_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Виртуальные выставки » Свободный бег пера…
Свободный бег пера… 3 ноября 2020

Свободный бег пера…Выставка графики «Древнейшее из искусств» - первый осенний вернисаж музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Свободный бег пера, грифеля, спонтанной штриховки сообщает листу бумаги заряд такой творческой энергии, которую зритель прекрасно чувствует и воспринимает! В этом особая прелесть графики, которой многие ценители отдают предпочтение перед живописью и другими искусствами.
В экспозиции представлено более 80 произведений из фондов музея, выполненных в разнообразных техниках и охватывающих интервал времени с XVII по XX столетие.
Все представленные гравюры, офорты, литографии более раннего времени почти неуловимо схожи между собой. До появления фотографии художники стремились создавать максимально реалистичные изображения, которые скорее удивляют затраченным трудом и доскональностью, чем поражают наше воображение.

Свободный бег пера… 
Среди старых произведений графики экспонируется гравюра Клодин Бузонне, выполненная по картине художника эпохи классицизма Никола Пуссена. Гравюра датируется XVII веком, здесь изображен библейский момент снятия Иисуса Христа с креста. Интересно, что оригинал - полотно Пуссена считается утраченным, и данное изображение - один из немногих «живых свидетелей» диапазона творчества французского живописца.
На выставке хорошо заметно различие подходов в графике старого и нового времени. В двадцатом столетии более престижно скрывать мастерство художника за кажущейся легкостью и непосредственностью, иметь свой индивидуальный почерк. Белорусские художники занимают и всегда занимали ведущие позиции в области изобразительного искусства. Отличная качественная подготовка художников, многие из которых окончили Вхутемас, институт имени Сурикова, академию имени Репина, белорусский театрально-художественный институт, училище имени Глебова, принесла свои плоды. Самое главное, что ни говори, искусство очень сильно зависит от трех составляющих - творчества, личности и судьбы художника.
В собрании музея находятся неоднородные, различные по качеству, уровню и техникам исполнения графические листы самых разных художников, с чьим видением и мастерством предлагает сегодня ознакомиться выставка.
Музейная летопись графики XX столетия в данной экспозиции начинается с имени минчанина Аркадия Астаповича. Здесь представлено две его работы 20-х годов в технике линогравюры. Небольшого размера, стремящиеся к квадрату, они максимально контрастны, ритмичны и музыкальны, отражают сельскую тему. Это улей на дереве и мельница «с крыльями», время которых безвозвратно ушло.
Следующий художник, уроженец Рогачева Анатолий Каплан проживал в Ленинграде, его творчество стилистически перекликается с Марком Шагалом, так же в основном связано с бытом еврейского народа. Яков Телишевский родом из Гомеля, бывший подмастерье гомельской художественной студии имени Врубеля и выпускник Вхутемаса. Являлся учеником Владимира Фаворского. На выставке представлено несколько его работ в различном исполнении. Здесь и гравюра на дереве (ксилография), наброски цветными мелками и гуашью, эскизы обложек и черно-белые иллюстрации к некоторым книгам.
Свободный бег пера… Свободный бег пера… Свободный бег пера… 
Технику цветной линогравюры применял в основном минчанин Анатолий Тычина, добиваясь тончайших нюансных переходов цвета и тона. Нередко героями его произведений становится гомельский порт, гомельская река с баржами, гомельский парк.
Художники иногда используют самые простые материалы, например, цветные карандаши и тогда получаются непосредственные любительские наброски с натуры: часовня Паскевичей находившегося в 1945 году на излечении в Гомеле Александра Козлова, фрагменты разрушенного дворца, выполненные немецкими военнопленными...
Свободный бег пера… 
Архитектурный мотив с Ильинской церковью мастерски выполнен известным гомельским художником Робертом Ландарским в акварельной технике. При том, что Роберт Ефимович известен и популярен благодаря своей живописи маслом. Выдающийся график гомельчанин Евгений Покаташкин в технике линогравюры запечатлел здание гомельского вокзала и типичный индустриальный мотив 60-х.
Свободный бег пера… Свободный бег пера… Свободный бег пера… 
Искусство плаката представлено двумя гомельскими художниками - Владимиром Лосевым и Иваном Андрасюком. Они ярко и злободневно отражают свою эпоху, к чему, собственно, и призвано это искусство. С той разницей, что произведения Лосева своей изобразительной сложностью и глубиной напоминают хорошую живопись... С миром театра связаны тематические композиции проживающего ныне в Минске «дедушки авангарда» Виталия Чернобрисова. Нарисованные, что называется, с размахом, они посвящены его супруге, бывшему режиссеру гомельского театра Лидии Монаковой...
Несколько работ разных авторов в различных техниках демонстрируют свойственную искусству графики фантасмагорию и воображаемый мир. Офорты Вячеслава Слаука из Минска и Юрия Яковенко из Гродно представлены точечно, тем не менее, их творчество узнаваемо. Следующий блок с четырьмя портретами современников принадлежит руке гомельской легенды, художника без определенного места жительства Валерия Ляшкевича. Музей пополнился некоторым количеством экспрессивных, мастерских работ этого художника в 90-е годы, когда Валерий Алексеевич вернулся из Ленинграда, где был вольным слушателем академии искусств имени Репина, в Гомель.
Свободный бег пера… Свободный бег пера… 
Техника офорта и автолитографии представлена произведениями Алёны Лось, Семена Геруса, Валентина Егорова, Акима Шевченко. Акварельный натюрморт Марии Егоровой «Ветка каштана» находится на стыке графики и живописи. Несмотря на свою мягкость и живописность акварель относится к области графики. Специалисты отмечают, что белорусской живописи в целом свойственна графичность. Уроженец деревни Корма Добрушского района Аким Шевченко через всю жизнь пронес Вхутемасовскую выучку. Ряд карандашных портретов наглядно демонстрирует его высокий и честный профессионализм.
Свободный бег пера… Свободный бег пера…  

Что можно сотворить с помощью обычной черной туши, показывают две работы уроженца Гомельщины Николая Гурщенкова. Натиск непогоды хорошо ощущаются зрителем, впрочем, как и бодрое настроение изображенных людей, переправляющихся через «кипящую» от грозы реку.
Питерский художник Марина Быкова создала серию работ на тему древнегреческого Пергамского алтаря, выполненную углем и мелом на холсте, что является очень неожиданным решением для графики. Представление о линогравюре дают работы Бирштейна «Портрет Георгия Нисского», Кузьмичева «Аппасионата», Мельянца «Ян Налепка» и другие. Резцом по линолеуму создаются наиболее обобщенные, выразительные работы. Анатолий Мельянец во время Великой Отечественной войны был командиром партизанского отряда, оставил после себя множество интересных работ на послевоенную тематику. Сильно впечатляет образ военного комиссара, созданный уроженцем Гомельщины Петром Дурчиным. Его герой изображен в момент высокого накала чувств, однако при этом не типизирован, не обезличен. Набросок кистью и тушью с «прогульщика» Аничкина Льва Баскина (родом из Рогачева) показывает нам отношение автора. Мол, нечего тратить силы и время на подобных «несознательных» членов общества. Портрет Анатолия Васильевича Луначарского того же Баскина, также выполненный тушью, является подготовительным этапом для печати в журнале или газете, он «имитирует» линогравюру. Художники часто прибегали к такому методу, обходясь простыми подручными средствами.

Свободный бег пера… Свободный бег пера… Свободный бег пера… Свободный бег пера… 

Валерий Рожнов изобразил гуашью и пастелью переправу солдат Великой Отечественной через реку Сож, отчего работа приобрела живописный вид.
Георгий Нисский, однокашник Телишевского по студии имени Врубеля, вхутемасовец, народный художник РСФСР оставил зарисовку зеленым карандашом некоего военного городка, которая после смерти художника вместе с картинами и вспомогательными материалами попала в собрание гомельского музея. На этом рисунке изображен почти бескрайний ландшафт одного из уголков России.
Выставка будет работать до начала ноября 2020 года. Рекомендуем любителям изобразительного искусства уделить ей свое внимание!

 

Научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Елена Калугина

 

Просмотров: 516
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка коллекции графики «ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ»
  • «МЕЖДУНАРОДНЫЕ КАПЛАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ–2012» и открытие выставки художника Анат ...


  • Раздел » Виртуальные выставки
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль