С 19 февраля по 13 марта в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей работает
выставка произведений старейшего гомельского живописца Б.Ф. Звиногродского. Она приурочена к 120-летию со дня рождения художника и являет интересный сплав жизни и творчества мастера и его времени.
Борис Федорович Звиногродский родился в 1896 году в г. Артвине Батумской губернии (позже стала территорией Турции) в семье адвоката. Первые художественные опыты состоялись в Харькове в 1906 году под руководством академика С. Васильковского и в частной студии Е. Агафонова, затем в Москве у А. Келина. Безусловно, самый большой след на формировании личности Звиногродского оставил известный русский художник А.Е. Архипов, преподававший в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Борис Федорович, учась в Московском университете на факультете права, одновременно посещал занятия в МУЖВЗ у Архипова. Так продолжалось до 1918 года.
Борис Звиногродский вступил добровольцем в Красную Армию и с ее частями попал в Беларусь, где после болезни тифом вскоре был демобилизован. Звиногродский начинает свою деятельность в качестве преподавателя рисования и черчения в школах г.п. Костюковки и Еремино. Отныне преподавание становится неотъемлемой частью жизни. Затем перебирается в Гомель, где также работает в школах и техникумах. С 1925 года он начинает принимать участие в областных и республиканских выставках.
Своими любимыми авторами он называл Левитана, Белыницкого-Бируля, Ромаса и Ромадина. Это все известные художники-пейзажисты. Именно пейзаж, исполненный в реалистической манере, превалирует в творчестве Звиногродского. «Возможность поделиться своими открытиями, рассказать людям о земной красоте, доставляет мне большую радость», - эти слова Бориса Федоровича стали кредо художника на всю оставшуюся жизнь.
С 1938 по 1941 год Борис Федорович работает главным художником Республиканского театра кукол, находившегося в то время в Гомеле, при этом преподает в изостудиях Дворца пионеров и Дворца культуры железнодорожников.
Затем снова была война - Великая Отечественная. Если в первую мировую войну Звиногродский принял в ней участие в качестве летчика (после аварии был списан), то теперь пригодились другие его умения. В газете «Раздавим фашистскую гадину» (1941) и в агитбригаде театра кукол в Ростовской области (1942) работал художником. Наверняка и в Самарканде, куда вскоре пришлось перебраться, Борис Федорович не остался без дела.
После своего освобождения в 1943 году ставший родным Гомель встретил Звиногродского руинами и пепелищами. Борис Федорович всегда говорил: «Мы, художники, работаем для народа!», подтверждая свои слова на практике. Он кистью писал летопись обновляющегося города. В эти годы созданы произведения, отображающие напряженные будни горожан и колхозников, занятых восстановлением народного хозяйства. С 1944 по 1948 год продолжает трудиться главным художником Гомельского театра кукол. Становится членом союза художников СССР (1946). Работал в мастерских худфонда БССР (с 1948). Совместно с народным артистом БССР А.А. Рыбальченко осуществил множество театральных постановок во Дворце культуры железнодорожников. Многие гомельчане посещали факультет изобразительного искусства Университета художественного образования при Дворце культуры железнодорожников имени Ленина, которым с момента открытия руководил Б.Ф. Звиногродский (1958). Сотни школьников внимали его лекциям-беседам об изобразительном творчестве. Элегантный, всегда подтянутый, с неизменным галстуком-бабочкой, он являлся ярким образцом интеллигента, имеющего непосредственное отношение к искусству.
За выдающиеся заслуги в деле развития белорусской культуры Борис Федорович был удостоен звания заслуженного деятеля искусства БССР (1956).
Общественная работа всегда шла рука об руку с творческой. В музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля хранится существенная часть наследия художника: около 40 картин, множество фотографий, документов, каталоги выставок. В собрании выделяется большой цикл произведений с изображением Сожа - водной артерией Гомельщины. От них веет широким привольем белорусской земли. Живописцу удалось создать действительно характерные пейзажи, полюбившиеся зрителю, не зря именно его прозвали «певец Сожа». А можно дополнить: «певец восстанавливающегося Гомеля», «певец преобразования человеком родной земли» ит.д.
Несмотря на кажущуюся простоту композиций и колорита произведений, Звиногродский писал кропотливо, подолгу, уделяя большое внимание деталям. Благодаря этой особенности его творчество имеет еще и краеведческое значение. В наше время многое, что отметил глаз художника, кардинально изменилось. Находясь в очень преклонных годах, Борис Федорович рассказывал: «Сейчас я работаю над темой, которую можно назвать так: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое... Главная мысль этого произведения - неумолимое движение жизни вперед, смена старого молодым. Сплошной стеной стоит старый лес... а на переднем плане тянутся к солнцу, к свету тоненькие молодые деревца. Хотя их немного, их строй редок, но за ними будущее».
В 1982 году мастера не стало.
Выставка представит наглядно не только жизнь и творчество этого замечательного гомельского художника, но и время, в которое он жил, работал, творил. Произведения в духе социалистического реализма уроженцев Гомельщины дополнят знакомство с художественным наследием «певца Сожа».
Вход на выставку включен в стоимость билета на посещение II этажа центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей: взрослые - 30 000 рублей; учащиеся, студенты, пенсионеры - 20 000 рублей.
Тел. для справок: 8 (0232) 70 33 40, 70 33 41, 75 80 93.