Разделы


Календарь

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив

Июль 2020 (8)
Июнь 2020 (8)
Май 2020 (5)
Апрель 2020 (19)
Март 2020 (13)
Февраль 2020 (3)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля 21 апреля 2020

Ленин, ВХУТЕМАС и студия ВрубеляВозвращаясь к теме гомельского феномена 1920-х - студии-школе имени М. А. Врубеля интересно вспомнить давнюю историю с походом Ленина в художественную кузницу страны - Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) и чем она обернулась для искусства.
Декрет о его образовании был подписан В. И. Ульяновым (Лениным) 29 ноября 1920 года. В следующем - 1921 году у главы советского государства нашлись и возможность, и желание ознакомиться лично с новым учреждением, а главное - жизнью и направлением мыслей его учащихся. Этому событию было посвящено несколько произведений искусства и художественный фильм.
«Машиной времени», чтобы заглянуть в ранние годы существования молодой республики советов, станет для нас картина народного художника Беларуси Владимира Стельмашонка «ВХУТЕМАС. 1921 год». Он создал ее в 1967 году, когда в искусстве 60-х зародился и сформировался так называемый «суровый стиль». Стельмашонок использовал некоторые приемы, свойственные данному стилю. Здесь изображена группа серьезных молодых людей вместе с улыбающимся Лениным. Голодные и холодные первые годы советской власти характеризовались огромным эмоциональным подъемом, стремлением молодых людей к высотам духа, невероятным оптимизмом. Композиция картины чрезвычайно проста, но сурова и вследствие этого напряжена.

Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
Девять человек стоят неподвижно и смотрят на зрителя из условного пространства, ограниченного рамой холста. Над некоторыми Владимир Иванович поместил «нимбы» из графем, возможно намекая на дальнейшие перипетии в их судьбах. «Мы живем в полную силу, пусть трудно, но радостно. Как живется вам, потомки? Верим, что счастливо, красиво, сытно...» - читается в их широко распахнутых глазах. А мы с нетерпением всматриваемся в каждый написанный лик - вдруг встретим здесь наших студийцев: Нисского, Евмененко, Шифрина, Гуревича, Машковцеву, Смехова, Телишевского... Их немало в тот год стало ВХУТЕМАСовцами.
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля

Вот бы узнать у автора, есть ли у его героев картины реальные прототипы помимо Ленина? Гомельчане, очень одаренные, интеллектуальные и энергичные, вполне могли стать участниками той знаменательной встречи. К сожалению, в 2013 году художника не стало.

Какие имена выдающихся русских художников связаны с ВХУТЕМАСом! Уже на первых порах в качестве преподавателей он собрал крупнейших представителей авангардных течений. Мастерские в разные годы на живописном факультете возглавляли В.Д. Баранов-Россине, А.А. Веснин, А.Д. Древин, В.В. Кандинский, И.В. Клюн, П.П. Кончаловский, П.В. Кузнецов, А.В. Лентулов, И.И. Машков, Л.С. Попова, А.М. Родченко, Н.А. Удальцова, Р.Р. Фальк, А.В. Шевченко, А.А. Экстер; на скульптурном - А.С. Голубкина; на архитектурном заявили о себе как о новаторах И.А. Голосов, Н.В. Докучаев, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, К.С. Мельников; на производственных факультетах преподавали В.Е. Татлин, Л.М. Лисицкий, В.Ф. Степанова.

Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
Выпускники ВХУТЕМАСа также сумели оставить яркий след в истории советского искусства. Сама его атмосфера с жаркими спорами, бесконечными перестройками учебных программ, напряженной борьбой мнений способствовала «поиску истины». Студенты жили коммунами на полуголодном пайке. Мастерская знаменитого мэтра Ильи Машкова, в которой училась и приехавшая из Гомеля Елена Самойленко-Машковцева, ежедневно занималась гимнастикой для укрепления здоровья, зимой всем коллективом во главе с мэтром отправлялась в лес за дровами. Огромным авторитетом пользовался и другой выдающийся художник, педагог, ректор ВХУТЕМАСа Владимир Фаворский.
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля

Под его руководством учился на графическом факультете товарищ Елены по гомельской студии им. Врубеля Яков Телишевский (1900-1980). Остановимся подробнее на этом имени.

«Он к Третьяковке всей душой, ее не видев уж тянулся.
В Москве осеннею порой во ВХУТЕМАС он окунулся.
Творить: ох, нету слаще муки! Он живопись и Репина любил.
Но... Штеренбергом встречен был, и опустились его руки...

Объем, пространство, цвет и вес, и плотность, и всего не счесть -
студент постичь пытался разом, забыв, что слаб еще наш разум...
Вокруг твердили - кто как мог - уроки космополитизма:
что нет верней у нас дорог дороги кубофутуризма;

Что нам отныне бог - Сезанн, в святых - служители Парнаса -
Ван Гог, Ван Донген и Пикассо, Леже и Брак и Озанфан;
Их заместители у нас /равнение на них, налево/:
Осмеркин, Удальцова, Древин и все, кем славен ВХУТЕМАС...»

В шутливой стихотворной форме описаны начало учебы и царящая в московском заведении атмосфера таинственным незнакомцем «Т. Ли». Экземпляр этой напечатанной на машинке неоконченной поэмы долгое время находился в фондах нашего музея не атрибутированным. Тэ Ли - оказался Яковом Семеновичем Те-ли-шевским!

Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
Уроженец Гомеля, сын сапожника, Яков обучался в гимназиях Екатеринославля (ныне Днепропетровск) и Гомеля, посещал художественную студию им. М.А. Врубеля, затем учеба во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (1921-1929) и творческая работа в Москве. Еще во время учебы начал выполнять заказы книжных издательств, получившие высокую оценку на выставках в Париже и Лейпциге. Всего им было оформлено более 100 книг.
Яков Семенович отличался добрым и веселым нравом. Во время Великой Отечественной войны, являясь командиром учебной автоматной роты, оформлял ленинские уголки, занимался стенгазетой. Вместе с ней выходило печатное приложение, в котором «дед Нефед», придуманный Телишевским, «раешным» (балаганным) стихом сообщал последние армейские новости.
Любовь Яковлевна - дочь художника вспоминала впоследствии, что отец постоянно вносил в жизнь семьи «элемент творчества, художественного восприятия всего, что нас окружало. Будучи книжным графиком, он очень любил книги, особенно сказки. В любви к шутке, каламбуру, красному словцу, в тонком юморе проявлялась его непреходящая молодость... Он имел поэтический дар, хороший прозаический стиль, знал много иностранных языков (!), был наделен исключительной энциклопедической памятью... Но, пожалуй, главной его чертой были альтруизм и почти болезненная скромность. Он выставлял свои работы на многих союзных и зарубежных выставках. Но за 60 лет творчества так и не увидел своей персональной выставки...».
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля

В 1984 году в Центральном доме работников искусств (Москва) прошла посмертная выставка Телишевского.

Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
В музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля находится 14 графических работ Я.С. Телишевского - эскизы обложек детских книг, заставок, гравюр и рисунки, выполненные акварелью, тушью, гуашью, карандашом. Сотрудники бережно сохраняют память об этом гомельском художнике, его работы часто экспонируются на выставочных проектах музея.
Вернемся к нашей основной теме повествования - посещению ВХУТЕМАСа Лениным.
«Я имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости...» - не скрывал свое мнение Владимир Ильич. Более того, он потребовал найти «надежных антифутуристов» для борьбы на арене искусства. [1, стр. 85]
В искусстве Ленин ценил естественность, простоту, правдивую передачу характерных сторон жизни. А тут «космополитизм, формализм, махизм и прочие буржуазные штучки» под видом новой пролетарской культуры! Произведения авангардистов и близких к ним художников в то время широко экспонировались в музеях, популяризировались на выставках, расхваливались в печати, рекламировались как наиболее передовые, прогрессивные явления художественной культуры. Вскоре крен начался в противоположную сторону, приведший в 1930-е годы к полной победе «соцарта» (социалистического реализма).
Владимир Ильич считал искусство делом государственной важности, но в коммуну к молодым начинающим художникам он приехал еще и по другой причине. Ленин вместе с Крупской 25 февраля 1921 года навещали в общежитии студентов ВХУТЕМАСа младшую дочь Инессы Арманд - Варвару.
В СССР в конце 60-х был создан кинофильм «Штрихи к портрету В. И. Ленина» из 4-х частей, одна из которых целиком была посвящена этой встрече с будущими художниками. Кроме кинокартины и живописного работы В. Стельмашонка нам встретился еще один занятный артефакт в Государственном историческом музее Москвы - вытканный гобелен с вождем, Надеждой Крупской и участниками студенческой коммуны за скромной трапезой.
Интересно сравнить два произведения на одну и ту же тему. Что сегодня говорит нашему современнику больше: воображаемая ситуация на картине Стельмашонка или бытовая сцена, выполненная в текстиле? Стилизованная живопись белорусского художника как бы аллегорически раскрывает свой подтекст, его глубину. Мы сами должны домыслить и понять, о чем «высказывание» художника.
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
На гобелене узнаваемо изображены только сидящие во главе стола Ленин с Крупской. Студенты обозначены стаффажными фигурами. Акцент сделан на факте самой встречи в общежитии-коммуне. Удивительное дело! Декоративно-прикладное искусство и станковая живопись поменялись ролями.
В книге документов и воспоминаний «В.И. Ленин и изобразительное искусство», на которую мы ссылаемся, упоминается, что «весьма заметное место в беседе с молодежью занимал вопрос о футуризме как в изобразительном искусстве, так и в литературе, а также проблема отношения к классическому наследию прошлого. Несмотря на то, что Владимир Ильич, как вспоминают все, вел этот разговор в полушутливом тоне и не собирался вступать в серьезный спор, очевидна была его отрицательная позиция в отношении футуризма, пользовавшегося симпатиями многих тогдашних студентов. Зато к работам одного из студентов, писавшего в реалистической манере, Владимир Ильич отнесся одобрительно.... «Вот это я понимаю. Это и мне понятно, и рабочему и всякому другому понятно»... Немного погодя Ленин «упрекнул» наркома просвещения А.В. Луначарского: «Хорошая, очень хорошая у Вас молодежь, но чему Вы ее учите!» [1, стр. 83]
Владимиру Ильичу виделось в авангардизме лишь «упадочное буржуазное явление» и «диктатура художественного меньшинства». Луначарский же характеризовал модернистские эксперименты как «богатые будущим». И что же?
«Прекрасный искусствовед» - отзывался об Анатолии Васильевиче Ленин, и не ошибся. Луначарский действительно оказался на высоте! В пользу прозорливости искусствоведа Луначарского говорит и такой факт. С телевизионных экранов директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова недавно поделилась тем, что привезти из Европы на выставку в Москву работу Лазаря Лисицкого оказалось гораздо сложнее, чем картину того же Караваджо...
После визита во ВХУТЕМАС Ленин кратко подытожил: «А все-таки, какие это славные ребята, чудесные ребята, было бы хорошо, если бы их энергию можно было бы направить на какое-нибудь другое дело, в какое-нибудь другое русло: из них могло бы выйти что-нибудь очень хорошее - хорошие инженеры, хорошие врачи, но боюсь, что хороших художников из них не выйдет»... [1, стр. 84]
История - высший арбитр - все расставила по своим местам.

 

Научный сотрудник художественного отдела Елена Калугина

 

1 - В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. /Автор-составитель, автор вступительной статьи и комментариев В.В. Шлеев/ Издательство «Изобразительное искусство». - М. - 1977

Просмотров: 161
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка «Чудные мгновения бытия от Елены Машковцевой»
  • Выставка "Народный художник РСФСР Георгий Нисский и его время"


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Анонсы

    План

    Популярное

    ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИНОПАРК «ОЖИВШИЕ ДИНОЗАВРЫ»
    Выставочный проект "Зона комфорта"
    Выставка «Гигантские насекомые»
    Выставка художественного металла и стекла из собрания м ...
    Мини-выставка «Отмеряя времени ход»

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль