главного входа стороны распахиваются, и публика попадает на обширную полукруглую веранду. Отсюда открывается вид на заливные луга за рекой Сож. А рядом на газоне, в тени листвы, скрываются уникальные вазы (1840-е гг.), сохранившиеся до настоящего времени.

Вторым по величине помещением главного корпуса дворца является бывшая "золотая" столовая князей Паскевичей. Она располагается слева от колонного зала в стороне от главной поперечной анфилады. Прозвана она была "золотой", вероятно, из-за размещенной по стенам золотой и серебряной посуды, а также саксонского фарфора. Средний простенок занимали два парадных портрета фельдмаршала И.Ф. Паскевича и его жены Елизаветы Алексеевны, работы художника Н.Г. Шильдера (ныне портреты находятся в экспозиции башни дворца).

В связи с тем, что Гомель сегодня является главным культурным и научным центром области, а также центром Международных славянских встреч на уровне глав правительств и государств, в зале торжественных приемов проходят важнейшие встречи, переговоры, подписания различных соглашений и другие мероприятия с участием первых лиц разных государств ближнего и дальнего зарубежья.

В зале представлена "Портретная галерея знаменитых людей Гомельщины" - парадные портреты людей, прославивших Гомельщину далеко за ее пределами.

По обе стороны главного зала дворца - колонного, - открываются перспективы наполненных светом колонных галерей дворца. К ним ведут большие комнаты, называемые гостиными - комнатами для приема гостей. Эти комнаты не имели никакого особого назначения, и в разговоре между собой хозяева дворца - Паскевичи, различали их по цвету - "красная" и "белая". Белая гостиная открывала путь во владения князя Паскевича - павильон и башню, где все было пронизано воспоминаниями о ратных подвигах. Красная гостиная - вела к домовой церкви.

Белая гостиная - это третье по величине помещение главного корпуса дворца площадью около 120 метров. Здесь собирались гости и обитатели дворца во время торжественных встреч и приемов. Посредине гостиной на пьедестале была установлена больших размеров керамическая ваза - изделие Императорского фарфорового завода, подаренная императором Николаем I в 1841 году князю И.Ф.Паскевичу в память о посещении гомельского дворца. По углам гостиной были расставлены гигантских размеров канделябры из цветного стекла, также подарки российского императора. К сожалению, предметов внутреннего убранства не сохранилось, поэтому было принято решение устроить здесь камерный зал. Сегодня в Белой гостиной дворца проходят различные мероприятия, концерты органной и фортепианной музыки. На сцене Белой гостиной дворца с большим успехом проходят концерты лучших вокалистов, народных и заслуженных артистов Беларуси, России, Франции, Голландии и др.

Красная гостиная при владельцах имения была менее официальной. По замыслу архитектора она составляла важное звено в парадной анфиладе дворца. Ее размеры, а главное, место в анфиладе по соседству с залом и столовой определили со временем и ее назначение. В середине XIX века она была портретной. Потребности устроить своеобразный музыкальный салон привели к тому, что в 1870-х годах там уже наряду с двадцатью портретами, "писаными масляной краской", находился орган (к нему три шкафа и 24 вала) и рояль. Затем Красная гостиная стала одной из любимых комнат княгини И.И. Паскевич, последней хозяйки гомельского дворца.

Ныне Красная гостиная - один из красивейших залов дворца, интерьер которого заполнен как подлинными предметами того времени из фондов музея, так и копиями портретов царских особ, выполненных гомельскими художниками.

В Гомельском дворце князей Паскевичей, наряду с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства светского характера, находилось большое собрание культовых предметов. Большая часть их была сосредоточена в помещении домовой церкви, устроенной в 1857-58 гг. в северном ризалите дворца в честь приезда в Гомель императора Александра II.

Сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией "Культовые предметы из фондов музея" Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX - нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время.

В 1834 г., став владельцем Гомельского имения, генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич решил провести реконструкцию дворца в соответствии со своими запросами. Из Варшавы был приглашен талантливый архитектор Адам Идзковский, который произвел существенные изменения в облике дворца. Одним из архитектурных проектов,  стало сооружение слева от центральной части четырехъярусной башни, несущей на себе средневековые черты. Высота башни - 32 м. Она представляет собой вертикальную доминанту, организующую вокруг себя парковое пространство. С одной стороны к башне примыкает ризалит и павильон с верхним светом, с другой - крытая веранда.

В нач. XX в. в башне размещались личные покои князя. Здесь хранились коллекции батальной живописи, декоративно-прикладного искусства, подарки князьям Паскевичам российских императоров, награды, личные вещи владельца.

В настоящее время в башне расположена музейная экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи».  Открыта 3 июля 2003 г. Размещенные на трех этажах башни  подлинные экспонаты (картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи) позволяют показать историю Гомеля, дворца и парка конца XVIII - начала XX веков, раскрыть роль владельцев Гомельского имения Румянцевых и Паскевичей в создании дворцово-паркового ансамбля и формировании нового облика Гомеля, реконструировать некоторые из интерьеров дворца.
Контактные телефоны: (0232) 50-96-91, 50-95-93, +375 29 174 19 11
Время работы объекта смотреть тут.
Стоимость билетов смотреть тут.  
Правила посещения смотреть тут.

 

Мы в сети

Популярное

Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
Выставка «Древо жизни»
Выставка произведений гомельских художников к Году мира ...
Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...

Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль