Разделы


Календарь

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив

Октябрь 2021 (9)
Сентябрь 2021 (12)
Август 2021 (5)
Июль 2021 (7)
Июнь 2021 (1)
Май 2021 (7)

Партнёры

 
Главная страница » Конференции и семинары » Опыт работы Гомельского дворцово-паркового ансамбля в рамках реализации образовательных комплексно-целевых музейных программ
Опыт работы Гомельского дворцово-паркового ансамбля в рамках реализации образовательных комплексно-целевых музейных программ 29 октября 2010

(из сборника «90-лет Витебскому областному краеведческому музею». Минск, «Медысонт», 2008, составленного по материалам одноименной научной конференции, прошедшей в Витебске, 30-31 октября 2008 г.)

Среди главных достопримечательностей Гомеля первенство заслуженно принадлежит дворцово-парковому ансамблю, который создавался выдающимися государственными и военными деятелями Российской империи Румянцевыми и Паскевичами в период с к. XVIII - XIX вв. Благодаря им, на высоком живописном берегу реки Сож, возник уникальный архитектурно-природный ансамбль, в который вошли дворец, собор святых Петра и Павла, фамильные часовня и усыпальница княжеской семьи Паскевичей, «Охотничий домик», «Зимний сад», башня обозрения и прекрасный парк. Сегодня гомельский парк - наиболее сохранившийся в Беларуси пейзажный парк с элементами романтизма, а Гомельский дворцово-парковый ансамбль является памятником архитектуры и паркового искусства конца XVIII - XIX веков и своеобразной визитной карточкой города. По концентрации и сочетанию элементов, входящих в него, а также по их историко-культурной значимости, дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле не имеет аналогов на территории Республики Беларусь. Не случайно государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» стал Лауреатом Государственной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение - 2007». Белорусский Республиканский научно-методический Совет по вопросам историко-культурного наследия присвоил ему еще в 2002 г. статус высшей историко-культурной ценности как уникальному памятнику, чьи духовные, эстетические и документальные достоинства представляют собой международную значимость, и внес предложение о включении дворцово-паркового ансамбля в список памятников мирового культурного и природного наследия.

Синонимом культуры в современном обществе во многом является музей, который концентрирует в себе многообразность культурного опыта прошлого и современности. Став Домом общений и синтеза культур, он оказался незаменимым в образовательно-воспитательном процессе. Музей, в понимании современной музеологии - это особая образовательная среда. А выражение «музейная педагогика» сегодня прочно вошло в повседневную жизнь всех белорусских музеев. Музеи заметно активизировали работу с разными категориями посетителей, и в первую очередь с детьми, стали организовывать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, создавать музейно-педагогические программы. Основой таких программ стали принципы ориентации на возрастные особенности музейной аудитории, взаимосвязи музея и школы.

Музей и школа похожи в одном: оба являются своего рода общественным и культурным учреждением. Разумеется, к процессу образования музей и школа подходят фундаментально различно. Преподавание в школе ведется на основе учебной программы и организовано по предметам или курсам. Учебный процесс в школе достаточно регламентирован, уровень знаний контролируется. Музеи же действуют в сфере неформального или "параллельного" образования: сюда приходят в свободное время. Музейная публика весьма разнородна по возрасту, интересам, социальному и имущественному положению.

Так, как одной из основных миссий музея является его образовательная деятельность, то и «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» пересмотрел свою роль в качестве общественного образовательного учреждения. Организуя отношения музея с образовательными учреждениями, важно понимать, что музей - прекрасное место для неформального взаимодействия с культурой, а школы лучше приспособлены для формального образования. Осознание и сохранение этого различия обычно способствует тому, чтобы музей и образовательное учреждение делали каждый свое дело, не пытаясь подменять друг друга. Форма и уровень контактов музея и школы, как показал наш собственный опыт, во многом зависит от взаимопонимания учителя и музейного педагога. Их сотрудничество требует не только желания совместно работать и изобретать, но и умения учиться друг у друга, а затем объединиться для реализации поставленных целей. Так как наиболее популярными среди учащихся остаются групповые посещения музея, то и их педагогический успех во многом зависит от компетентности учителя и его умения сориентироваться в нестандартной учебной ситуации, а также способности заинтриговать класс предварительным рассказом о музее.

Однако сегодня музеи сталкиваются с одной очень важной проблемой - к сожалению, некоторые учителя порой недостаточно представляют себе специфику образовательных возможностей музея. Поэтому особенно важным является знакомство с традициями музейной педагогики. Перед первым посещением музея целесообразно провести в классе беседу о том, что такое музей и как вести себя в нем (например, музейный урок «Завтра мы пойдем в музей»), и лучше всего, если это сделает научный сотрудник музея. Второй встречей с музеем для детей должно стать музейное занятие «Здравствуй, музей!».

Другая проблема и очень серьезная - как привлечь школьную аудиторию в музей. Современным школьникам предлагается ряд культурно-развлекательных мероприятий. Посещение музеев у многих педагогов стоит не на первом и даже не на втором месте. Вместо посещения музея школьникам часто предлагают посещение аквапарков, крупных массовых мероприятий различного характера, которые проводятся, например, в ледовом дворце или театрах. Зачастую сами преподаватели отдают предпочтение цирковым программам, а не музею. А ведь, именно школа должна открыть детям разнообразие путей освоения культуры - привести их в музей, формируя тем самым, устойчивую потребность в общении с культурными ценностями.

В связи с этим становится вероятной необходимость разработки таких программ, которые бы «вывели» детей за границы школы для того, чтобы у них появилась возможность получать знания в мире культуры. Именно поэтому коллектив научных сотрудников Гомельского дворцово-паркового ансамбля ведет большую работу по пропаганде историко-культурного наследия Беларуси и привлечению школьников в музей. Одной из наиболее значимых тенденций в деятельности является включение средних общеобразовательных школ Гомеля и Гомельский области в учебный процесс на основе планирования совместной деятельности.

Возможности взаимодействия в этой области весьма разнообразны. Музеи участвуют и в программах повышения квалификации учителей, готовя их к проведению экскурсий для школьников. Так, по инициативе «Гомельского дворцово-паркового ансамбля» совместно с УО «Гомельский Государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования» часто инициируются различные семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории, руководителей школьных музеев Гомельской области и города на различные темы. Тема последнего такого семинара: «Музей как средство формирования национального самосознания и гражданско-патриотических качеств личности учащихся». Семинары организовываются в рамках реализации областной программы по идеологическому воспитанию школьников в целях осуществления идеологической и воспитательной работы учреждений образования и культуры и во исполнение Республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко № 200 от 4 апреля 2006 года.

 Здесь нужно сказать и о взаимодействии ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» с отделом образования Гомельского горисполкома. В частности, совместно с отделом образования, музей участвует в реализации комплексно-целевой программы «Я - Гомельчанин» на 2007 - 2011 годы, которую разработал городской учебно-методический кабинет. Одними из основных целей и задач вышеназванной программы является консолидация действий педагогов и социальных институтов: семьи, общественных объединений, учреждений культуры и спорта, а также внешкольных учреждений. А ожидаемыми результатами в реализации раздела «Я - гражданин» являются совершенствование форм и методов патриотического воспитания молодежи по формированию музейной культуры, распространение лучшего опыта гражданско-патриотической и туристско-краеведческой работы с детьми и подростками.

В целях расширения передового опыта музейной работы по патриотическому воспитанию школьников сотрудниками музея разработана принципиально новая образовательная комплексно-целевая музейная программа «Великая Отечественная... Память и боль», посвященная 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В рамках реализации этой программы сотрудниками учреждения ведется большая, насыщенная различными мероприятиями работа. Программа ориентирована на целенаправленное приобщение детей и учащейся молодежи к изучению истории Великой Отечественной войны. Тематика ее в конечном итоге будет содействовать более глубокому изучению истории Беларуси, в том числе и Гомельщины, в годы Великой Отечественной войны.

Вся программа основана на использовании подлинных исторических памятников: предметов военной археологии (остатков оружия и снаряжения погибших воинов Красной Армии), мемориальных предметов, рукописных партизанских журналов, листовок и мн. др., хранящихся в фондах музея «Гомельского дворцово-паркового ансамбля», а также на прослушивании аудиозаписей личных воспоминаний участников Великой Отечественной войны и просмотра видеофильмов с участием ветеранов. Все это даст возможность не только прикоснуться к подлинным экспонатам, ставшими свидетелями трагического периода в жизни белорусского народа, но и услышать факты из уст участников, свидетелей и очевидцев событий Великой Отечественной войны.

Музей должен быть самостоятельным, самодостаточным центром культуры и образования. Система обучения и воспитания в музее - это непрерывный, преемственный, последовательный процесс. Вся музейная информация должна подаваться в доступной, интересной форме, пропускаться через чувства детей. Для маленького человека реальная повседневность легко переходит в сказку, мифологическое воображение. Вот поэтому во время работы с маленькими детьми в музее так часто используют воображаемые путешествия в прошлое. Это значительно более эффективно, чем просто рассказывать про историю, тем более что информация, которая не относится к детям непосредственно, ими плохо воспринимается и быстро забывается. Чтобы работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста была более эффективной, необходим этап контроля эффективности занятий. Оценить этот эффект можно и по эмоциональному состоянию детей после занятия, и с помощью конкурсов, викторин, системы заданий, которые предлагаются выполнить детям.

Во многих музеях наметились тенденции создания целостной системы работы с детьми. Эта тенденция выявилась в разработке разнообразных программ для учащихся школ разных уровней. Занятия с детьми имеют свою специфику и требуют отличительного таланта и знаний, специальных программ и методик. Так, например, в рамках реализации идеологической и воспитательной работы учреждений образования и культуры и в целях патриотического воспитания белорусской молодежи, государственным историко-культурным учреждением «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» разработан уникальный проект. Этим проектом является образовательная комплексно-целевая музейная программа «Музей - школе», которая ориентирована на целенаправленное приобщение детей, учащейся молодежи к музею и представляет собой дополнение к курсу гуманитарных дисциплин. Данная программа разработана в соответствии с учебными программами и с учетом возрастных особенностей, а также предусматривает комплексное использование разнообразных музейных форм научно-просветительской работы: лекции, экскурсии, беседы, музейные уроки, занятия, викторины, тематические вечера, экспресс-выставки и др. культурно-образовательные мероприятия. Все они направлены на помощь учителям и преподавателям в подготовке и проведении краеведческих уроков, классных часов и пр. в курсе истории Беларуси, а также сделать их более содержательными, насыщенными новыми фактами и увлекательными по форме. Все мероприятия основаны на широком использовании подлинных исторических памятников (предметы археологии, книги, иконы и пр.), хранящихся в фондах музея «Гомельского дворцово-паркового ансамбля» и обладающих наибольшим эмоционально-психологическим воздействием, что дает возможность не только услышать факты из истории родного города, но увидеть и прикоснуться к свидетелям прошлого, почувствовать дух эпохи.

В рамках реализации данной программы музей ежегодно заключает договоры с руководителями средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений города и области о совместной деятельности и в соответствии с составленными планами работы на учебный год.

Так, например, согласно образовательной комплексно-целевой музейной программе «Музей - школе», «Гомельским дворцово-парковым ансамблем» совместно с Урицкой средней общеобразовательной школой, где базируется Центр информационных технологий и ресурсов отдела образования Гомельского райисполкома, был разработан и осуществлен совместный проект, согласно которому на протяжении 2006 - 2008 учебных годов велась большая работа по выполнению программы «Музей - школе». Каждая среда месяца в школе считается «Днем музея в школе». В этот день проводится по 3 различных музейных мероприятий, причем на каждое из них готовится специальный мультимедиафильм. Результатом этой работы стало создание уникального видеоматериала по истории Гомеля и его владельцев, который ныне успешно используется при проведении учебно-образовательных мероприятий в школах и на территории музея.

Кроме того, с января по май месяцы 2008 г. в рамках реализации этой программы был разработан и осуществлен принципиально новый совместный проект, не имеющий аналогов в Беларуси - «История одного экспоната». Для реализации данного проекта было разработано Положение конкурса. В нем указывалось, что команды-участники могут оказаться во дворце в роли экскурсовода со своими авторскими экскурсионными программами, а также могут выступить в роли литераторов и историков, сценаристов и компьютерных дизайнеров, разработчиков мультимедийной части программы экскурсии «История одного экспоната». Командам предлагалась фотография одного из экспонатов музея с «графическим сопровождением» и приложением (несколько дополнительных фотографий и рисунков, которые обязательно должны войти в созданную экскурсионную программу). Сопоставив полученный экспонат с «приложением», изучив исторические этапы жизни дворца, получив консультации научных сотрудников музея, проведя определенную исследовательскую Интернет-работу, а также литературно обработав (публицистически, поэтически и даже, это возможно, фантастически...), необходимо было составить мультимедийный вариант своей экскурсии из цикла «История одного экспоната».

Участниками проекта были творческие коллективы учителей и учеников любого возраста и профессиональной деятельности 13-ти сельских школ Гомельского района. Конкурс проводился в несколько этапов:

  • I этап. Регистрация команд-участниц.
  • II этап. Рассылка заданий по электронной почте.
  • III этап. (Урицкая СОШ, Центр информационных технологий и ресурсов). Консультации авторов проекта в режиме реального времени.
  • IV этап. Фотосессия в залах музея. Консультация научных сотрудников «Гомельского дворцово-паркового ансамбля».
  • V этап. «Зарисовка» (выполнение графических работ в залах дворца).
  • VI этап. Предзащита. Центр информационных технологий и ресурсов.
  • VII этап. Заключительная часть. Презентация результатов проекта в Белой гостиной дворца Румянцевых и Паскевичей с участием заместителя директора администрации Парка высоких технологий Республики Беларусь Мартинкевича А.М., начальника отдела образования Гомельского райисполкома И.И. Богданец и другими специалистами управлений образования Гомельского областного и городского исполкомов.

Победители были награждены дипломами и ценными подарками от администрации государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и Центра информационных технологий и ресурсов отдела образования Гомельского райисполкома.

Данный проект уникален тем, что учащиеся школ провели большую исследовательскую работу, результатом которой стали уникальные мультимедиа- и видеофильмы по истории музейных экспонатов. Все эти фильмы сегодня приняты на хранение в фонды музея.

В настоящее время, планируя совместную деятельность со школами различных уровней, сотрудники музея «Гомельского дворцово-паркового ансамбля» делают все для того, чтобы складывались новые формы работы и разрабатывались интересные проекты. Для реализации этой цели учреждением образования «Гомельский институт развития образования», центром информационных технологий и ресурсов отдела образования Гомельского райисполкома и государственным историко-культурным учреждением «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» был организован и проведен областной семинар «Музейно-педагогическая деятельность школы. Новые горизонты образования». Участниками семинара были директора, заместители директоров по воспитательной работе средних общеобразовательных школ Гомельской области. Итогом семинара стала договоренность о заключении договоров о совместной деятельности музея со школами в рамках реализации образовательных программ и подготовки и реализации новых интересных проектов.

И в заключение хочется отметить, что одна из главных задач, которая стоит сегодня перед нами, работниками учреждений культуры и образования - это воспитание национально-сознательного человека, осведомленного в вопросах истории и культуры Отечества, небезразличного к наследию своих предков. Систематическое же посещение музеев на протяжении средней школы, будет содействовать пропаганде историко-культурного наследия Беларуси и, в частности, Гомельщины.

Брагина Надежда Александровна
(заведующая отделом научно-просветительской работы и связям с общественностью)

Просмотров: 3621
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Областные семинары
  • От «Музей – школе» до «Музей – родителям»


  • Раздел » Конференции и семинары
     

    Мы в сети

    Анонсы

    План

    Популярное

    Выставка ретро-коллекции Татьяны Федосовой «Красота и м ...
    Выставка художественного металла и стекла из собрания м ...
    Фотовыставка «Парк культуры и отдыха имени Луначарского ...
    II международная научно-практическая конференция «Гомел ...
    Выставка «Шведская гора. Памятник археологии в городско ...

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль