Концепция и тематико-экспозиционный план выставки «Арт-проект «Буслы» из фондов музея государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и Ветковского музея народного творчества.
Концепция
Птица аист, в белорусском языке «бусел», «бацян», «буська» широко представлен в белорусской мифологии, согласно которой это человек или ангел, который был наказан богом за любопытство, и превращен в аиста. Человек наделял эту птицу широкими магическими функциями. Аист - опекун и распорядитель урожаем и благополучием семьи, существо, которое приносит детей, имеет связь с предками и т.д. Это священная птица, которая охраняет от всего негативного, в узком смысле - семью, в широком смысле - народ.
«Арт-проект «Буслы» - это рассказ о традиционной народной культуре Гомельщины.
Основная идея выставки: через предметы этнографии, фольклорные тексты реконструировать обряды, связанные с образом аиста в белорусской мифологии, наряду с аистом показать птичьи образы вообще в вышивке ткачестве, народном костюме, других проявлениях духовной и материальной культуры белорусов, а также связь с семантикой орнаментов в рушниках и других предметах ткачества и вышивки.
1-й зал.
I. «Вобразы продкау»
- Фотографии с изображением аистов
- Фотоколлажи, состоящие из современных снимков аистов и вмонтированных в них фотографий нач. XX в. с изображением жителей Гомельщины и сопредельных территорий.
- Книги по теме «Беларусь: история и современность»
|
|
2-й зал.
I. «Легенда пра бусла»
Существуют разные варианты легенды об аисте. Наиболее распространенная из них - это повествование о том, как человек или ангел, получивший задание от Бога выбросить в преисподнюю мешок с гадами, проявил любопытство и развязал мешок. В результате все гады вновь расползлись по земле. Узнав об этом, Бог наказал человека (ангела) и превратил его в аиста, который весь свой век собирает жаб, змей и др. нечисть. Не меньший интерес представляет легенда, по которой отец проклял своего сына и обратил его в аиста. Аист поселился у отчего дома, участвовал в повседневной жизни своих домочадцев, и лишь по истечении десятка лет признался матери и жене о том, что он и есть их сын и муж, предоставив в доказательство рушник, который вышивала его мать, и который он прятал в своем гнезде. В некоторых этнографических текстах, собранных на территории Гомельской области аист отождествляется с русалкой, часто аист - спаситель человека, бог-ангел.
Экспонаты:
- буслянка
- рушник с вышивкой
- рубахи, создающие образ летящих ангелов и русалки
- женский костюм Неглюбский строй, в котором четко прослеживается образ птицы
- тексты легенд, пояснительные тексты
|
|
II. «Вобраз бусла у каляндарна-абрадавай i сямейнай традыцыi беларусау»
В календарно-обрядовой традиции белорусов птица аист представляет собой птичий код плодородия. Поэтому не случайно на территории Гомельской области во время рождественских «колядований» можно было встретить в свите «колядовщиков» ряженого в образе аиста. Праздник «Благовещения» - начало весенне-летнего земледельческого периода, ассоциировался с прилетом птиц и в первую очередь с прилетом аистов. Им было посвящено ритуальное печиво «галепы».
1. «Каляды»
- Группа колядовщиков
- икона «Рождество Иисуса Христа»
- предметы этнографии
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
2. «Благавешчанне»
- ритуальное печиво «галепы»
- икона «Благовещение»
- рушники с изображением птиц
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
III. Павер'i пра буслоу
У белорусов существует поверье, что обидеть аиста - большой грех. Он оберегает дом от молнии и пожара, но обиженный, он сам может сжечь жилище человека. Одно из прозвищ аиста в Ветковском р-не «гарист» утверждает его связь с небесным огнем. Поэтому для его гнезда с давних пор использовали тележное колесо - символ солнечных божеств. В фольклорных текстах аист носит имена Ивана, Юрия-Григория, Никиты, Михаила. Это имена святых воинов, связанных с огнем и побеждающих змей и драконов.
В народной традиции существует стойкое поверье о том, что аист хранит покой и благосостояние семьи. Поэтому до настоящего времени люди стремятся устроить гнездо аиста поближе к своему дому. А еще - это птица приносящая в дом детей. Одно из названий аиста в белорусском языке «бацян», т.е. «бацька».
1. «Вобраз змееборца у беларускай народнай культуры»
- иконы «Чудо Георгия о Змие»
- фрагменты деревянной резьбы наличников и др. украшений дома с символами стрелы
- рушники
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
2. «Вобраз агня»
- рушники с символами огня
- фрагменты деревянной резьбы
- Икона «Св. Илья»
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
3. «Сям'я. Ад вяселля да народзiн»
- Жених, невеста, сваты
- предметы этнографии, связанные с темой свадебного обряда
- икона «Покров»
- образ райской птицы в вышивке и ткачестве
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
IV. «Вобраз птушкi у традыцыйнай беларускай культуры»
Среди птичьих образов белорусской культуры аист не одинок. Десятки птиц одухотворяют мир традиционного человека, наполняя его движением, пением, полетами и продолжая жизнь древних мифов в современность. Это код физического, эмоционального и ментального уровней, иносказание всех наших полетов. Птицы соединяют сердце, чувства, мысли - с внешним миром, времена в году и даже Этот Свет с Тем Светом. Вещие птицы - вестники - способны проникать в мир предков и помогают общаться с ними. Птичьи образы - в мифах, сказках, песнях, ткачестве и вышивке, резных наличниках и глиняных свистульках, в печенье и костюме, в пословицах и приметах, в определениях характера и танцах. «Птичий язык» - один из символических языков всего человечества. «Крылатый образ» - воплощение всего духовного в культуре.
1. «Вобраз птушкi у народным ткацтве i вышыукi»
- предметы ткачества и вышивки (рушники, постилки, подзоры, рубахи) с изображением разных птиц
- соловьи, ласточки, воробьи - куры - утки - павлины и др. экзотические птицы
- фрагменты деревянной резьбы
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
2. «Абрад «Кармленне курэй»
- женские народные костюмы
- предметы этнографии
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
3. «Дрэва замоу»
- композиция: борьба добра и зла в птичьем образе
- рушники
- ткачество
- фольклорные и пояснительные тексты
|
|
Оборудование
Для осуществления проекта необходимо:
- Наличие труб для развески по всему периметру в двух выставочных залах
- Наличие манекенов в количестве 15 шт.
- Приобретение шнуров, лески, портняжных булавок
- Витрины горизонтальные 6 шт.
Скачать презентацию: demonstration-busl.pps [4.1 Mb] (cкачиваний: 107)
Куратор выставки:
Кузьмич Анна Васильевна
+375 (232) 75-53-65