Во дворце-музее состоялось памятное гашение почтовой карточки с оригинальной маркой «200 лет Кафедральному Собору во имя святых апостолов Петра и Павла в Гомеле». Торжественная процедура гашения была произведена собственноручно Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.
Петропавловский собор уже на протяжении почти двух столетий является истинным украшением нашего города. Строительство его было начато в тот период, когда Гомельское имение принадлежало графу Н.П.Румянцеву.
24 марта 1808 года граф обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с письмом, в котором просил разрешить ему построить в Гомеле каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Автором проекта храма стал английский архитектор Джон Кларк, который был приглашен Румянцевым Н.П. в Гомель. Духовная консистория одобрила проект храма, архиепископ на прошении Румянцева наложил резолюцию: «На заложение церкви грамоту изготовить».
В историческом очерке «Город Гомель» (авт. Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгялло Д.И., 1911 г.) содержится информация о закладке храма: «На основании храмозданной грамоты, по прочтении ея перед народом 18 октября 1809 года церковь святых Петра и Павла и была заложена протоиереем Иоанном Григоровичем с гомельским и посторонним священством». Строительство храма было завершено в 1819 году. На внешнем облике храма не могли не отразиться исторические события начала 19 века. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года способствовала росту его самосознания. Гомельский собор возводился Н.П.Румянцевым в обстановке всеобщего подъема страны, собственных успехов на государственном поприще, поэтому этой постройке были приданы черты величественности. В этот исторический период в культовых сооружениях идеи классицизма возобладали над отработанной веками церковно-строительной традицией. К тому же сам Николай Петрович Румянцев был почитателем классицистического искусства. В облике собора он хотел видеть напоминание о совершеннейших творениях классицистической архитектуры - Казанском соборе в Санкт-Петербурге, церкви св.Женевьевы в Париже и соборе святого Павла в Лондоне. Поэтому перед архитектором Джоном Кларком стояла сложнейшая задача выразить в облике православного храма идеалы высокой гражданственности, с которой он успешно справился.
В 1823 году Румянцев подарил собору богатую церковную утварь. 26 марта 1824 года граф обратился с просьбой к Могилевскому архиепископу Иосифу за разрешением освятить церковь. В 1825 году у княгини Елизаветы Захаровны Кантакузеной графом Румянцевым была приобретена часть мощей святого Николая Чудотворца, которые хранились в соборе в Гомеле в «перламутровом ковчеге». В соборе в серебряных ковчегах хранились мощи разных святых православной Церкви. В начале 20-го века собор являлся единственным кафедральным на территории Беларуси.
...Н.П.Румянцев завещал, чтобы его похоронили в Гомеле в Петропавловском соборе. Он скончался в Санкт-Петербурге 3 января 1826 года. Согласно его воле был похоронен в Гомеле, в соборе, в левой стороне от главного престола. На его могиле был установлен постамент с бюстом Николая Петровича, на постаменте была размещена следующая надпись: «Воздалъ Божия Богови, Кесарева Кесареви, Отечеству любовию и жертвами». У постамента была установлена бронзовая статуя «Мир», которая олицетворяла три мирных договора, заключенных Румянцевыми во славу России. Скульптором бронзового изваяния «Мир» стал русский скульптор В.И.Демут-Малиновский.
В 30-е годы 20-го века в соборе был устроен антирелигиозный музей. В период оккупации Гомеля в годы Великой Отечественной войны собор был действующим, и его деятельность продолжалась до 1962 года. В 1962 году в здании собора начал свою работу гомельский планетарий. В 1989 году собор святых Петра и Павла был передан православной Церкви.
Хочется особо подчеркнуть, что 2009 год объединил несколько знаменательных дат в истории Петропавловского собора - 200-летие закладки храма, 190-летие окончания его строительства, 185-летие освящения...
...После торжественного гашения памятной марки состоялась экскурсия по залам дворца. Владыка Филарет с большим интересом знакомился с раритетами гомельского музея, а в конце отметил, что экспозиции весьма привлекательны и интересны.