Разделы


Календарь

«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив

Март 2019 (12)
Февраль 2019 (8)
Январь 2019 (17)
Декабрь 2018 (2)
Ноябрь 2018 (12)
Октябрь 2018 (9)

Партнёры

 
Главная страница » Исследования » Связь поколений - связь времен (Рерихи и Паскевичи)
Связь поколений - связь времен (Рерихи и Паскевичи) 18 февраля 2009
В 1820 г. в Санкт-Петербурге группой меценатов было основано Общество Поощрения Художеств, с 1875 г. - Императорское общество поощрения художеств, которое ставило оновной целью деятельности "содействие развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов". Первоначально заседания устраивались в домах его членов.

С 1831 года собрания Общества проходили в бывшем особняке графа Н.П. Румянцева, перешедшем по завещанию владельца в собственность государства. Здесь на основе собранных Николаем Петровичем коллекций в 1828 г. был учрежден музей.

Николай Петрович Румянцев (1754-1826) - государственный и общественный деятель, меценат, владел Гомельским имением с 1796 по 1826 г.

В 1870 г. Общество получило от казны здание на Большой Морской, д. 38, в котором разместились Рисовальная школа, Художественно-промышленный музей, художественный магазин и выставочные залы. В конце XIX - начале XX в. Общество выросло в мощное учреждение, имевшее несколько домов.

Здание Общества Поощрения Художеств на Мойке.

Председателями Общества являлись члены императорской семьи: герцог М. Лейхтенбергский (1840 - 51), великая княгиня Мария Николаевна (1851 - 75), принцесса Е.М. Ольденбургская (1878 - 1914; в 1915 - 17 - почетный предс.); великий князь Петр Николаевич (1915 - 17). В состав входили представители известных дворянских родов, в том числе и И.Ф. Паскевич, являвшийся действительным членом Общества.

Иван Федорович Паскевич граф Эриванский, князь Вар-шавский (1782-1856) - генерал-фельдмаршал, участник русско-турецких войн I пол. XIX в., наместник императора на Кавказе (1827-32) в Польше (1832-56). С 1834 по 1856 г. владел Гомель-ским имением.

Члены Общества Поощрения Художеств до 1906 г.

С 1897 по 1917 г. активное участие в деятельности Императорского общества поощрения художеств принимал участие Н.К. Рерих, являвшийся помощником директора музея, секретарем (с 1901 по 1906 г.), директором школы, действовавшей при обществе с 1857 г. (Петербургская Рисовальная школа для вольноприходящих).

Преподаватели школы Общества Поощрения Художеств.

Николай Константинович Рерих (1874-1947) - всемирно известный художник, ученый, общественный деятель, писатель, поэт и путешественник. Будучи всесторонне развитой личностью, он посвятил свою жизнь служению человечеству средствами искусства, науки и общественной деятельности.

Вот что писал Н.К. Рерих об Обществе Поощрения Художеств в 1934 г.: "Императорское Общество Поощрения Художеств являлось во время своего столетнего существования совершенно особенным учреждением. От первых дней оно привлекло в состав свой многих замечательных людей, а затем сделалось неразрывно близким с Императорским Домом. Д.В.Григорович, пользуясь влиянием своим, укрепил в уставе Общества необыкновенную прерогативу, а именно, особую привилегию состоять под непосредственным покровительством Их Императорских Величеств ...

Среди деятелей Общества во все времена появлялись люди весьма значительные. Великая княгиня Мария Николаевна, а затем принцесса Евгения Максимилиановна долгие годы в качестве председателей Общества лично вносили свое благотворное влияние, принимая участие во всех благообразных делах Общества. Графы Строгановы, граф Паскевич, Островский, Балашов, Григорович, Верещагин, барон Фредерикс, Куинджи, герцог Лейхтенбергский, Рейтерн, Колзаков, Тевяшов, Мякинин, Стасов, граф Голенищев - Кутузов, Гнедич, Нечаев - Мальцев, Бенуа, князь Путятин и множество других известных деятелей и собирателей ху-дожества разновременно вносили труды свои на пользу учреждения ...

В истории развития Общества поучительно было наблюдать, как из сравнительно небольшого кружка любителей художеств со времен Александра I Общество постепенно выросло в мощное учреждение, имевшее несколько домов, включавшее в себя наиболее многолюдную в Империи школу (более 2000 ежегодных учащихся), интереснейший музей, ряд изданий и устройство всем известных крупных выставок - все это входило в многообразную деятельность, объединенную стимулом - поощрение художеств.

Д.В. Григорович, незадолго до смерти своей, призвал меня в качестве помощника директора музея, в котором он значился директором. Это было очень интересное переходное время, когда в делах Общества еще принимали участие и старый граф Паскевич, и Балашов, и Колзаков, и Рейтерн, и сам…Д.В.Григорович. На многих выступлениях Общества еще отмечались старинные традиции. Еще недавно Император Александр III приезжал один в ранний час на передвижную выставку и отбирал знаменитые теперь картины для будущего Русского Музея ...

Общество Поощрения Художеств ... как-то особенно легко связало старинные традиции с новейшими течениями ... Да живут добрые знаки!"

Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899) - писатель, общественный деятель, с 1864 по 1884 г. - секретарь Общества Поощрения Художеств, с 1884 г. - почетный член Общества. Являлся организатором и директором Художественно-промышленного музея, куда в 1897 г. пригласил в качестве помощника директора музея Н.К. Рериха.

Упоминаемый Н.К. Рерихом в тексте "старый граф Паскевич" - сын генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича - Федор Иванович, который, как и отец, принимал участие в благотворительных делах Общества.

Федор Иванович Паскевич (1823-1903) - генерал-адъютант, владел Гомельским имением с 1856 по 1903 г., Почетный гражданин г. Гомеля (с 1888 г.). Его благотворительная деятельность не ограничивалась участием в деятельности Общества Поощрения Художеств. На средства Паскевича строились больницы, школы, приюты, в Гомеле действовало "Общество вспомоществования бедным учащимся". Непосредственным инициатором многих начинаний являлась жена Федора Ивановича Ирина Ивановна Паскевич (1835-1925), урожденная Воронцова-Дашкова, которая владела Гомельским имением после смерти мужа до 1917 года.

Ирина Ивановна является представительницей известного в России дворянского рода Воронцовых. Отец Ирины Ивановны - Иван Илларионович - граф, член Государст-венного совета, оберцеремонимейстер, внучатый племянник директора Петербургской академии наук, президента Российской Академии Екатерины Романовны Дашковой. В 1817 г. получил право носить фамилию Воронцов-Дашков.

Известно, что некоторые представители дворянского рода Воронцовых имели общие с семьей Рерихов духовные интересы. Вот что пишет об этом Е.И. Рерих в письме Е.А. Зильберсдорфу: "... Приведу один из эпизодов из жизни С[ен]-Ж[ермена] в связи с русским именем. Так, Воронцов был одним из тех русских, которые после встречи с гр[афом] C[ен]-Ж[ерменом] при дворе Екатерины обратились к Учению Жизни. Чуждый военному делу Воронцов оставил службу и последовал за C[ен]-Ж[ерменом]. Как иностранец, он помог C[ен]-Ж[ермену] отбыть из Франции. Истинно, Воронцов подвергался большой опасности, когда, пользуясь сходством с С.-Ж., он принял на себя его вид и тем навлек на себя преследование, которое назначалось С.-Ж. Конечно Вел[икие] Бр[атья] помнят тех, кто помогал Им и подвергался за Них опасности. Поэтому Воронцов прибыл вместе с С.-Ж. в Индию. Можно себе представить, как близко он мог подойти к Твердыне Света! Но три обстоятельства привели его обратно на родину. Первое - его чрезмерное увлечение обрядами магии; второе - его привязанность к родственникам и третье - когда стало ясно, что он не может остаться в Индии без вреда для своего духовного развития, ему было поручено предупредить декабристов о неверном задании. В роду Воронцовых сохранилась память о странном предке, кудато исчезавшем, но так как все около Вел[икого] Бр[атства] связано с кличкою шарлатанства, то и имя Воронцова было между мистиками и шарлатанами. Часть его писем находилась в Публичной Библиотеке в С[анкт]-Петербурге, но некоторые были впоследствии извлечены оттуда. Во всяком случае, Воронцов был одним из немногих, кто знал о Гим[алайском] Бр[атстве] и распространял сведения о Махатмах. Среди частного архива Наместн[ика] Кавказа Воронцова-Дашкова имелись письма об Учит[елях] Индии ... Так имя Махатм было давно близко России ..."

Елена Ивановна Рерих (1879-1955) - русский писатель и философ, создатель серии книг "Живая Этика", "жена, другиня, спутница, вдохновительница" Н.К. Рериха. Елена Ивановна перевела на русский язык избранные письма Махатм, которые неоднократно издавались под названием "Чаша Восто-ка".

Н.К. Рерих. Сожжение тьмы. 1924 г.

Картина посвящена Учителям (Махатмам). В переводе с санскрита Махатма означает "Великая Душа". Человек, достигший высокого уровня духовного развития и по своим знаниям и способностям находящийся на качественно другой ступени космической эволюции.

В Письме Е.И. Рерих речь идет о двух представителях дворянского рода Воронцовых. Один из них - Воронцов Семен Романович (1744-1832) - дипломат, граф, родной брат Екатерины Романовны Дашковой.

Во время войны 1768-74 гг. отличился в сражениях при Ларге, Кагуле, Силистрии. Главнокомандующим русских войск в этот период являлся Петр Александрович Румянцев, получивший в подарок от Екатерины II за победу в русско-турецкой войне и заключение Кучюк-Кайнарджийского мирного договора местечко Гомель. С 1782 г. Воронцов С.Р. - полномочный министр в Венеции, с 1784 г. - посланник в Лондоне. В 1806 г. вышел в отставку и остался в Англии в качестве частного лица. Вместе с Сен-Жерменом совершил путешествие в Индию. По словам князя А.А. Чарторыйского, "человек он был вполне цельный, не признавал никаких оттенков и видоизменений в убеждениях и чувствах; он был страстный, слепой приверженец раз воспринятой им идеи или избранного им своим кумиром человека ...".

Сен-Жермен - граф, дипломат, художник, композитор, путешественник, алхимик, оккультист. Точные даты жизни и происхождение не установлены. О нем существовало множество легенд, благодаря которым он считается одной из самых загадочных личностей в истории Франции XVIII века.

Следует отметить, что Семен Романович Воронцов в свое время был владельцем имения Извара, расположенного в сорока километрах от Гатчины (сейчас - Волосовский муниципальный район Ленинградской области).

Имение Извара. Усадебный дом. Построен в I пол. XVIII в.

В 1872 г. имение было приобретено М.В. Рерих, матерью Николая Константиновича, для которого Извара - "родное гнездо, родительский дом, счастливый мир детства и юности". "Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре" - писал Н.К. Рерих.

Название Извара в переводе с финского означает "большая гора". Его происхождение исследователи связывают с множеством курганов, расположенных в окрестностях усадьбы. Н.К. Рерих предлагал свой вариант, объясняющий название имения. В переводе с санскрита "Исвара", "Ишвара" означает бог, владыка.

"Наместник Кавказа Воронцов-Дашков", о котором идет речь в письме Елены Ивановны Рерих, никто иной, как род-ной брат Ирины Ивановны Паскевич - Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837-1916). Генерал от кавалерии, участвовал в военных действиях на Кавказе, занимал пост министра двора, с 1897 г. - член Государственного Совета. Во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. исполнял обязанности председателя Красного Креста. Лично жертвовал значительные средства на благотворительные цели. С февраля 1905 г. - наместник императора на Кавказе.

Через три столетия протянулись нити, связующие Румянцевых, Воронцовых, Паскевичей и Рерихов, чтобы на-помнить грядущим поколениям, что "вчерашнее случайное становится в линию движения эволюции" (Н.К. Рерих).
 
 
Кузьмич Анна Васильевна
(заведующая отделом по сбору музейных экспанатов и экспозиционной деятельности)

Просмотров: 7044
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Медаль в честь И.И.Воронцова-Дашкова
  • Паскевич Ирина Ивановна (1835-1925)


  • Раздел » Исследования
     

    Мы в сети

    Анонсы

    Летопись музея

    План

    Погода

    Гомель

    Популярное

    Выставка «Кольца времени»
    Выставочный проект «Я Моне, Я Шишкин, Я Малевич…»
    Приглашаем взрослых и родителей с детьми от 4-х лет на ...
    Выставка "Родные просторы в акварельных мотивах"
    Международная выставка "Искусство шоколада"

    Статистика

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль