_______

Разделы


Календарь

«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Июнь 2025 (22)
Май 2025 (10)
Апрель 2025 (20)
Март 2025 (1)
Февраль 2025 (8)
Январь 2025 (7)

Партнёры

 
Главная страница » Все публикации пользователя admin
Концерт классической музыки 25 августа 2009
Концерт классической музыкиОдин из самых востребованных виолончелистов Европы Иван Каризна 25 августа 2009 года выступит во дворце Румянцевых и Паскевичей.
Раздел » Концерты
«Народная икона Гомельщины» 13 августа 2009
«Народная икона Гомельщины»В выставочном зале дворца Румянцевых и Паскевичей состоялось открытие выставки «Народная икона Гомельщины». Здесь представлены иконы, которые бытовали на территории Гомельской, Брянской и Черниговской областей в XVIII-XX веках. Экспозиция дополнена предметами этнографии: рушниками, народным костюмом, - дающими возможность создать ту среду, в которой икона бытовала и с которой она неразрывно связана.
Раздел » Выставки
Гости из города Бреста 12 августа 2009
Гости из города БрестаВ Гомельский дворцово-парковый ансамбль с трехдневным визитом прибыла делегация из Бреста во главе с директором государственного учреждения «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», генерал-майором Валерием Владимировичем Губаренко. В ходе визита обсуждались планы дальнейшего совместного сотрудничества на 2010 г., вопросы обмена выставками и научно-методической информацией. Кроме того, в нашем музее в эти дни прошли различные культурные мероприятия. Среди них - мини-выставка «Герои Брестской крепости», в состав экспозиции которой входило 7 портретов, хранящихся в «Брестской крепости-герое». Они были выполнены белорусским художником, родом из Мозыря - П.С. Дурчиным.  Также сотрудники Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» провели лектории под названием «Летописцы подвига», в котором рассказали об этом художнике и писателе С.С. Смирнове, «Страницы истории» - о Брестской крепости в период с 1996 по 2009 годы.
Раздел » Новости
Развитие парка аттракционов 10 августа 2009

Со времени появления аттракционов и до того момента, когда они стали для нас столь привычными и даже необходимыми, прошло не одно столетие. Первые парки развлечений появились в Европе,  где во время ярмарок и карнавалов предприимчивые балаганщики развлекали народ. Сначала сооружения были довольно простыми - качели и ледяные горки. В 1583 году в Дании был построен парк «Баккен», что и положило начало истории стационарных парков развлечений. В XVIII веке российский ученый-инженер изобрел механическую катальную гору, но промышленное производство было налажено только в  XIX веке. Сейчас же трудно представить себе город с большим населением, развитой инфраструктурой и... без парка культуры и отдыха, оснащенного современными аттракционами.

Раздел » Новости
Выставка Анатолия Отчика «Подых Палесся» 7 августа 2009

Выставка Анатолия Отчика «Подых Палесся»Во дворце Румянцевых и Паскевичей состоялось открытие юбилейной персональной выставки члена Белорусского союза художников Анатолия Отчика «Подых Палесся», посвященной Году родной земли.

Раздел » Выставки
Маленькая бусинка как часть большой истории 6 августа 2009

«Гомельская правда», 6 августа 2009 года

В двух залах второго этажа Дворца Румянцевых и Паскевичей располагается экспозиция, посвященная древнейшей истории Гомельщины. В ней представлено 698 подлинных предметов из археологического собрания музея, отражающих историю края со времён прихода на наши земли первых обитателей и до II века нашей эры, когда здесь расселяются первые славяне. Художественное решение экспозиции выполнили художники В.П. Савич и В.Л. Зинкевич. Давайте вместе совершим небольшую экскурсию в далекое прошлое нашего края.

Раздел » Публикации
Выставка Нины Прохоровой «Времена года» 30 июля 2009

Выставка Нины Прохоровой «Времена года»Открылась выставка Нины Прохоровой «Времена года», посвященная году родной Земли.

Н. Прохорова  родилась 7 января 1961 г. в г. Новосибирске.  Училась в детской художественной школе  в г. Воркуте Коми АССР. После окончания Рогачевской средней школы поступила в художественное училище имени М.Б. Грекова в Ростове-на-Дону. В 1997 г. она окончила художественно- графический факультет Витебского педуниверситета  им. Машерова. В течение 17 лет работает заведующей художественным отделом   Рогачевской детской школы искусств.

Раздел » Выставки
Представители ЮНЕСКО в Гомельском дворцово-парковом ансамбле 29 июля 2009
«Гомельский дворцово-парковый ансамбль» посетили представители национальных комиссий по делам ЮНЕСКО Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. В ходе визита они приняли участие в совещании, которое прошло во дворце Румянцевых и Паскевичей и было посвящено теме определения концептуальных подходов по представлению объектов наследия Гомельской области для включения их в Список всемирного культурного и природного наследия в трансграничном контексте.
Раздел » Новости
Сергей Жихарев 28 июля 2009

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЫНОЧНО-КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. (НА ПРИМЕРЕ ГОМЕЛЬСКОГО ИМЕНИЯ ГРАФА Н.П. РУМЯНЦЕВА)

Итогом всесоюзной дискуссии о переходе России от феодализма к капитализму в дореформенный период, состоявшейся в 60-е гг. прошлого столетия, стало формирование концепции «кризиса феодально-крепостнической системы, порожденного «конфликтом между развивающимися капиталистическими производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Обозначившиеся в первой половине XIX в. застойные элементы в экономике рассматривались исследователями как один из показателей безусловного кризиса феодально-крепостнической системы, результатом которого стала сложившаяся в середине столетия «революционная ситуация». Оценивая влияние крепостничества в обозначенный период, они считали его фактором, приведшим экономику в тупиковое состояние, делавшее невозможным ее дальнейшее поступательное движение. При этом фактически игнорировалась возможность эволюции крепостничества под влиянием усиливающихся рыночных процессов, а тем более его участие в модернизации экономики.

Нужно учитывать, что крепостное хозяйство к началу XIX в. окончательно превратилось из натурального в рыночно-крепостное, эффективность которого была связана с преимуществами крупно организованного хозяйства, дававшими ему возможность значительно более широко применять технические средства и другие усовершенствования. Интересный пример с точки зрения характеристики структуры организации хозяйственной деятельности представляет гомельское имение Н.П. Румянцева. В структуре его экономической деятельности можно выявить как чисто феодальные, так и смешанные, т.е. феодально-капиталистические проявления экономической организации. К числу первых следует отнести фольварочную систему, основанную на использовании барщинного труда крепостных крестьян. К смешанным, где прослеживаются и капиталистические элементы, относится вотчинная промышленность графа Румянцева. Большая часть продукции, выпускаемой предприятиями Гомеля и Добруша, шла на продажу. Производство продукции на рынок стало определяющим фактором промышленного предпринимательства графа Румянцева. Таким образом, в процессе развития товарно-денежных отношений наблюдалось усиление рыночной направленности крепостного хозяйства. Феодальная эксплуатация крепостных на промышленных предприятиях дополнялась капиталистическими элементами в виде договорных отношений и финансового стимулирования. Так, в 1820-е годы заметную часть в статье расходов гомельской экономии составляли выплаты за работу мастерам и рабочим.

Получаемые прибыли давали возможность модернизировать производство. Одним из проявлений модернизационной направленности экономической деятельности администрации гомельского имения явилось распространение инноваций, в том числе и их импорт из-за рубежа. В имении функционировали привезенные из-за границы промышленные и сельскохозяйственные паровые машины и механизмы. Только заработная плата иностранных механиков составляла от 150 до 6000 рублей ежегодно.

В сфере аграрной деятельности практиковалось разведение более высокопродуктивного породистого скота английских, голландских и испанских пород. В гомельской экономии также непрерывно велась работа по селекции и улучшению качества посевного фонда самых различных сельскохозяйственных культур. Практиковались также инновации в агротехнике и агрокультуре, вместо традиционного трехполья вводился более эффективный многопольный плодосменный севооборот. Можно утверждать, что все такого рода изменения носили уже рыночно-капиталистический характер.

На примере гомельского имения графа Н.П. Румянцева мы видим, что в условиях преобладания феодально-крепостнической системы в стране была все-таки возможна организация хозяйственной деятельности по законам капитализма, рыночного развития. Вместе с тем, нужно не забывать и то, что обозначенные успехи во многом зависели от усилий и индивидуальных качеств выдающейся личности - графа Румянцева.

В целом же по России число поместий, в которых велась рационализация, было незначительным. Это было по плечу только богатым помещикам. Как показало специальное обследование, проведенное Вольным экономическим обществом через администрацию 29 губерний в 1804-1805 гг., лишь 169 помещиков делали нововведения и проводили усовершенствования в своем хозяйстве. Накануне реформ 1861 г. около 3% всех помещиков занимались рационализацией. Нередко «рационализаторские» опыты в условиях крепостной России на основе подневольного труда терпели неудачу и разоряли помещиков-«новаторов». Даже прославившееся своими достижениями калужское имение помещика Полторацкого Авчурино, куда другие помещики ездили знакомиться с новыми методами ведения хозяйства, не окупало себя и могло существовать как опытное только потому, что у его владельца были другие имения, работавшие на Авчурино. Но и это «показательное» хозяйство, по словам одного из современников, «исчезло как блестящий феномен в сельскохозяйственном мире, оставив по себе грустные развалины напрасно затраченных трудов и капитала».

Таким образом, эффективный переход рыночно-крепостного хозяйства в рыночно-капиталистическое в масштабах России мог состояться не благодаря усилиям новаторов-одиночек, к коим принадлежал владелец гомельского имения Н.П. Румянцев, а лишь при условии создания для этого благоприятной макроэкономической среды. На пути создания подобных благоприятных условий в России в первой четверти XIX в. находилось много сдерживающих факторов: крепостное право, недостаточное развитие рыночной и транспортной инфраструктуры, отсутствие демократичной кредитно-банковской системы, несовершенство нормативно-правовой и налоговой базы.

 

Раздел » ---
Татьяна Шода 28 июля 2009

Н.П.Румянцев и традиции в музейной сфере.

 Имя Николая Петровича Румянцева на протяжении почти двух столетий привлекает к себе внимание историков, ученых, библиотекарей, дипломатов, музейных работников. Его деятельность Румянцева интересна архитекторам, строителям, предпринимателям... Круг его интересов был настолько широк, что трудно обозначить ту сферу человеческой деятельности, в которой он был бы некомпетентен. Его передовые взгляды распространялись на все области человеческой деятельности. Период его земного бытия вошел в историю 19 века как Румянцевская эпоха. Надо сказать, что в истории таких примеров немного...

Я остановлюсь на деятельности графа Румянцева, связанной с  сохранения историко-культурного наследия и его роли в становлении и развитии музейного дела в Российской империи. Как известно, после ухода в отставку Николай Петрович Румянцев всецело посвятил себя отечественной истории. «Культ разума, в котором он был воспитан, превратился в почитание чужого ума, учености и таланта. Все это - явления важные для истории не только Общества истории и древностей, но всего русского общества, его просвещения». Так говорил о Румянцеве историк В.О.Ключевский. Развитие науки, культуры, просвещения стало на многие годы самым главным занятием его жизни. Будучи человеком просвещенным, Николай Петрович смог приобщить к сотрудничеству известных ученых, историков, археографов и т.д.

Раздел » ---
 

Мы в сети

Популярное

«Ночь музеев-2025: Музейный субботник»
Выставка «Территория наследия. Радимичи»
Выставка «СЕМЕЙНЫЙ ФАРФОР» из собрания музея
ВЫСТАВКА «Я-СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК»
Выставка «Путевой лист – Победа!»

Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль
Политика в отношении обработки персональных данных
Политика видеонаблюдения