Разделы


Календарь

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 

Архив

Февраль 2019 (11)
Январь 2019 (17)
Декабрь 2018 (2)
Ноябрь 2018 (12)
Октябрь 2018 (9)
Сентябрь 2018 (9)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » «ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…»
«ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…» 18 марта 2016

«ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…»В музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля прошла выставка произведений старейшего гомельского живописца, заслуженного деятеля искусства БССР Бориса Федоровича Звиногродского, которому в этом году исполнилось бы 120 лет.

Далеко не каждому человеку удается оставить свой след. А через годы и годы «свет далекой звезды» (по аналогии с телепередачей А. Доморацкого) достигает потомков, если человек действительно был особенным, ярким, светлым, оказавшим большое влияние на жизнь своих современников… Не в этом ли кроется причина всеобщего уважения, любви к нашему юбиляру, а также долгой памяти гомельчан?

Я з табой сваiм лесам павязан,

Назауседы зраднiуся душой,

Я каханнем табе абавязан,

Усей шчаслiваю доляй сваей. (А. Вулах, г. Гомель)

В этих стихотворных строках, посвященных нашему городу, все имеет отношение к Звиногродскому. Связь с Гомелем у него была в каком-то смысле нерасторжима: впервые приехал в 20-х, вернулся после войны в 44-м, затем женитьба на гомельчанке Надежде Александровне и рождение долгожданного сына... И для нашего города жизненный путь Бориса Федоровича имеет большое значение. Во-первых, выдающиеся педагоги, такие как Звиногродский, способствуют появлению выдающихся учеников, а те, в свою очередь, передают эстафету дальше. Эта закономерность четко прослеживается в жизни. Во-вторых, изучать жизнь и творчество лучших художников Гомельщины, коллекционировать их произведения музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля считает своим долгом. В этом, помимо прочих неотъемлемых функций, выражается его участие в культурной жизни Беларуси.

Мы старались следовать буквально за каждым поворотом в судьбе Бориса Федоровича Звиногродского, ибо давно известно, что «бог в мелочах». Сколько интересных исторических фактов открывается при этом! Родился он в 1896 году в городе Артвине Батумской губернии, которая вскоре стала принадлежностью Турции. Первые шаги в рисовании были сделаны в столице Украины до 1934 года - Харькове под руководством академика С. Васильковского и в частной студии Е. Агафонова, затем последовала учеба в Москве у А. Келина. Несмотря на то, что еще в юности Борис Федорович определился, что быть ему «певцом природы», успел окончить четыре курса юридического факультета Московского университета, посещая одновременно занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В первую мировую войну Звиногродский был летчиком, причем, учился летному мастерству у самого Уткина. После крупной аварии с небом пришлось расстаться. В 1918 году в составе Красной Армии попал в Беларусь, где после болезни тифом был вынужден демобилизоваться.

Гражданский долг выполнен, а впереди, можно сказать, расстилается вся жизнь. И вот в 20-х годах Звиногродский начал преподавать рисование и черчение, сначала в школах г.п. Костюковки и Еремино, затем в Гомеле. Отныне преподавание становится неотъемлемой частью жизни Бориса Федоровича. С 1925 года он стал принимать участие в областных и республиканских выставках. До войны работал главным художником Республиканского театра кукол, который располагался в то время в Гомеле, при этом преподавал в изостудиях города.

Началась Великая Отечественная война. В газете «Раздавим фашистскую гадину», затем в агитбригаде театра кукол в Ростовской области в 1942 году Звиногродский работал художником. После освобождения в ноябре 1943 года Гомель почти полностью лежал в руинах. Тем не менее, в 1944 году Борис Федорович возвращается в ставший родным город. Он всегда говорил: «Мы, художники, работаем для народа!», подтверждая свои слова на практике. Кистью писал летопись обновления Гомеля. В эти годы в основном созданы произведения, в которых отображено восстановление народного хозяйства.

В 1946 году Звиногродский стал членом союза художников СССР. Руководил Университетом художественного образования, открытом во Дворце культуры железнодорожников имени Ленина в 1958 году. Совместно с народным артистом БССР А.А. Рыбальченко на базе этого же Дворца культуры осуществил множество театральных постановок. Среди учеников Звиногродского была Зоя Литвинова, братья Покаташкины и многие другие выдающиеся творческие личности. За большие заслуги в деле развития белорусской культуры Борис Федорович был удостоен звания заслуженного деятеля искусства БССР. Элегантный, всегда подтянутый, с неизменным галстуком-бабочкой, он являл яркий образ интеллигента, имеющего прямое отношение к искусству.

«ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…»Общественная работа всегда шла рука об руку с творческой. Сегодня в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля собрана существенная часть наследия художника: около 40 картин, множество фотографий, документов, каталоги выставок. В 2015 в фонды поступило еще три работы Звиногродского, в том числе автопортрет и два пейзажа. На пороге старости художник пристально всматривается в свои постепенно изменяющиеся черты, изображает себя без сентиментальности и в полном соответствии с требованиями  академического мастерства.

В музейном собрании выделяется большой цикл произведений с изображением реки Сож.

В старом парке над кручей шумят тополя,

Сож, как небо весны голубится,

И купаются в нем, отражаясь, поля,

И парят облака, словно птицы. (С. Проскуряков «Мой Гомель»)

Живописцу удалось создать действительно характерные пейзажи с этой водной артерией Гомельщины. Они настолько покорили жителей своей правдивостью, что Бориса Федоровича прозвали «певцом Сожа».

 

«ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…»

«ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…»Недавно музеем был приобретен портрет Б.Ф.Звиногродского, написанный минским автором Циркуновым А.И. На картине изображен художник в «булгаковской» шапочке мастера, он стоит в задумчивости, отвернувшись от чистого холста. Подробно описана обстановка мастерской, скомканный рабочий фартук брошен на полку, на подоконнике теснятся кактусы разных видов. Очевидно это любимые растения художника. 

 

Говорят: «Искусство – наша совесть». Время жизни Звиногродского было очень насыщенным и политически сложным. Авангардизм 20-х, эксперименты общества станковистов в 30-х, «суровый стиль» 60-х, «нонконформизм» 70-х… Все эти «-измы» XX века как бы не затронули взглядов Бориса Федоровича, а принципы «социалистического реализма», навязываемого советским художникам, мягко трансформировались в его творчестве. Мировоззрению Звиногродского, сформированному под руководством художника-передвижника Абрама Ефимовича Архипова, остались чужды искания художников-новаторов. Через всю жизнь пронес он любовь к Левитану, Белыницкому–Бируля, Ромасу и Ромадину. Писал с полной отдачей окружающую природу, город, людей, среди которых жил. Внимательно изучал натуру, тщательно продумывал и выписывал детали своих картин, размышляя при этом над большими задачами искусства. Теперь очевидно не только художественное, но и краеведческое значение произведений Звиногродского.

В 1982 году мастера не стало.

Находясь уже в очень преклонных годах, Борис Федорович рассказывал, что работает над темой, которую можно обрисовать так: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое… Главная мысль – неумолимое движение жизни вперед, смена старого молодым. Сплошной стеной стоит старый лес… а на переднем плане тянутся к солнцу, к свету тоненькие молодые деревца. Хотя их немного, их строй редок, но за ними будущее».

Напрасно переживал художник за судьбу академического искусства! Оно по-прежнему в почете, представляет собой основу русской живописи. И память об этом человеке, педагоге, творце продолжает жить в нас. Хочется с большим уважением произнести в ответ от имени «незнакомого племени»: «Здравствуйте, Борис Федорович! А мы Вас знаем…»

 

Калугина Елена Иосифовна,

младший научный сотрудник музея

Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Просмотров: 899
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка произведений старейшего гомельского живописца Б.Ф. Звиногродского
  • Певец Сожа Борис Звиногродский


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Анонсы

    Летопись музея

    План

    Погода

    Гомель

    Популярное

    Выставка «Искусство шоколада»
    Выставка «Кольца времени»
    Выставка "Родные просторы в акварельных мотивах"
    Приглашаем взрослых и родителей с детьми от 4-х лет на ...
    Коллекция анималистики в частном собрании Сергея Путили ...

    Статистика

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль