_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Конференции и семинары » Конференция «Роль музея в воспитании и развитии личности»
Конференция «Роль музея в воспитании и развитии личности» 3 апреля 2009

Комитетом по культуре Курской области и Курским областным краеведческим музеем (Россия) издан сборник материалов международной научно-практической конференции «Роль музея в воспитании и развитии личности». Курск, 2008.

В данной конференции принимали участие и сотрудники музея «Гомельского дворцово-паркового ансамбля». С темой «Роль музея в воспитании личности. Организация работы с детьми» выступила ззаведующая отделом научно-просветительской работы  и связей с общественностью Надежда Брагина.

Тезис выступления
«Роль музея в воспитании личности. Организация работы с детьми»

Музей, как известно, это, прежде всего, память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Являясь научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, содействуют повышению культурно-образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. Музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания. По-существу, музей «является школой вещей, школой визуального, пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения и факт их антропогенности, рукотворности». Музей в понимании современной музеологии - это особая образовательная среда.

Именно поэтому, одной из основных миссий музея является его образовательная деятельность, которая является важной составляющей институционной роли музея. А отношения музея со школами всех уровней - это важное измерение его институционного контекста, требующего квалифицированного управления. Музеи постепенно пересматривают свою роль в качестве общественных образовательных учреждений. В работе со школьниками музеи делают ставку на развитие представлений детей о мире, способности наблюдать, классифицировать и генерировать информацию.

Музей и школа похожи в одном: оба являются своего рода общественным и культурным учреждением. Разумеется, к процессу образования музей и школа подходят фундаментально различно. Преподавание в школе ведется на основе учебной программы и организовано по предметам или курсам. Учебный процесс в школе достаточно регламентирован, уровень знаний контролируется. Музеи действуют в сфере неформального или «параллельного» образования: сюда приходят в свободное время. Музейная публика весьма разнородна по возрасту, интересам, социальному и имущественному положению.

Музей не «иллюстрирует» историю, не учит ей, а формирует у человека личные отношения к тем или иным историческим фактам. Непосредственный контакт с музейным предметом помогает формированию исторической сознательности человека, под которой понимают «осмысление человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым и будущим». Задача музея - сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию.

К сожалению, некоторые учителя порой недостаточно представляют себе специфику образовательных возможностей музея, полагая, например, что здесь за час можно узнать «все о чем или о ком-либо». Поэтому особенно важным является знакомство с традициями музейной педагогики. Теория и практика культурно-образовательной деятельности музеев оказала едва ли не самое большое влияние на развитие этой науки.

Наиболее значительными задачами музеев в сфере образования, согласно мировой тенденции, являются:
- Развитие способности извлекать информацию из первоисточника на основе наблюдения явлений природы или осмотра предметов материальной среды.
- Формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с творениями природы или предметами материальной среды.
- Привитие навыков самостоятельного обучения.
- Мотивация процесса обучения.

Ради осуществления этих задач музей устанавливает партнерство со школами. И одной из наиболее значительных тенденций в деятельности музея является включение школ разных уровней в учебный процесс на основе планирования совместной деятельности. Форма и уровень контактов музея и школы во многом зависит от взаимопонимания учителя и музейного педагога. Их сотрудничество требует не только желания совместно работать и изобретать, но и умения учиться друг у друга, а затем объединиться для реализации поставленных целей.

Организуя отношения музея с образовательными учреждениями, важно понимать, что музей - прекрасное место для неформального взаимодействия с культурой, а школы лучше приспособлены для формального образования. Осознание и сохранение этого различия обычно способствует тому, чтобы музей и образовательное учреждение делали каждый свое дело, не пытаясь подменять друг друга. Именно школа должна открыть детям разнообразие путей освоения культуры - привести их в библиотеку, музей или театр, формируя тем самым устойчивую потребность в общении с культурными ценностями. В связи с этим становится вероятной необходимость разработки таких программ, которые бы «вывели» детей за границы школы, дополнили бы, а в некоторых случаях и заменили бы преподавание в классе на беседы среди живой природы или в музейных экспозициях. Другими словами, у детей появляется возможность получать знания в мире культуры. И здесь экспозиция музея является своеобразным, специально организованным эстетичным пространством, которое уже само по себе оказывает эмоциональное воздействие на человека. Однако она включает и много невидимых на первый взгляд тайн, загадок, знаков. Умение ориентироваться в экспозиции, «читать» ее, часто называют музейной культурой.

В центре музейной коммуникации всегда стоит посетитель. В живом, непосредственном взаимодействии с аудиторией работает музейный педагог. Здесь надо сказать, что передача научных знаний не является специфической задачей музея, и ему не обязательно брать на себя функцию, с которой справляется школа, учебник, научно-популярная лекция и др. Музей - не вспомогательный образовательный институт, который подчинен школе, подменяет ее на определенных направлениях деятельности, или просто иллюстрирует школьное образование, а самостоятельный, самодостаточный центр культуры и образования.

Традиционно, наиболее популярными среди учащихся остаются групповые посещения музея. Их педагогический успех во многом зависит от компетентности учителя, его умения сориентироваться в нестандартной учебной ситуации, способности заинтриговать класс предварительным рассказом о музее. Поэтому перед первым посещением музея целесообразно провести в классе беседу о том, что такое музей и как вести себя в нем (например, музейный урок «Завтра мы пойдем в музей»), и лучше всего, если это сделает научный сотрудник музея. Второй встречей с музеем для детей должно стать музейное занятие «Здравствуй, музей!».  

Система обучения и воспитания в музее - это непрерывный, преемственный, последовательный процесс, а чтобы он стал еще и действенным, необходимо добиваться сознательности и активности аудитории. Вся музейная информация должна подаваться в доступной, интересной форме, пропускаться через чувства детей. Для маленького человека реальная повседневность легко переходит в сказку, мифологическое воображение. Поэтому фантазия без трудностей переносит детей в другие далекие времена. А это содействует проникновению, осмыслению образно-символической сущности музейной экспозиции, возникновению чувственных отношений к истории. Вот поэтому во время работы с маленькими детьми в музее так часто используют воображаемые путешествия в прошлое. Это значительно более эффективно, чем просто рассказывать про историю, тем более что информация, которая не относится к детям непосредственно, ими плохо воспринимается и быстро забывается.

Характерной особенностью восприятия явлений и событий окружающей действительности в этом возрасте является феномен «наивного реализма», склонность видеть в музее буквальное воссоздание некой жизненной ситуации. Система музейных занятий может содействовать преодолению этого феномена, превращению «наивного реализма» в образное мышление.

Опираясь на возрастные психологические особенности детей, создается методика проведения музейных занятий. Общепринято считать ведущим методом работы с детьми - метод игры. Игра - естественное состояние детей. Играя, они познают мир, в игре раскрываются их эмоции, пробуждается интерес, активизируется сознание. Дети очень любят играть вместе с взрослыми, что содействует их хорошему контакту с музейным педагогом, который организует игру и сам участвует в ней. Очень важно создать атмосферу доверия и соучастия. Нельзя критиковать детей, делать замечания, когда их внимание рассеивается. Лучше предложить им более интересное задание, активизировать их внимание новым методическим приемом. К таким игровым приемам можно отнести игру с отдельным предметом, рассмотреть его, представить для чего и кем он был создан, сравнить его с современным аналогом, попробовать имитировать образ действия этим предметом и т.д. Ни одно музейное занятие не обходится без рассказа, описания, объяснения музейного педагога. Однако надо помнить, что такие «монологи» не должны быть долгим по времени, и рассказ в музее - всегда яркий, образный, эмоциональный. А лучше его вообще заменить сказкой. «Сказочная» интонация, тихий голос, волшебные перевоплощения - все это очень увлекает детей и создает неповторимую атмосферу. 

Очень часто музейные педагоги пользуются методом вопросов и ответов. Вопросы не только активизируют детей, они подводят их к нужной мысли, выводу, решению. Хотелось бы упомянуть и метод театрализации, который активно используется в музейной деятельности, когда театральными средствами «воссоздается» определенная эпоха, или событие, «оживают» предметы и происходит определенное драматическое действо.

Чтобы работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста была более эффективной, нельзя ограничиваться только созданием программ и проведением музейных занятий в ее границах. Необходим этап контроля эффективности занятий. Оценить этот эффект можно и по эмоциональному состоянию детей после занятия, и с помощью конкурсов, викторин, системы заданий, которые предлагаются выполнить детям, особенно когда эти задания специально разработаны и выполнены печатным способом. Все это помогает не только проверить качество усвоения материала, но и служит объектом социального исследования, содействуют установлению обратных связей с аудиторией. 

Во многих музеях наметились тенденции создания целостной системы работы с детьми. Эта тенденция выявилась в разработке разнообразных программ для учащихся школ разных уровней. Занятия с детьми имеют свою специфику и требуют отличительного таланта и знаний, специальных программ и методик. Так, например, в рамках реализации идеологической и воспитательной работы учреждений образования и культуры и в целях патриотического воспитания белорусской молодежи, государственным историко-культурным учреждением «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» совместно с Урицкой средней общеобразовательной школой, где базируется Центр информационных технологий и ресурсов отдела образования Гомельского райисполкома, разработан уникальный совместный проект. Этим проектом является комплексно-целевая программа «Музей - школе», которая ориентирована на целенаправленное приобщение детей, учащейся молодежи к музею и представляет собой дополнение к курсу гуманитарных дисциплин. Данная программа разработана в соответствии с учебными программами и с учетом возрастных особенностей, а также предусматривает комплексное использование разнообразных музейных форм научно-просветительской работы: лекции, экскурсии, беседы, музейные уроки, занятия, викторины, тематические вечера, экспресс-выставки и др. культурно-образовательные мероприятия. Все они направлены на помощь учителям и преподавателям в подготовке и проведении краеведческих уроков, классных часов и пр. в курсе истории Беларуси, а также сделать их более содержательными, насыщенными новыми фактами и увлекательными по форме. Все мероприятия основаны на широком использовании подлинных исторических памятников (предметы археологии, книги, иконы и пр.), хранящихся в фондах музея «Гомельского дворцово-паркового ансамбля» и обладающих наибольшим эмоционально-психологическим воздействием,  что дает возможность не только услышать факты из истории родного города, но увидеть и прикоснуться к свидетелям прошлого, почувствовать дух эпохи.

Согласно специально разработанному плану в рамках реализации комплексно-целевой программы «Музей - школе» в каждую среду месяца на протяжении  каждого учебного года в школе проводится «День музея». В этот день для учащихся школы научные сотрудники музея проводят различные мероприятия на краеведческие темы. В рамках работы данного проекта, была проведена большая исследовательская работа. В результате совместной деятельности создан уникальный видеоряд (своеобразная фильмотека) по истории Гомеля и его владельцев, который успешно используется на уроках истории, музейных занятиях, лекциях, беседах и других культурно-образовательных мероприятиях во всех школах города.

Кроме того, в рамках совместной деятельности музея со школой сложились такие формы работы, как:
- Создание консультативного комитета (совместная деятельность научных сотрудников музея с учительским комитетом для того, чтобы предлагаемые школьникам темы лекций, музейных занятий и уроков были приемлемы, современны и отвечали интересам детей);
- Ресурсный центр для учителей (центр в музее, где учителя получают материалы для использования в классе при подготовке учеников к посещению музея и для последующей работы);
- Работа педагогов в музее (с целью улучшения координации работы и облегчения взаимопонимания);
- Совет юных консультантов (школьники-волонтеры, которые изучают работу музея, открывают бесценные образовательные возможности и обеспечивают музею постоянный контакт с молодежью);
- Интернет. Выход музея в Интернет сделал сотрудничество музея со школой еще более тесным. Учащиеся знакомятся с коллекциями музея и получают информацию о них от сотрудников музея прямо в классе.

Совершенно очевидно, что музей и школа будут и в дальнейшем совершенствовать свое партнерство, так как каждый музейный специалист должен учитывать, что служение людям - основной смысл существования музеев.

И в заключение хочется отметить,  что одна из главных задач, которая стоит сегодня перед нами, работниками учреждений культуры и образования - это воспитание национально-сознательного человека, осведомленного в вопросах истории и культуры Отечества, небезразличного к наследию своих предков. Систематическое же посещение музеев на протяжении средней школы, будет содействовать пропаганде историко-культурного наследия.

Брагина Надежда Александровна
(заведующая отделом научно-просветительской работы и связям с общественностью)

Просмотров: 71296
Комментариев: 1
Другие новости по теме:

  • Программа "Музей-Школе"
  • Опыт работы Гомельского дворцово-паркового ансамбля в рамках реализации обр ...


  • Раздел » Конференции и семинары
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль