Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Новости > Памятное гашение почтовой карточки во дворце

Памятное гашение почтовой карточки во дворце


31 октября 2009

Памятное гашение почтовой карточки во дворцеВо  дворце-музее состоялось памятное гашение почтовой карточки с оригинальной маркой «200 лет Кафедральному Собору во имя  святых апостолов Петра и Павла в Гомеле». Торжественная процедура гашения была произведена собственноручно Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.

Петропавловский собор уже на протяжении почти двух столетий является истинным украшением нашего города. Строительство его было начато в тот период, когда Гомельское имение принадлежало  графу Н.П.Румянцеву.

24 марта 1808 года граф обратился к архиепископу  Могилевскому Варлааму с письмом, в котором просил разрешить ему построить в Гомеле каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Автором проекта храма  стал английский архитектор Джон Кларк, который был приглашен Румянцевым Н.П. в Гомель. Духовная консистория одобрила проект храма, архиепископ на прошении Румянцева наложил резолюцию: «На заложение церкви грамоту изготовить».

В историческом очерке «Город Гомель» (авт. Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгялло Д.И., 1911 г.) содержится информация о закладке храма: «На основании храмозданной грамоты, по прочтении ея перед народом 18 октября 1809 года церковь святых Петра и Павла и была заложена протоиереем Иоанном Григоровичем с гомельским и посторонним священством».  Строительство храма было завершено в 1819 году. На внешнем облике храма  не могли не отразиться исторические события  начала 19 века. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года способствовала росту его самосознания. Гомельский собор возводился Н.П.Румянцевым в обстановке всеобщего подъема страны, собственных успехов на государственном поприще, поэтому этой постройке были приданы черты величественности. В этот исторический период в культовых сооружениях идеи классицизма  возобладали  над отработанной веками церковно-строительной традицией. К тому же сам   Николай Петрович Румянцев был почитателем классицистического искусства. В облике собора он хотел видеть напоминание  о совершеннейших творениях классицистической архитектуры - Казанском соборе в Санкт-Петербурге, церкви св.Женевьевы в Париже и соборе святого Павла в Лондоне. Поэтому перед архитектором  Джоном Кларком стояла  сложнейшая задача  выразить в облике православного храма  идеалы высокой гражданственности, с которой он успешно справился.

В 1823 году  Румянцев подарил собору богатую церковную утварь.  26 марта 1824 года граф обратился с просьбой к Могилевскому архиепископу Иосифу за разрешением освятить церковь. В 1825 году  у княгини Елизаветы Захаровны Кантакузеной графом Румянцевым   была приобретена часть мощей  святого Николая Чудотворца, которые  хранились в соборе в Гомеле в «перламутровом ковчеге». В соборе  в серебряных ковчегах хранились мощи разных святых православной Церкви. В начале 20-го  века собор являлся единственным кафедральным на территории Беларуси.

...Н.П.Румянцев завещал, чтобы его похоронили в Гомеле в Петропавловском соборе. Он скончался в Санкт-Петербурге 3 января 1826 года. Согласно его воле был похоронен в Гомеле, в соборе, в левой стороне  от главного престола. На его могиле был установлен постамент с бюстом Николая Петровича, на постаменте была размещена следующая  надпись: «Воздалъ Божия Богови, Кесарева Кесареви, Отечеству любовию и жертвами». У постамента была установлена бронзовая статуя  «Мир», которая олицетворяла три мирных договора, заключенных Румянцевыми во славу России. Скульптором бронзового изваяния «Мир» стал русский скульптор В.И.Демут-Малиновский.

В 30-е годы   20-го века  в соборе был устроен антирелигиозный музей. В период оккупации Гомеля в годы Великой Отечественной войны собор был действующим, и его деятельность продолжалась до 1962 года. В 1962 году в здании  собора начал свою работу гомельский планетарий. В 1989 году собор святых Петра и Павла был передан православной Церкви.

Хочется особо подчеркнуть, что 2009 год объединил несколько знаменательных дат в истории Петропавловского собора - 200-летие закладки храма, 190-летие окончания его строительства, 185-летие освящения...

...После торжественного гашения памятной марки состоялась экскурсия по залам дворца. Владыка Филарет с большим интересом знакомился с раритетами гомельского музея, а в конце отметил, что экспозиции весьма  привлекательны и интересны.

Вернуться назад