Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > «ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…»
«ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ НЕЗНАКОМОЕ…»18 марта 2016 |
Далеко не каждому человеку удается оставить свой след. А через годы и годы «свет далекой звезды» (по аналогии с телепередачей А. Доморацкого) достигает потомков, если человек действительно был особенным, ярким, светлым, оказавшим большое влияние на жизнь своих современников… Не в этом ли кроется причина всеобщего уважения, любви к нашему юбиляру, а также долгой памяти гомельчан? Я з табой сваiм лесам павязан, Назауседы зраднiуся душой, Я каханнем табе абавязан, Усей шчаслiваю доляй сваей. (А. Вулах, г. Гомель) В этих стихотворных строках, посвященных нашему городу, все имеет отношение к Звиногродскому. Связь с Гомелем у него была в каком-то смысле нерасторжима: впервые приехал в 20-х, вернулся после войны в 44-м, затем женитьба на гомельчанке Надежде Александровне и рождение долгожданного сына... И для нашего города жизненный путь Бориса Федоровича имеет большое значение. Во-первых, выдающиеся педагоги, такие как Звиногродский, способствуют появлению выдающихся учеников, а те, в свою очередь, передают эстафету дальше. Эта закономерность четко прослеживается в жизни. Во-вторых, изучать жизнь и творчество лучших художников Гомельщины, коллекционировать их произведения музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля считает своим долгом. В этом, помимо прочих неотъемлемых функций, выражается его участие в культурной жизни Беларуси. Мы старались следовать буквально за каждым поворотом в судьбе Бориса Федоровича Звиногродского, ибо давно известно, что «бог в мелочах». Сколько интересных исторических фактов открывается при этом! Родился он в 1896 году в городе Артвине Батумской губернии, которая вскоре стала принадлежностью Турции. Первые шаги в рисовании были сделаны в столице Украины до 1934 года - Харькове под руководством академика С. Васильковского и в частной студии Е. Агафонова, затем последовала учеба в Москве у А. Келина. Несмотря на то, что еще в юности Борис Федорович определился, что быть ему «певцом природы», успел окончить четыре курса юридического факультета Московского университета, посещая одновременно занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В первую мировую войну Звиногродский был летчиком, причем, учился летному мастерству у самого Уткина. После крупной аварии с небом пришлось расстаться. В 1918 году в составе Красной Армии попал в Беларусь, где после болезни тифом был вынужден демобилизоваться. Гражданский долг выполнен, а впереди, можно сказать, расстилается вся жизнь. И вот в 20-х годах Звиногродский начал преподавать рисование и черчение, сначала в школах г.п. Костюковки и Еремино, затем в Гомеле. Отныне преподавание становится неотъемлемой частью жизни Бориса Федоровича. С 1925 года он стал принимать участие в областных и республиканских выставках. До войны работал главным художником Республиканского театра кукол, который располагался в то время в Гомеле, при этом преподавал в изостудиях города. Началась Великая Отечественная война. В газете «Раздавим фашистскую гадину», затем в агитбригаде театра кукол в Ростовской области в 1942 году Звиногродский работал художником. После освобождения в ноябре 1943 года Гомель почти полностью лежал в руинах. Тем не менее, в 1944 году Борис Федорович возвращается в ставший родным город. Он всегда говорил: «Мы, художники, работаем для народа!», подтверждая свои слова на практике. Кистью писал летопись обновления Гомеля. В эти годы в основном созданы произведения, в которых отображено восстановление народного хозяйства. В 1946 году Звиногродский стал членом союза художников СССР. Руководил Университетом художественного образования, открытом во Дворце культуры железнодорожников имени Ленина в 1958 году. Совместно с народным артистом БССР А.А. Рыбальченко на базе этого же Дворца культуры осуществил множество театральных постановок. Среди учеников Звиногродского была Зоя Литвинова, братья Покаташкины и многие другие выдающиеся творческие личности. За большие заслуги в деле развития белорусской культуры Борис Федорович был удостоен звания заслуженного деятеля искусства БССР. Элегантный, всегда подтянутый, с неизменным галстуком-бабочкой, он являл яркий образ интеллигента, имеющего прямое отношение к искусству.
В музейном собрании выделяется большой цикл произведений с изображением реки Сож. В старом парке над кручей шумят тополя, Сож, как небо весны голубится, И купаются в нем, отражаясь, поля, И парят облака, словно птицы. (С. Проскуряков «Мой Гомель») Живописцу удалось создать действительно характерные пейзажи с этой водной артерией Гомельщины. Они настолько покорили жителей своей правдивостью, что Бориса Федоровича прозвали «певцом Сожа».
![]()
Говорят: «Искусство – наша совесть». Время жизни Звиногродского было очень насыщенным и политически сложным. Авангардизм 20-х, эксперименты общества станковистов в 30-х, «суровый стиль» 60-х, «нонконформизм» 70-х… Все эти «-измы» XX века как бы не затронули взглядов Бориса Федоровича, а принципы «социалистического реализма», навязываемого советским художникам, мягко трансформировались в его творчестве. Мировоззрению Звиногродского, сформированному под руководством художника-передвижника Абрама Ефимовича Архипова, остались чужды искания художников-новаторов. Через всю жизнь пронес он любовь к Левитану, Белыницкому–Бируля, Ромасу и Ромадину. Писал с полной отдачей окружающую природу, город, людей, среди которых жил. Внимательно изучал натуру, тщательно продумывал и выписывал детали своих картин, размышляя при этом над большими задачами искусства. Теперь очевидно не только художественное, но и краеведческое значение произведений Звиногродского. В 1982 году мастера не стало. Находясь уже в очень преклонных годах, Борис Федорович рассказывал, что работает над темой, которую можно обрисовать так: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое… Главная мысль – неумолимое движение жизни вперед, смена старого молодым. Сплошной стеной стоит старый лес… а на переднем плане тянутся к солнцу, к свету тоненькие молодые деревца. Хотя их немного, их строй редок, но за ними будущее». Напрасно переживал художник за судьбу академического искусства! Оно по-прежнему в почете, представляет собой основу русской живописи. И память об этом человеке, педагоге, творце продолжает жить в нас. Хочется с большим уважением произнести в ответ от имени «незнакомого племени»: «Здравствуйте, Борис Федорович! А мы Вас знаем…»
Калугина Елена Иосифовна, младший научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Вернуться назад |