_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (19)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Виртуальные выставки » Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей
Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей 26 января 2021

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей

Предметы, размещенные в музейной экспозиции «Интерьерный комплекс в стиле эпохи Наполеона III» позволяют составить представление об особенностях в оформлении богатых жилых апартаментов во второй половине XIX века. Основная часть этой музейной коллекции: мебель, часы, другие предметы интерьера поступила в фонды музея в 2019 году – год 100-летнего юбилея. Ее дополняют музыкальные инструменты, произведения изобразительного искусства, каминные часы, художественный фарфор и стекло, ранее поступившие в фонды музея, а также принадлежащие частному собранию гомельского коллекционера антиквариата С.Л. Путилина.

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей

Введение

Вторая половина XIX века. Что это было за время? В Париже – очередная революция, сгорает замок Тюильри. В России – движение народовольцев, в Академии художеств – бунт 14-ти во главе с Иваном Крамским. В высшем свете, придворных кругах – имперские настроения, ностальгия по сильной монархии, во Франции устанавливается Вторая империя. В эстетическом мировоззрении высшего света формируется так называемый стиль Наполеона III или стиль Второй империи. Точнее сказать – это было смешение разных художественных стилей, отошедших в прошлое, но ярко отражавших вкусы предыдущих монархий. Сам император Наполеон III с супругой Евгенией были покровителями направления, в котором соединились классицизм эпохи Людовика XVI и Марии-Антуанетты, торжественность и помпезность ампира Наполеона Бонапарта, а также элементы Ренессанса и Барокко.

В эпоху Наполеона III в придворных кругах и аристократических домах стало правилом обращение к старым «монархическим» стилям. Это породило приверженность к роскошной обстановке интерьеров, картинам в массивных золоченых рамах, вычурным драпировкам, замысловато декорированной мебели. Создавалось впечатление, что хозяева домов боялись оставить пустое пространство в помещении и заполняли его многочисленными вещами.

Мебель

Во  второй половине XIX века владельцем Гомельского дворца был князь Федор Иванович Паскевич, который провел в нем серьезные переустройства, наполнив залы самой модной мебелью европейских производителей. Пышное убранство дворцовых апартаментов этого периода красноречиво отображено на фотографиях Джованни Бианки из фондов Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, копии которых представлены в экспозиции дворца Румянцевых и Паскевичей на первом этаже.

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейПредмет из интерьерной обстановки дворца Паскевичей есть и в этой экспозиции. У широкого арочного окна стоит один из кофейных столиков, украшенных перламутровой мозаикой, которые изначально вставлялись один в другой.

Мастера-деревщики Второй империи любили изготавливать мебель, которая легко трансформировалась, создавая дополнительные удобства в использовании. Ломберный стол раскладывается для карточной игры, а в собранном виде превращается в приставной столик с инкрустированной верхней крышкой.

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейНовая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейМатериалом для отделки в это время служил переливающийся перламутр, белая кость, красный черепаховый панцирь, обильные кружева золоченой латунной проволочки, отлитые из бронзы накладки ормулю. Прекрасным фоном для тонких витиеватых узоров выступал черный цвет, горизонтальные поверхности нарывались пластинами натурального камня. Несмотря на небольшие размеры, такая мебель смотрится ярко и эффектно. В экспозиции еще находятся стеклянная витрина для коллекций, библиотечный шкаф, разного рода комоды, бюро, секретеры, овальный стол. Им вторят такие мелкие аксессуары интерьера, как настенное зеркало, различные часы, портативный бар и письменный прибор в виде шкатулки.

Произведения изобразительного искусства

Стены богатых домов бывали сплошь увешаны живописными полотнами и гравюрами. Современники очень высоко отзывались об обстановке Гомельского замка Паскевичей, отдавая должное их избирательному вкусу и, конечно, возможностям.

В этом зале помещены копии нескольких картин из собрания Паскевичей: «Поклонение волхвов» великого Рембрандта, «Руины» популярнейшего в свое время художника Юбера Робера, «Балованное дитя» Жана Батиста Греза… Оригиналы этих картин сегодня находятся в Эрмитаже.

Наш современник вряд ли по достоинству оценит произведения графики, отдавая предпочтение яркой и сочной живописи. Украшать дома гравюрами – прерогатива рафинированного XIX века. Согласитесь, насколько замечательно смотрятся произведения подзабытых ныне художников рядом с изящной мебелью и часами!

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейПеред нами преимущественно пейзажи, выполненные резцом в черно-белой гамме. Но это ограничение не мешает нам чувствовать, как разливается тепло фантастически прекрасной ночи на произведении швейцарца Александра Калама!

Очаровательно исполнен освещенный луной уголок хвойного леса… Несомненно, большой популярностью должны были пользоваться не только картины маслом, но и литографии, гравюры и художественные миниатюры, созданные Каламом и посвящённые швейцарской природе…

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейИдиллический пейзаж с рекой и круглой башней выполнен твердой рукой французского архитектора, скульптора, художника-пейзажиста, востоковеда XVIII века Луи-Франсуа Касаса. Это изображение как напоминание о далеких Сирии, Палестине, Египте могло тешить и радовать многих любителей прекрасного…

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейФранцузский художник Жюль Дюпре являлся крупнейшим представителем барбизонской реалистической школы, основателем современного французского пейзажа. За заслуги перед отечеством был награжден орденом Почетного легиона! Поэтичность и тонкий лиризм барбизонцев проникают и в графику. Здесь представлена гравюра, выполненная по картине Жюля Дюпре «Лодка»

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейНа литографии Анри Дюрана-Браже «Долина Лонг-Вуд» изображен фрагмент острова св. Елены, на котором, как известно, провел свои последние годы бывший император Франции Наполеон Бонапарт. Художник оставил множество свидетельств с мест ярких событий. Во время Крымской войны 1853-56 года был корреспондентом нескольких французских газет, нарисовал десятки панорам Кинбурна, Очакова, Севастополя… Позвольте зачитать строки из одного письма, написанного живописцем, гравёром, фотографом первой половины девятнадцатого века Дюраном-Бранже.

«Вот уж который месяц по воле Всевышнего я нахожусь в морском путешествии на одном из кораблей нашей славной флотилии. Война, которую мы совместно с нашими братьями британцами ведём против русских варваров, заставила меня оставить свою уютную мастерскую в Париже и отправиться в дальнее плавание. Со мной мои карандаши, картон и новомодная игрушка – фотоаппарат, которая оказывает мне огромную услугу, ибо событий много, а зарисовать каждое из них у меня не хватает ни времени, ни сил…».

Искусство фотографии в XIX веке постепенно возрастало. Коричневатый снимок на стекле с изображением Сикстинской мадонны Рафаэля  экспонируется сейчас в одном из залов нашего музея. Вид Политехнического университета в Риге – в этой экспозиции – относится к редким произведениям фотографического искусства…

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейЧасто встречалась в домах высшего света и скульптура. Обратимся к бронзовой статуэтке полуобнаженного мужчины с крылышками на ногах. Рассмотрим две версии. Перед нами древнегреческий герой Персей, обезглавивший Медузу Горгону, в том числе благодаря наличию крылатых сандалий. Это может быть и Гермес. Посланец богов, инициатор многих хитроумных затей Гермес стал любимым, широко распространенным в искусстве XVIIXIX веков типажом. А его непременными атрибутами являются кадуцей и крылатые сандалии…

Предметы декоративно-прикладного искусства

Для искусства парижских Салонов эпохи Второго Ампира вообще довольно модными были стилизации под античность, так называемый "неогрек".

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейБронзовая скульптура аквилифера – знаменосца древнеримского легиона помещена на высоком ступенчатом постаменте из бежевого мрамора, декорированном бронзовыми накладными рельефами аллегорий в виде гениев, растительных завитков и атрибутов военной славы; в его правой руке короткий меч, левой он придерживает на плече штандарт легиона с орлом; воин застыл в порывистом движении, сделав шаг на бронзовое возвышение, имитирующее природный холм, в который вмонтирован часовой барабан.

Механизм этих часов выполнен знаменитой в Европе французской мастерской Оноре Понса, получившей за свои изделия золотую медаль Парижской промышленной выставки 1827 года.

На других каминных часах – молодой человек со шпагой, одетый по моде итальянского Ренессанса сидит на невысоком постаменте, имитирующем холм с фрагментами античных руин.

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейБронзовая скульптура всадницы, облокотившейся на круп лошади, тоже находится на постаменте в виде холма, как будто на лоне природы. В основание с охотничье-пасторальными атрибутами золоченой бронзы вмонтирован часовой циферблат с механизмом фирмы Жапи. Это была французская династия часовых мастеров, их фабрика была основана в конце XVIII ст. Фредериком Жапи, который предал дело сыновьям – братьям Жапи, которые подписывали свою продукцию «Жапи Фререс».

Новая экспозиция во дворце Румянцевых и ПаскевичейСтоящие на книжном шкафу часы в стиле Наполеона III уже имеют клеймо «Жапи и компания», когда на основе этого предприятия произошло слияние нескольких фирм.

Внимательно разглядывая эти небольшие по размеру часы, мы сегодня пытаемся представить себе ту мастерскую, где часовщик собирает их механизм, краснодеревщика, который вырезает корпус сложной скрипичной формы, я рисую себе образ тех господ, в чей дом они были куплены и поставлены в гостиной-салоне… Сколько времени они успели отмерить, сколько утекло?

Время всегда неумолимо, а мы в музее стараемся его приостановить, зафиксировать взгляд на каких-то уже давно ушедших в былое мгновениях. И сегодня эти часы, другие предметы эпохи Наполеона III создают атмосферу гостиной-салона, с которым может познакомиться наш современник.

Авторы текста Татьяна Литвинова и Елена Калугина

 

Просмотров: 757
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Предметы интерьера в стиле эпохи Наполеона III из частного собрания Сергея ...
  • Выставка "Наполеон III в гомельском дворце"


  • Раздел » Виртуальные выставки
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль