_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Анна Кузьмич
Анна Кузьмич 28 июля 2009

Пароход «Николай»

Не случайно I четверть XIX в. в российской истории часто называют «Румянцевской эпохой». Деятельность Николая Петровича масштабна, многогранна, простирается в разных направлениях. Получивший европейское образование, долгое время проживший в Европе, он был одним из наиболее просвещенных людей своего времени, стремившимся внедрять передовой европейский опыт на российскую почву. Осуществление многих проектов на постах директора Департамента водных коммуникаций, министра коммерции преследовало цель преодоления экономической отсталости России. Подобного рода устремления мы видим и на примере ведения хозяйства в принадлежавшем Н.П. Румянцеву Гомельском имении. В I четверти XIX в. в имение из Европы завозятся семена растений, новые породы овец и крупнорогатого скота, различное применение находят технические новшества.  Среди них проект по устройству для Гомельского имения парохода. Дело это было новое не только для Белоруссии, но и для России в целом.

Следует отметить, что первый пароход «Елизавета» был построен в России в 1815 г.   В газете того времени появилось следующее описание этого события: «Судно сие полтора часа ходило по разным направлениям в круглом, напротив дворца, бассейне, которого диаметр не превосходит сорока сажен. Удобное движение столь большого судна в таком малом пространстве воды представляло приятное зрелище и показывало, сколь оно удобно в управлении. Новость сего явления, местоположение и прекрасная того дня погода привлекли туда необыкновенное множество зрителей». Не известно был ли среди них и Николай Петрович Румянцев, но что «сии суда во многих случаях могут быть полезны для Гомельского хозяйства», он не сомневался.             «Государственный канцлер передал мне копию с письма относительно устройства парохода на р. Сож. Просит снабдить его согласно договоренности чертежами парохода» - обращается управляющий Гомельским имением А.Ф. Дерябин к Чарльзу Берду в 1818 г.                                                              Чарльз Берд - английский механик, прибывший в Россию в 1786 г. Через 6 лет построил первый в Петербурге механическо-литейный завод в устье Невы, здесь же корабельную верфь, лесопильный завод. Именно с его верфи вышел первый пароход «Елизавета». С ним и ведутся переговоры об устройстве парохода на р. Сож. «С господином Бердом я войду теперь в непосредственное сношение. Прежде посоветуюсь я с господином Смитом и тогда буду писать Берду, а в каком смысле не примену донести Вам в свое время» - пишет А.Ф. Дерябин Н.П. Румянцеву. А в письме Берду: «Смит берется по данным чертежам устроить судно поставить паровую машину и пустить ее в ход».

Господин Смит был одним из тех специалистов, которых Николай Петрович пригласил в Гомель для осуществления своих проектов. В частности он занимался строительством винокуренных заводов в Петровском фольварке, Добруше. Строительство парохода также стало одним из тех проектов, в котором он принимал непосредственное участие.                                           Что же мог представлять собой первый пароход, пущенный в Гомеле? Учитывая, что он строился на заводе Берда, можно предположить, что он относился к типу «Елизаветы», которая имела следующие характеристики: длина 18,3 м, ширина 4,5 м, осадка 0,61 м, водоизмещение 30 тонн. На нее были установлены бортовые гребные колеса диаметром 2,4 м шириной 1,2 м, паровая машина Уатта мощностью 4 лошадиных силы, что позволяло судну развивать скорость до 6 узлов. В 1820 г. в России работало 15 судов данного типа  с паровыми машинами от 12 до 32 лошадиных сил.

Новый вид водного транспорта обошелся Гомельской экономии в 20 тысяч рублей и был пущен в ход в 1824 г. Имя получил «Николай». Проект был дорогостоящим. Достаточно сказать, что брат Николая Петровича Сергей, унаследовавший Гомельское имение в 1826 году, просил при продаже за одного крепостного крестьянина мужского пола 300 рублей. 

Однако первые пароходы имели ряд недостатков, которые не позволили эксплуатировать пароход «Николай» на реке Сож долгое время. Пароходы начала XIX века были деревянные и очень тяжелые, имели большую осадку, часто становились на мели. Грузов перевозили немного, т.к. приходилось брать с собой большое количество дров для работы парового двигателя. Шли по реке медленно, а с грузом еще медленнее. Кроме того, при каждой поломке машины приходилось выписывать мастеров для починки. Управляющий Гомельским имением Мощинский в 1826 г. в письме Николаю Петровичу сообщает: «Препятствия желаемой пользы от него тамошния мелкия реки».

Зимой 1826 г. из письма Мощинского мы узнаем, что пароход стоит в Крыловце (Кролевец?), и на него находится покупатель.

И хотя судно прослужило гомельчанам не долго,  и возвратились пароходы на реку Сож позже, когда конструкторы заменили деревянный корабельный корпус на более легкий металлический, тем не менее, гомельчане по праву могут гордиться тем, что новый вид водного транспорта впервые в Беларуси появился именно в Гомеле. И виною этому стал экспериментатор, новатор Николай Петрович Румянцев.

 

Просмотров: 5360
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Николай Румянцев: Человек-эпоха
  • Румянцев Николай Петрович (1754-1826)


  • Раздел » ---
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль