_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » C любовью ко всему сохраненному
C любовью ко всему сохраненному 12 марта 2009

"Гомельская правда", 12 марта 2009 года

История гомельского дворца насчитывает более 200 лет. За это время в нашем городе и его окрестностях  сменилось не одно поколение жителей. Многие из них были свидетелями  создания дворца,  кто-то  принимал непосредственное участие в его  строительстве. К сожалению, время не сохранило их имен, но своеобразным памятником всем им, людям талантливым и мастеровым, стал великолепный памятник истории и культуры - дворец Румянцевых и Паскевичей.

...В 1775 году в числе прочих  наград за победы над турками  и подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора  получил в дар «...недвижимые имения в Белоруссии...в вечное потомственное ...владение, местечко Гомель и того же староства села и деревни...» российский фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский. Как оказалось, этот исторический факт  впоследствии оказал позитивное влияние на формирование и становление Гомеля как города. Несмотря на свою занятость на государственной и военной службе  фельдмаршал проявлял интерес к своему имению в Белоруссии. Первые сведения о  дворце встречаются в переписке  Румянцева  с архитекторами, находившимися  у него на службе,  уже в начале 1777 года. Удачно было выбрано место для строительства  - великолепный природный ландшафт на крутом берегу  реки Сож.  Спустя несколько лет, в 1796 году строительные работы с учетом и внутренней отделки были завершены. Благодаря тому, что вопросам создания дворца  от проекта до конечного результата уделялось пристальное внимание со стороны хозяина,   дворец стал тогда украшением города, а со временем заслуженно  обрел статус памятника архитектуры, истории и культуры, стал главной достопримечательностью города и его визитной карточкой.

Как известно,  владельцы гомельского имения Румянцевы и Паскевичи проявили себя не только на  государственной и военной службе. Это были люди, увлеченные историей своей страны, всячески способствовали сохранению памятников духовной и материальной  культуры, а также внесли весомый вклад в дело   становления и развития музейного дела в России.

Огромных успехов в этом  достиг граф Н.П.Румянцев, один из сыновей П.А.Румянцева, унаследовавший Гомельское имение после смерти отца. Развитие науки, культуры, просвещения стало на многие годы самым главным занятием его жизни. Будучи человеком просвещенным, Николай Петрович смог приобщить к сотрудничеству известных ученых, историков, археографов и т.д. Не только в Петербурге активно велась работа по разным направлениям научных исследований во главе с Н.П.Румянцевым, но и в  его «любимом Гомеле». Граф вел переписку с членами «Румянцевского кружка» по вопросам  поиска и приобретения в свою библиотеку редких книжных изданий  и рукописных книг, инициировал проведение археологических раскопок в Гомеле перед началом тех или иных строительных работ.  Например, при строительстве первого моста через реку  Сож  в  начале 19 века был найден клад серебряных и золотых монет арабской чеканки, в это же время  клад куфических монет был обнаружен при  проведении строительных работ в районе центральной площади Гомеля. Н.П.Румянцев  так писал об этом 10 ноября 1822 года члену Румянцевского кружка митрополиту Евгению: «Сегодня крестьяне мои, планируя известную вам гомельскую площадь, нашли в земле и принесли 28 серебряных монет, в малый полтинник величиной. Они все, коли не ошибаюсь, арабские, куфийские, и принадлежат, так же как многие подобные открытия, к утверждению истины, что восточные народы в самые древние времена проложили себе торговую дорогу чрез Византию и всю Россию до германских балтийских берегов». Самой древнейшей оказалась монета 896 года, а самая поздняя - 943 года. После этого граф Румянцев «заразился» коллекционированием нумизматики и это увлечение переросло в настоящую страсть.

 Коллекционирование редких книг для Румянцева после отставки стало основным занятием. В его библиотеке были редчайшие книги-инкунабулы, вошедшие впоследствии в золотой книжный фонд России. На средства Николая Петровича выпускались факсимильные издания книжных раритетов  с целью  их популяризации и доступности для всех интересующихся. «Святилищем Муз» называл дом Румянцева на Английской набережной поэт Николай Батюшков. Сюда приходили все те люди, кто имел интерес к истории России. Николай Петрович уже тогда вынашивал мысли о создании в своем особняке музея. Уникальные коллекции, находившиеся В его доме, впоследствии стали достоянием государства и значительно пополнили фонды многих российских музеев.

Н.П.Румянцев глубоко сожалел о том, что смог обратиться к серьезным занятиям исторической наукой уже в преклонные годы. Хотя его вклад в развитие российской науки и культуры трудно переценить.  «Культ разума, в котором он был воспитан, превратился в почитание чужого ума, учености и таланта. Все это - явления важные для истории не только Общества истории и древностей, но всего русского общества, его просвещения». Эти слова, сказанные о Н.П.Румянцеве, принадлежат историку В.О.Ключевскому.

Генерал-фельдмаршал  И.Ф.Паскевич, как и предыдущие хозяева, был   участником многих исторических событий в 19 веке, прославился и вошел в историю России как известный военачальник. Вместе с тем, военная служба не мешала  ему  познавать историю своего государства,  способствовать сохранению историко-культурного наследия.  В знак признания заслуг именно на этом поприще он  был избран в 1832 году  почетным членом Российской Академии наук. Диплом  об избрании хранится в нашем  музее. Коллекционирование стало увлечением  Ивана Федоровича на многие годы,  в Санкт-Петербурге  издавались  каталоги его коллекций, которые получили высокую оценку специалистов. Например, Паскевичу удалось собрать одну из лучших коллекций средневекового оружия, ставшую после революции достоянием Эрмитажа.

В 1848 году по проекту польского архитектора А.Идзковского в Гомеле  была построена дворцовая башня.  В башне  находились  различные коллекции, характеризующие российскую и мировую   историю и культуру, в том числе и историю  нашего края. Здесь наряду с предметами  убранства хранились коллекции палеонтологии, археологии, минералогии, холодного и огнестрельного оружия, великолепное книжное собрание,  военные трофеи, документы ...

 Дело отца продолжил сын Ф.И.Паскевич, который тоже имел особую страсть к коллекционированию. Дворец в Гомеле тогда привлекал современников не только своей архитектурой, своим дворцовым убранством, но и своими коллекциями, в которых присутствовали все признаки, характерные для музейных коллекций, они были классифицированы и систематизированы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся «Описи наличности Гомельского замка Светлейшего Князя Варшавского Графа Ф.И.Паскевича-Эриванского» за 1891 и 1910 годы.  По этой причине совсем не случайно в книге «Живописная Россия» в 1882 году известный исследователь-историк Адам Киркор писал о дворце Паскевичей в Гомеле следующее: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрание редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств, делают Гомельский замок настоящим историко-археологическим  музеем».

В 1900 году в Москве вышла книга гомельского историка Льва Виноградова «Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900г.» Эту книгу автор посвятил  Светлейшему князю Варшавскому, графу Федору Ивановичу Паскевичу-Эриванскому, подчеркнув тем самым, что для владельца гомельского имения тема краеведения не была чуждой, а скорее наоборот. История создания дворца, его становление стали неотъемлемой  частью истории и становления г. Гомеля, т.е. частью краеведения,  а его владельцы ощущали себя  в какой-то степени гомельчанами. Л.Виноградов при написании книги о Гомеле ссылался на многие архивные данные, в том числе и на исторический архив князя Ф.И.Паскевича. Этот факт лишний раз подтверждает то, что тема краеведения занимала князя, и он всячески способствовал ее развитию. Вместе со знакомством с краем, его традициями  приходила и любовь к нему. Особое отношение к Гомелю выражена в желании Н.П.Румянцева быть похороненным в Гомеле, здесь же находится семейная усыпальница князей Паскевичей.

Дворец в Гомеле привлекал  в дореволюционное время  внимание искусствоведов, любителей старины, гостей города. В 1912 году в Гомель с целью ознакомиться с дворцом и его собранием, прибыл известный российский искусствовед Г.К.Лукомский. Одним из результатов его поездки явилась публикация  в 1913 году статьи «Гомельская усадьба княгини Ирины Ивановны Варшавской графини Паскевич-Эриванской» с фотографиями здания и дворцовых интерьеров  в весьма престижном российском журнале «Столица и усадьба». Она стала своеобразным путеводителем по залам дворца в дореволюционный период. Статья Георгия Лукомского  является  одним из документов, позволившим  нынешним сотрудникам музея «заглянуть» в дворцовые апартаменты и «увидеть» убранство залов в начале 20-го века, помогла определиться  с  выбором оптимального решения  при строительстве  экспозиций во дворце по окончании ремонтно-реставрационных работ. Она  еще раз убедила в правоте слов А.Киркора  о том, что дворец уже в дореволюционный период имел все предпосылки  называться музеем. Так сложилось, что события, связанные с историей создания дворца, с судьбами людей, для которых он был просто домом для проживания, стали достоянием истории, и в первую очередь истории нашего города. Зная о разных  поворотах в истории, понимая, что все начиналось во 2-й половине 18 века с царского подарка, сегодня даже трудно представить наш город без его жемчужины - дворцово-паркового ансамбля.

Перечитывая статью Лукомского вновь и вновь, всегда  ловлю  себя на мысли, что какое-то особое  чувство вызывают слова в  конце:  «...собрание Гомельского дворца прекрасно содержится графинею И.И.Паскевич и, если ему суждено будет перейти со временем в другие руки, то надо лишь пожелать и будущему счастливому обладателю этой сокровищницы искусства - отнестись с такой же любовью ко всему сохраненному, с какой это все было собрано и хранимо до сих пор в течение полувека».

 О том, как будут дальше  развиваться события вокруг дворца, мы расскажем в следующем материале.

Татьяна Алексеевна Шода
(главный хранитель  музея государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль», член «Румянцевского общества»)

Просмотров: 3887
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Татьяна Шода
  • С музеем по жизни


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль