Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Виртуальные выставки > Свободный бег пера…
Свободный бег пера…3 ноября 2020 |
Выставка графики «Древнейшее из искусств» - первый осенний вернисаж музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Свободный бег пера, грифеля, спонтанной штриховки сообщает листу бумаги заряд такой творческой энергии, которую зритель прекрасно чувствует и воспринимает! В этом особая прелесть графики, которой многие ценители отдают предпочтение перед живописью и другими искусствами. На выставке хорошо заметно различие подходов в графике старого и нового времени. В двадцатом столетии более престижно скрывать мастерство художника за кажущейся легкостью и непосредственностью, иметь свой индивидуальный почерк. Белорусские художники занимают и всегда занимали ведущие позиции в области изобразительного искусства. Отличная качественная подготовка художников, многие из которых окончили Вхутемас, институт имени Сурикова, академию имени Репина, белорусский театрально-художественный институт, училище имени Глебова, принесла свои плоды. Самое главное, что ни говори, искусство очень сильно зависит от трех составляющих - творчества, личности и судьбы художника. В собрании музея находятся неоднородные, различные по качеству, уровню и техникам исполнения графические листы самых разных художников, с чьим видением и мастерством предлагает сегодня ознакомиться выставка. Музейная летопись графики XX столетия в данной экспозиции начинается с имени минчанина Аркадия Астаповича. Здесь представлено две его работы 20-х годов в технике линогравюры. Небольшого размера, стремящиеся к квадрату, они максимально контрастны, ритмичны и музыкальны, отражают сельскую тему. Это улей на дереве и мельница «с крыльями», время которых безвозвратно ушло. Следующий художник, уроженец Рогачева Анатолий Каплан проживал в Ленинграде, его творчество стилистически перекликается с Марком Шагалом, так же в основном связано с бытом еврейского народа. Яков Телишевский родом из Гомеля, бывший подмастерье гомельской художественной студии имени Врубеля и выпускник Вхутемаса. Являлся учеником Владимира Фаворского. На выставке представлено несколько его работ в различном исполнении. Здесь и гравюра на дереве (ксилография), наброски цветными мелками и гуашью, эскизы обложек и черно-белые иллюстрации к некоторым книгам. Технику цветной линогравюры применял в основном минчанин Анатолий Тычина, добиваясь тончайших нюансных переходов цвета и тона. Нередко героями его произведений становится гомельский порт, гомельская река с баржами, гомельский парк. Художники иногда используют самые простые материалы, например, цветные карандаши и тогда получаются непосредственные любительские наброски с натуры: часовня Паскевичей находившегося в 1945 году на излечении в Гомеле Александра Козлова, фрагменты разрушенного дворца, выполненные немецкими военнопленными... Архитектурный мотив с Ильинской церковью мастерски выполнен известным гомельским художником Робертом Ландарским в акварельной технике. При том, что Роберт Ефимович известен и популярен благодаря своей живописи маслом. Выдающийся график гомельчанин Евгений Покаташкин в технике линогравюры запечатлел здание гомельского вокзала и типичный индустриальный мотив 60-х. Искусство плаката представлено двумя гомельскими художниками - Владимиром Лосевым и Иваном Андрасюком. Они ярко и злободневно отражают свою эпоху, к чему, собственно, и призвано это искусство. С той разницей, что произведения Лосева своей изобразительной сложностью и глубиной напоминают хорошую живопись... С миром театра связаны тематические композиции проживающего ныне в Минске «дедушки авангарда» Виталия Чернобрисова. Нарисованные, что называется, с размахом, они посвящены его супруге, бывшему режиссеру гомельского театра Лидии Монаковой... Несколько работ разных авторов в различных техниках демонстрируют свойственную искусству графики фантасмагорию и воображаемый мир. Офорты Вячеслава Слаука из Минска и Юрия Яковенко из Гродно представлены точечно, тем не менее, их творчество узнаваемо. Следующий блок с четырьмя портретами современников принадлежит руке гомельской легенды, художника без определенного места жительства Валерия Ляшкевича. Музей пополнился некоторым количеством экспрессивных, мастерских работ этого художника в 90-е годы, когда Валерий Алексеевич вернулся из Ленинграда, где был вольным слушателем академии искусств имени Репина, в Гомель. Техника офорта и автолитографии представлена произведениями Алёны Лось, Семена Геруса, Валентина Егорова, Акима Шевченко. Акварельный натюрморт Марии Егоровой «Ветка каштана» находится на стыке графики и живописи. Несмотря на свою мягкость и живописность акварель относится к области графики. Специалисты отмечают, что белорусской живописи в целом свойственна графичность. Уроженец деревни Корма Добрушского района Аким Шевченко через всю жизнь пронес Вхутемасовскую выучку. Ряд карандашных портретов наглядно демонстрирует его высокий и честный профессионализм. Что можно сотворить с помощью обычной черной туши, показывают две работы уроженца Гомельщины Николая Гурщенкова. Натиск непогоды хорошо ощущаются зрителем, впрочем, как и бодрое настроение изображенных людей, переправляющихся через «кипящую» от грозы реку. Валерий Рожнов изобразил гуашью и пастелью переправу солдат Великой Отечественной через реку Сож, отчего работа приобрела живописный вид.
Научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Елена Калугина
Вернуться назад |