 |
_______ |
 |
 |





|  |
|
 |
Нисский. Художник вне времени |
6 февраля 2023 |
 |
 |
Время неумолимо в своем стремлении вперед. Казалось бы, совсем недавно в Москве в Институте русского реалистического искусства состоялась масштабная выставка, посвященная памяти Георгия Георгиевича Нисского, в экспозиции которой были представлены и три авторские работы из музейного фонда Гомельского дворцово-паркового ансамбля.
Прошло пять лет, и очередная выставка Нисского, приуроченная к 120-летию со дня рождения художника, совсем скоро порадует поклонников его творчества в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Мы не устаем гордиться тем, что в нашем собрании изобразительного искусства есть работы замечательного автора. А московская выставка в памяти до сих пор. Это тот случай, когда в душе осталась навсегда атмосфера, царившая на вернисаже, ощущение причастности к происходящему тогда действу благодаря гомельчанину Нисскому и, конечно же, чувство гордости за земляка. Воистину, большое видится на расстоянии. |
 |
 |
Так сколько же лет Гомелю? Что говорят артефакты о формировании и развитии города |
30 января 2023 |
 |
 |
В прошлом году наш областной центр отметил 880-й день рождения. Дата значимая и красивая, но так ли это на самом деле?Еще больше запутывает ситуацию выставка «Старше 1142», которая работает в музее Гомельского дворцово- паркового ансамбля и выступает прямым оппонентом. Отправимся в экспозицию, чтобы разобраться в противоречиях. Начать стоит с названия: что значит «Старше 1142»? В Ипатьевской летописи наш город под именем «Гомий» впервые упоминается в 1142 году, в период междоусобных войн между князьями Ольговичами и Мономаховичами. Именно такое появление на страницах летописи и принято считать «рождением» города. Поэтому согласно официальным, письменным данным, Гомелю 880 лет. Однако чтобы докопаться до истины, необходимо рассмотреть и другие доводы – вещественные, которые представляет музей, заявляя названием выставки, что город древнее летописных данных, то есть середины XII века. Посмотрим на эти доводы пристальнее, но прежде блиц на тему «Как появились эти артефакты?». |
 |
 |
Музыка цвета Виталия Цвирко. Его творчество – явление в художественной культуре Беларуси |
30 января 2023 |
 |
 |
Народному художнику БССР, лауреату Государственной премии Республики Беларусь, нашему земляку Виталию Константиновичу Цвирко исполнилось бы в этом году 110 лет.
Автора неповторимых, великолепных работ, ставших классикой, называли поэтом в живописи. Произведения мастера с большим успехом экспонировались по всему Советскому Союзу, а также далеко за его пределами, от Англии до Японии.
В фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля хранится 12 полотен Виталия Цвирко. В 1969 году десять картин были переданы в наше собрание из Государственного художественного музея в Минске. В 1973 году поступила еще одна, «Молодица», а в 2013-м – «На Припяти». Это объемный, размером 180 на 120 сантиметров живописный пейзаж, передающий красоту белорусской природы. |
 |
 |
Нумизматика из фондов музея |
15 декабря 2022 |
 |
 |
Формирование коллекции нумизматики начиналось с монет, ранее входивших в частное собрание князей Паскевичей. В дворцовых залах вместе с медалями они экспонировались на нумизматических столиках и в специальных рамах под стеклом. Пополнение коллекции происходило постоянно на протяжении всей истории музея, благодаря чему в ней представлены монеты разных стран и эпох. Как свидетельствуют книги учета, довольно часто их приносили в музей как случайные находки жители Гомеля и окрестных населенных пунктов. |
 |
 |
Платный или бесплатный? |
7 декабря 2022 |
 |
 |
В самом начале музейного пути дворца (еще до того, как музей был официально открыт 7 ноября 1919 года) ответственные лица из губернского отдела народного образования были полны решимости организовать новое культурное учреждение на самом высоком уровне. Постановление 23-го заседания коллегии губоно от 27 июня 1919 года предписывало «привести в недельный срок музей в порядок для доступа туда рабочих масс», найти двух сторожей в течение 24 (!) часов, «пригласить немедленно 7 сотрудников для охраны имущества при осмотрах музея-выставки», «устроить надежные запоры», заготовить дрова, вывеску и в целом «принять меры к тому, чтобы замок и парк были приведены в состояние во всяком случае не худшее, чем во времена Паскевичей». Предполагалось даже предоставить будущим посетителям удобства, которым, возможно, позавидовали бы и наши современники: «озаботиться устройством постоянного общежития для экскурсантов из уездов не менее чем на 150 чел.». |
 |
 |
Битва за Гомель…в тишине |
29 ноября 2022 |
 |
 |

На фоне массовых разрушений, а город практически лежал в руинах, внимание минеров привлекали в первую очередь уцелевшие здания. Были такие и в Ново-Белице, и в Гомеле. Эти дома радовали жителей, мечтавших как можно скорее туда заселиться. Гомельчане даже не догадывались, какую смертельную опасность они в себе таят. Сведениями о том, что все здания могли быть заминированы противником, тогда располагали лишь военные.
Обратимся к воспоминаниям «Битва минеров за город» участника операции по разминированию нашего города гвардии старшего лейтенанта командира взвода 1-й роты 8-го батальона спецминирования А. П. Толоконцева: «…На подступах к Гомелю шел ночной бой… Несмотря на усталость, солдаты шли быстро. Такую скорость диктовала сама боевая обстановка. Минеры должны войти в Ново-Белицу следом за передовыми частями пехоты. По данным агентурной разведки, командованию фронта стало известно, что неприятель, готовясь оставить левый берег Сожа, минирует Ново-Белицу какими-то новыми, ранее неизвестными минами. А мины, оставленные врагом в городе, опасны не только для наступающих войск, но и для мирных жителей. Поэтому на нас ложилась огромная ответственность за судьбу людей в освобожденном городе…». |
 |
 |
Простые шедевры мастериц |
7 октября 2022 |
 |
 |
Коллекция вышитых крестом предметов ткачества музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля насчитывает более полутысячи единиц и дает возможность подробно рассказать об одной из древнейших техник декорирования, возникшей еще на заре цивилизации.
На самом деле шов «крест» появился задолго до того, как первобытный человек научился сучить первые нити, ткать первые полотна или обрабатывать металл, чтобы изготовить из него первые иглы. Просто однажды кто-то из наших далеких предков догадался скрепить несколько шкур воедино, используя для этого сухожилия, острую тонкую кость и перекрещивающиеся между собой стежки. Но поскольку древние люди были слишком заняты выживанием, понадобилась еще не одна сотня лет, чтобы декоративная и смысловая составляющая шва крестом восторжествовала над утилитарной. Этому способствовало появление и развитие ткачества в тандеме с появлением и развитием эстетических и мировоззренческих характеристик человечества. Выводя нитью по полотну узоры и орнаменты, вышивальщицы ушедших тысячелетий невольно вплетали в них и свою эпоху с ее страхами и насущными нуждами, превращая орнаменты в невербальные воззвания к высшим силам. Так вышивка стала оберегом, превратилась в сакральный инструмент для противостояния невидимому злу. |
 |
 |
Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города |
16 июля 2022 |
 |
 |
Каждое утро я захожу в кабинет, открываю окно и слышу такой безмерно знакомый звук «бам-м-м!». Полдевятого утра. И так изо дня в день, из года в год – бьют куранты на башне гомельского дворца. Бьют и каждые 15 минут напоминают нам о времени, словно контролируя и фиксируя, что сделано за этот период… Сквозь призму своей приближенности к вечности имеют право. |
 |
|
|
|