Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Виртуальные выставки > Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей
Новая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей26 января 2021 |
Предметы, размещенные в музейной экспозиции «Интерьерный комплекс в стиле эпохи Наполеона III» позволяют составить представление об особенностях в оформлении богатых жилых апартаментов во второй половине XIX века. Основная часть этой музейной коллекции: мебель, часы, другие предметы интерьера поступила в фонды музея в 2019 году – год 100-летнего юбилея. Ее дополняют музыкальные инструменты, произведения изобразительного искусства, каминные часы, художественный фарфор и стекло, ранее поступившие в фонды музея, а также принадлежащие частному собранию гомельского коллекционера антиквариата С.Л. Путилина. Введение Вторая половина XIX века. Что это было за время? В Париже – очередная революция, сгорает замок Тюильри. В России – движение народовольцев, в Академии художеств – бунт 14-ти во главе с Иваном Крамским. В высшем свете, придворных кругах – имперские настроения, ностальгия по сильной монархии, во Франции устанавливается Вторая империя. В эстетическом мировоззрении высшего света формируется так называемый стиль Наполеона III или стиль Второй империи. Точнее сказать – это было смешение разных художественных стилей, отошедших в прошлое, но ярко отражавших вкусы предыдущих монархий. Сам император Наполеон III с супругой Евгенией были покровителями направления, в котором соединились классицизм эпохи Людовика XVI и Марии-Антуанетты, торжественность и помпезность ампира Наполеона Бонапарта, а также элементы Ренессанса и Барокко. В эпоху Наполеона III в придворных кругах и аристократических домах стало правилом обращение к старым «монархическим» стилям. Это породило приверженность к роскошной обстановке интерьеров, картинам в массивных золоченых рамах, вычурным драпировкам, замысловато декорированной мебели. Создавалось впечатление, что хозяева домов боялись оставить пустое пространство в помещении и заполняли его многочисленными вещами. Мебель Во второй половине XIX века владельцем Гомельского дворца был князь Федор Иванович Паскевич, который провел в нем серьезные переустройства, наполнив залы самой модной мебелью европейских производителей. Пышное убранство дворцовых апартаментов этого периода красноречиво отображено на фотографиях Джованни Бианки из фондов Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, копии которых представлены в экспозиции дворца Румянцевых и Паскевичей на первом этаже.
Мастера-деревщики Второй империи любили изготавливать мебель, которая легко трансформировалась, создавая дополнительные удобства в использовании. Ломберный стол раскладывается для карточной игры, а в собранном виде превращается в приставной столик с инкрустированной верхней крышкой.
Произведения изобразительного искусства Стены богатых домов бывали сплошь увешаны живописными полотнами и гравюрами. Современники очень высоко отзывались об обстановке Гомельского замка Паскевичей, отдавая должное их избирательному вкусу и, конечно, возможностям. В этом зале помещены копии нескольких картин из собрания Паскевичей: «Поклонение волхвов» великого Рембрандта, «Руины» популярнейшего в свое время художника Юбера Робера, «Балованное дитя» Жана Батиста Греза… Оригиналы этих картин сегодня находятся в Эрмитаже. Наш современник вряд ли по достоинству оценит произведения графики, отдавая предпочтение яркой и сочной живописи. Украшать дома гравюрами – прерогатива рафинированного XIX века. Согласитесь, насколько замечательно смотрятся произведения подзабытых ныне художников рядом с изящной мебелью и часами!
Очаровательно исполнен освещенный луной уголок хвойного леса… Несомненно, большой популярностью должны были пользоваться не только картины маслом, но и литографии, гравюры и художественные миниатюры, созданные Каламом и посвящённые швейцарской природе…
«Вот уж который месяц по воле Всевышнего я нахожусь в морском путешествии на одном из кораблей нашей славной флотилии. Война, которую мы совместно с нашими братьями британцами ведём против русских варваров, заставила меня оставить свою уютную мастерскую в Париже и отправиться в дальнее плавание. Со мной мои карандаши, картон и новомодная игрушка – фотоаппарат, которая оказывает мне огромную услугу, ибо событий много, а зарисовать каждое из них у меня не хватает ни времени, ни сил…». Искусство фотографии в XIX веке постепенно возрастало. Коричневатый снимок на стекле с изображением Сикстинской мадонны Рафаэля экспонируется сейчас в одном из залов нашего музея. Вид Политехнического университета в Риге – в этой экспозиции – относится к редким произведениям фотографического искусства…
Предметы декоративно-прикладного искусства Для искусства парижских Салонов эпохи Второго Ампира вообще довольно модными были стилизации под античность, так называемый "неогрек".
Механизм этих часов выполнен знаменитой в Европе французской мастерской Оноре Понса, получившей за свои изделия золотую медаль Парижской промышленной выставки 1827 года. На других каминных часах – молодой человек со шпагой, одетый по моде итальянского Ренессанса сидит на невысоком постаменте, имитирующем холм с фрагментами античных руин.
Внимательно разглядывая эти небольшие по размеру часы, мы сегодня пытаемся представить себе ту мастерскую, где часовщик собирает их механизм, краснодеревщика, который вырезает корпус сложной скрипичной формы, я рисую себе образ тех господ, в чей дом они были куплены и поставлены в гостиной-салоне… Сколько времени они успели отмерить, сколько утекло? Время всегда неумолимо, а мы в музее стараемся его приостановить, зафиксировать взгляд на каких-то уже давно ушедших в былое мгновениях. И сегодня эти часы, другие предметы эпохи Наполеона III создают атмосферу гостиной-салона, с которым может познакомиться наш современник. Авторы текста Татьяна Литвинова и Елена Калугина
Вернуться назад |