_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » Меценатство. Живы ли традиции прошлого?
Меценатство. Живы ли традиции прошлого? 4 февраля 2010

Меценатство. Живы ли традиции прошлого?«Гомельская правда», 4 февраля 2010 года

Имя приближенного к императору Октавиану Августу древнеримского государственного деятеля Гая Цильния Мецената вошло в мировую историю, в первую очередь, как поклонника изящных искусств, покровителя науки и поэзии. Обладая влиянием и материальными средствами, он всячески поддерживал  сочинителей, скульпторов, актеров. В созданный им литературный кружок входили такие знаменитые поэты античности как Вергилий, Гораций, Проперций. И как знать, смогло бы современное человечество наслаждаться высоким стилем «Энеиды» Вергилия, не окажись рядом с ним состоятельного патриция по имени Меценат, не только обладавшего чутьем на дарования, но и создававшего условия для проявления таланта в полной мере.

Его благотворительная деятельность получила известность и всеобщее признание, а его имя закрепилось за каждым человеком, безвозмездно жертвующим материальные блага на развитие таких важных сфер человеческой деятельности, как образование, наука и культура.    

История Европы в средневековый период богата примерами благотворительности и меценатства, в том числе и на территории Беларуси. Достаточно вспомнить Николая Радзивилла (Сиротку), благодаря которому Несвиж превращается в один из красивейших и просвещенных городов. Князь не только развил бурную деятельность по строительству нового замка, наполненного произведениями живописи, и располагавшего огромной библиотекой, но и помогал талантливым художникам и поэтам, содержал за свой счет студентов, обучающихся за границей.

В 1517-19 гг. в Праге Франциск Скорина издал «Библию» на старобелорусском языке. Значимость этого события для развития отечественного образования и культуры трудно переоценить. Однако история хранит не только имя выдающегося книгопечатника, но и имена Константина Острожского, Богдана Онкова и Якуба Бабича, чья финансовая поддержка позволила осуществить задуманный проект.   

В 1772 г., после первого раздела Речи Посполитой, Восточная Беларусь, в том числе и Гомель, вошли в состав Российской империи, а в 1775 г. город становится частным владением генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Его сын Николай Петрович, владевший Гомелем с 1796 по 1826 г., являлся не только крупным государственным деятелем (министр иностранных дел, канцлер России, Председатель Государственного Совета), но и человеком, по праву заслужившим  звание мецената. Не смотря на огромную занятость, Николай Петрович находил время и силы на подвижническую деятельность на благо науки и просвещения Российского государства.    

Разнообразие его увлечений было удивительным и простиралось в сферы подчас отдаленные и неожиданные. В области географии графа занимало открытие морского пути из Атлантического в Индийский и Тихий океаны. В 1803 г. он принял участие в подготовке и финансировании первого русского кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна. В 1815 г. граф снаряжает экспедицию О.Е. Коцебу для отыскания северо-восточного морского прохода, затем финансирует путешествия на Камчатку и в Северную Америку.

Не менее важное значение Николай Петрович придавал изучению истории России. Для проведения исследовательской работы канцлер создал творческий коллектив, в котором работали И.И. Григорович, К.Ф. Калайдович, И.Н. Лобойко, М.П. Строев, Н.М. Карамзин и мн. др. Современники называли их «Румянцевским кружком» или «Румянцевской академией». Граф не только оплачивал все расходы на поездки членов кружка по всей России и за ее пределами с целью обследования государственных, частных, церковных архивов и библиотек, но и занимался изданием на свои средства подготовленных молодыми учеными сборников документов, исследований по истории, языкознанию, археографии. Так, на издание «Собрания Государственных грамот и договоров» им было затрачено 66 тысяч рублей.  Благодаря стараниям Н.П. Румянцева вышел в свет первый сборник документов по истории Беларуси - «Белорусский архив древних грамот», подготовленный  протоиереем гомельского Петропавловского собора Иоанном Григоровичем.

Еще одним увлечением Николая Петровича было коллекционирование. Его внимание привлекали книги и археологические древности, живопись и предметы этнографии. Итогом собирательской деятельности графа стали  обширные коллекции монет, археологических предметов, произведений искусства, книг. Это крупнейшее в России собрание граф завещал государству «На благое просвещение». После его смерти все коллекции, в том числе великолепная библиотека, насчитывающая более 28 тысяч томов, были переданы Министерству народного просвещения, открывшему в его петербургском доме на Английской набережной музей. И хотя до настоящего времени музей в первоначальном виде не сохранился, предметы, собранные Н.П. Румянцевым, являются украшением многих музейных коллекций, а Румянцевская библиотека составляет основу Российской государственной библиотеки. 

Огромное значение деятельность Николая Петровича имела для Гомеля, где он пытался реализовать несколько социальных проектов. Одним из них стало открытие ланкастерской школы. Документы свидетельствуют о том, что пока шло строительство нового здания школы, ученики, основную часть которых составляли дети-сироты, размещались в одном из флигелей  графского дома. Они не только учились чтению, счету и письму, но и приобретали навыки выбранной профессии. Их обучали плотницкому, столярному, кузнечному, портняжному, сапожному ремеслу.

В Гомеле Н.П. Румянцев ищет возможность осуществить еще один проект - создать дворянское училище по образцу Царскосельского лицея. Граф не только субсидировал строительство каменного здания, но и обязался давать на его содержание 4 тыс. руб.  ежегодно. Нельзя забывать также о том, что при Николае Петровиче в Гомеле появилась каменная аптека, а выстроенная больница характеризовалась как одна из лучших в губернии.

Жизнь Николая Петровича, его неиссякаемая энергия, были примером для подражания не только многим его современникам, но и нам, живущим двести лет спустя.

В 1834 г. новыми владельцами Гомельского имения становятся князья Паскевичи. Генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич граф Эриванский князь Варшавский был человеком военным и казалось бы далеким от мира науки и искусства. Однако его поступки свидетельствуют о другом.

В 1828 г., по условиям Туркманчайского мирного договора, ставшего итогом русско-персидской войны, Персия должна была выплатить 20 млн. руб. контрибуции. Это была огромная по тем временам сумма, на погашение которой пошли монеты не только имевшие хождение, но и представлявшие нумизматическую ценность, порой в несколько раз превышавшую их номинальную стоимость. И.Ф. Паскевич, ставший виновником победы, ходатайствует о привлечении к изучению полученной нумизматики специалистов Академии наук. Результатом явилось составление больших коллекций, одна из которых осталась в Академии наук, другая поступила в первый отдел императорского Эрмитажа. Обе коллекции сохранились до настоящего времени.

В 1820 г. в Санкт-Петербурге группой меценатов было основано Общество Поощрения Художеств, которое ставило основной целью деятельности «содействие развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов». В его состав входили члены царской семьи, государственные деятели, представители известных дворянских родов. По словам Н.К. Рериха «...вносил труды свои на пользу учреждения...»  и И.Ф. Паскевич, являвшийся действительным членом Общества, и принимавший финансовое участие в реализации многих его благотворительных проектов.

Эта эстафета перешла к сыну генерал-фельдмаршала Федору Ивановичу Паскевичу, который во II пол. XIX в. также упоминается среди членов Общества Поощрения Художеств.

Следует заметить, что меценатство в России во II пол. XIX - начале XX в. было  существенной,  заметной  стороной  духовной  жизни  общества. Не даром это время называют «золотым веком» меценатства. Достаточно вспомнить громкие имена П.И. Третьякова, С.И. Мамонтова, С.П. Рябушинского. По инициативе действительно просвещенных и  по-настоящему  образованных дарителей,  развивались  становящиеся  приоритетными  отрасли  отечественной науки,  открывались  уникальные  галереи, музеи, театры. Такими  стали Третьяковская  галерея,  Бахрушинский  театральный   музей,   Частная   опера С.И.Мамонтова, Московский  Художественный  театр, Философский и Археологический институты, Морозовские  клиники.

Не последнее место в списке меценатов принадлежит гомельской княгине Ирине Ивановне Паскевич. 250 тысяч рублей было пожертвовано ей на строительство нервно-хирургической клиники имени Пирогова в Санкт-Петербурге.  И конечно особое значение для нас гомельчан имеет ее благотворительная деятельность в Гомеле. Ирина Ивановна финансировала строительство школ, приютов, больниц. Среди них мужская гимназия, земская, глазная и гинекологическая больницы, четыре народных училища в окрестных деревнях. Благодаря деятельности учрежденного в 1878 г. Гомельского общества вспомоществования учащимся, председателем которого на протяжении многих лет являлась Ирина Ивановна, ежегодно в учебных заведениях города обучалось бесплатно более двух десятков детей из малообеспеченных семей.

Все эти факты свидетельствуют о том, что ее пожертвования не носили разовый характер, это было непосредственное участие в преобразовании тех сфер бытия, которые бесспорно способствуют поступательному развитию общества.

К сожалению, после революционных событий 1917 г. меценатство как явление, особенно в сфере культуры, по объективным причинам утратило свою былую значимость. Однако сегодня оно вновь возрождается. Очевидным является то, что благополучие каждого из нас основывается на определенном уровне развития образования и культуры, и наличествующие в обществе уровень культуры и образованности в немалой степени способны обеспечить успешное будущее всех его членов. Понимая это, многие политики, государственные деятели, предприниматели входят в состав Попечительских советов, созданных при театрах, музеях, библиотеках, учебных заведениях. Попечительский совет - это, прежде всего, круг друзей, объединившихся для оказания многосторонней помощи. Приоритетными задачами Совета, как правило, являются привлечение внебюджетных источников финансирования, содействие в осуществлении новых проектов.

Создание такого попечительского совета является актуальным в наши дни для многих учреждений культуры, в том числе для государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль». Со времени завершения реставрационных работ и открытия новых экспозиций и выставочных залов, коллектив учреждения постоянно стремится к совершенствованию своей деятельности, занимается поиском новых форм и направлений работы.

Осуществление ряда новых проектов ожидается и в обозримом будущем. Гомельчане и гости нашего города в 2010-11 гг. смогут насладиться живописными полотнами мариниста И.К. Айвазовского, пейзажистов Григория и Никанора Чернецовых, анималиста А.Н. Комарова, московских художников XVIII-XIX вв. В.А. Тропинина, И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И. Аргунова. Наших посетителей ожидает встреча с мемориальными предметами императорской семьи из фондов Государственного музея-заповедника «Павловск» и книгами из Российской государственной библиотеки, когда-то принадлежавших Н.П. Румянцеву. Не будет равнодушных на выставке из фондов музейно-выставочного центра «Музей моды» и личных коллекций одного из самых известных российских Кутюрье, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, члена-корреспондента Синдиката высокой моды Парижа Валентина Юдашкина и в экспозиции, посвященной экзотическим маскам из собраний Кунсткамеры. Все эти проекты призваны приблизить к нашему посетителю шедевры мирового искусства, сделать культурную жизнь нашего города более разнообразной, насыщенной и полной.

Осуществление этих и многих других проектов, аналогов которым нет в республике, возможно при непосредственной поддержке широкого круга общественности. Представителей государственных органов, организаций различных форм собственности, предпринимателей и частных лиц - всех, кто любит наш город, кому не безразлично будущее Гомельского дворцово-паркового ансамбля мы приглашаем к сотрудничеству и участию в работе создаваемого при учреждении попечительского совета. Улучшение культурного досуга населения, участие в наших проектах, в организации и проведении социально-культурных мероприятий: конференций, концертов, вечеров отдыха, выставок, сохранение памятников природы, истории и культуры, расположенных на территории дворцово-паркового ансамбля, укрепление материально-технической базы учреждения - вот круг вопросов, решение которых будет зависеть от степени участия в них общественности, вошедшей в состав попечительского совета.

Мы верим, что и в наше время существуют меценаты, люди, восприимчивые к интеллектуальным ценностям, получающие удовлетворение от собственной пользы, от служения Отечеству через человеколюбие. Такие люди заслуживают всяческого уважения и достойны того, чтобы их имена стояли рядом с именами деятелей искусства.

Кузьмич Анна Васильевна
(заведующая отделом по сбору музейных экспанатов и экспозиционной деятельности)

Просмотров: 6791
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Румянцев Николай Петрович (1754-1826)
  • Связь поколений - связь времен (Рерихи и Паскевичи)


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль