Разделы


Календарь

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив

Ноябрь 2022 (7)
Октябрь 2022 (8)
Сентябрь 2022 (23)
Июль 2022 (1)
Июнь 2022 (4)
Май 2022 (24)

Партнёры

 
Главная страница » Исследования » Необычные музеи прошлого: Гомельский подвижной педагогический музей
Необычные музеи прошлого: Гомельский подвижной педагогический музей 7 октября 2022

Совсем недавно в Беларуси праздновали День учителя, и вот уже не за горами еще один праздник, озаренный светом золотых осенних листьев, - День работника культуры. В музее оба праздника встречают с улыбкой, ведь в истории музейного и педагогического дела так много общих страниц! И сегодня хотелось бы вспомнить одну из них, быть может, не самую известную, но от этого еще более интересную: создание и функционирование в нашем городе Педагогического музея.

Архивные документы свидетельствуют, что Гомельский подвижной педагогический музей возник в сентябре 1919 года. Это было время, "когда лучшие здания школ были заняты лазаретами, воинскими частями и разного рода учреждениями, и книги сваленные на чердаке и в подвале, гибли" [3, с. 39]. Именно тогда у группы школьных работников появилась идея сконцентрировать сохранившиеся учебные пособия в одном месте и создать естественно-исторический кабинет "на манер районных физических кабинетов" [3, с. 39]. Учителей-энтузиастов поддержал Гомельский отдел народного образования - было предоставлено помещение, и начался сбор материалов. В первый же учебный год (1919-1920) "в Музей поступили наглядные пособия из женской казенной гимназии, из гимназии Ратнера, из мужской казенной гимназии, из I-го высшеначального, из 2-ого высшеначального училища и из Коммерческого училища в числе 2383 предм" [3, с. 39].

 В последующем, согласно данным документов, фонд музея пополнялся уже не так активно, "ибо источники в Гомеле были исчерпаны, а разверстка давала очень мало" [3, с. 39]. Отдельные экземпляры пособий поступали в музей со склада Отдела народного образования в рамках пополнения учебно-методической базы уездов, а также передавались по распоряжению Губоно из фондов Музея им. А.В. Луначарского: так, в апреле 1923 г. были выданы  "альбомы: с видами России а так же содержащ. панорамы Швейцарии Америки и др. заграничных видов" [5, с. 70]. Позднее по смете городского бюджета "отпускалось 300 р. в год на всю учебную часть" [3, с. 40].

Своими основными задачами музей ставил обеспечение школ г. Гомеля наглядными пособиями, консультирование школьных работников, подбор методической литературы, проведение систематической переподготовки учителей города в области естествознания.

В отчете о деятельности Уездного отдела народного образования за декабрь 1920 г. обозначалось, что в середине месяца при музее была открыта химическая лаборатория, где проводились лекции с демонстрациями для курсов Советских Работников, для железнодорожных школ 2-й ступени и для городских школ 2-й ступени. Количество выдаваемых книг уменьшилось (было выдано 194 книги), зато пользование пособиями выросло вдвое: 130 - в ноябре и 275 - в декабре. Была организована выставка на тему "Море", проведены 68 групповых занятий, которые посетило 174 человека. [2, с. 11] Музей пособий также был открыт для посещения участниками Съезда Советов [1, с. 148].

Согласно направленному в Губернский коммунальный отдел списку помещений, занятых учреждениями Губернского отдела народного образования, Музей наглядных пособий располагался по адресу ул. Липовая, 1 (сейчас - ул. Пушкина) [4, с.28].

В 1922 г. при Гомельском педагогическом музее открылась маленькая детская библиотека, снабжавшая книгами детей из детских домов. Летом того же года музеем была организована летняя биостанция юных натуралистов в Чёнках в колонии для детей из детских домов города. В 1923-24 гг. эта работа приобрела более скромный характер, поскольку "кол-во детских домов в г. Гомеле было сильно сокращено" [3, с. 40].

Летом 1925 г. музеем совместно с Обществом распространения естественно-исторического образования (Гомельский филиал Ленинградского общества) была открыта педагогическая биостанция, где планировалось проводить систематическую переподготовку учителей города Гомеля в области естествознания.

На 1 января 1927 г. в музее числилось 8658 книг и 4167 пособий. Из них 5243 книги было получено из "старых школ", остальные приобретены на средства, выделяемые музею согласно смете [3, с. 40].

Несмотря на то, что Гомельский подвижной педагогический музей не являлся по всем параметрам классическим музейным учреждением и в большей степени напоминал прообразы современных музеев - кабинеты редкостей эпохи барокко, он был ярким и интересным явлением в культурно-образовательной жизни города. А главное - он был очень востребованным. Так, когда возникла идея передать педагогический музей Брянскому губернскому отделу народного образования, Гомельское окружное правление союза работников просвещения составило докладную записку с "выражением недоумения и просьбой пересмотра решения". В качестве аргументов, приводимых в пользу необходимости сохранить музей в Гомеле, звучали следующие:

" - Педмузей является достоянием г. Гомеля, т.к. все учебные и наглядные пособия, физ. приборы, хим. посуда, библиотека и инвентарь собраны искл. из городских школ

- пособиями пользуются железнодорожные школы

- является центром педагогической мысли. Проводится работа по поднятию квалификации городского учительства, путём организации лабораторных занятий по естествознанию для работников школ и дошкольных учреждений

- библиотека Педмузея - единственный источник методической литературы

- обслуживает городские школы наглядными и учебными пособиями и литературой" [3, с. 31].

К сожалению, отследить историю Гомельского педагогического музея в последующие годы пока не удалось. Однако даже на основании сохранившихся сведений можно сделать вывод, что Педагогический музей, словно предвосхищая современные тенденции музейного развития, являлся полифункциональным учреждением, выполняющим роль не только хранилища ценных учебных пособий, но и методического центра, библиотеки, научно-практической лаборатории, школы повышения квалификации, педагогической платформы и экспозиционного пространства. Искреннее уважение вызывают также его создатели и кураторы, педагоги начала прошлого столетия, которые в непростых условиях послереволюционных лет, исключительно благодаря своим энтузиазму, настойчивости и трудолюбию, смогли организовать, развить и отстоять такой необычный и полезный музей. Желаем их преемникам - и музейщикам, и педагогам, - такого же вдохновения, а также комфортных условий труда, новых интересных проектов и благодарных учеников/посетителей! С праздником!

О.В. Гвоздь

старший научный сотрудник

историко-краеведческого отдела

Источники: 

1. Государственный архив Гомельской области (ГАГО). – Ф. 60. Оп.1. Д. 5.

2. ГАГО. – Ф. 60. Оп.1. Д. 41.

3. ГАГО. – Ф. 60. Оп.1. Д. 56.

4. ГАГО. – Ф. 60. Оп.1. Д. 79.

5. ГАГО. – Ф. 60. Оп.1. Д. 1266.

 

Просмотров: 133
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • От «Музей – школе» до «Музей – родителям»
  • Чай, приют, информпросвет: как молодая советская власть завоевывала любовь ...


  • Раздел » Исследования
     

    Мы в сети

    Популярное

    95-ая выставка Художественного объединения «Товариществ ...
    Выставка Solum classic. Только классика
    Необычные музеи прошлого: Гомельский подвижной педагоги ...
    Лекция-дискурс "Октябрь. Люди и судьбы"
    В Дни Школьных Каникул

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль