11 апреля в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей состоялась презентация однодневной выставки «Новые атрибуции предметов искусства из музейного собрания Гомельского дворцово-паркового ансамбля». Поясним, что в музейной практике атрибуцией называется определение места и времени создания художественного произведения, принадлежности его к конкретному историческому периоду (датировка), направлению, течению, стилю, школе, к создавшему его мастеру (установление авторства).
Выставка новых атрибуций подготовлена сотрудниками художественного отдела музея, которые поделились результатами своих научных изысканий и находок, позволивших установить авторство, мастерскую или место производства хранящихся в фондах произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
В течение одного дня в едином комплексе экспонировались, казалось бы, совершенно разрозненные вещи, объединенные общей темой: они получили новую атрибуцию.
В фонд художественного наследия князей Паскевичей входит тканое панно с изображением Наполеона Бонапарта. Расшифровка подписи показала, что произведение выполнено во Франции на Лионской мануфактуре Камиля Пернона в 1804 году.Это означает, что в нашем музее хранится прижизненный портрет французского императора работы знаменитых в то время лионских ткачей.По описям дворца, составленным в конце XIX - начале XX века, он находился в так называемом большом кабинете дворцовой башни.
В башне, наряду с другими ценными вещами, демонстрировались коллекции монет и медалей.Они размещались в ячейках специальных нумизматических столиков, заказанных для этой цели. Сегодня в нашем музейном собрании сохранилось 7 таких оригинальных монетных «витрин»-столиков, один из которых на однодневной выставке-презентации выполнил изначально отведенную ему функцию. В нем экспонировались дошедшие до наших дней медали, которые тоже получили новую атрибуцию.
Перед зрителем предстала пара фарфоровых вазочек из серии «Цветы и птицы», изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге; фигурка Филиппка, относящаяся к изделиям этого же предприятия, но переименованного после революции 1917 года в Ленинградский фарфоровый завод.
Среди произведений изобразительного искусства - офорт «Распятие», гравированный по картине Никола Пуссена французской художницей Клодин Бузонне-Стелла в 1679 году, и живописный портрет смеющегося мальчика,написанный итальянским художником А. Петрочелли в конце XIX века.
Представленные на выставке экспонаты и их презентация демонстрируют итоги важного и значимого направления в деятельности каждого музея - кропотливой исследовательской работы, которая позволяет приоткрыть завесу неизвестности над старым музейным предметом и взглянуть на него совершенно по-новому.
Фоторепортаж БелТА.