Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля
Ленин, ВХУТЕМАС и студия Врубеля21 апреля 2020 |
Возвращаясь к теме гомельского феномена 1920-х - студии-школе имени М. А. Врубеля интересно вспомнить давнюю историю с походом Ленина в художественную кузницу страны - Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) и чем она обернулась для искусства. Вот бы узнать у автора, есть ли у его героев картины реальные прототипы помимо Ленина? Гомельчане, очень одаренные, интеллектуальные и энергичные, вполне могли стать участниками той знаменательной встречи. К сожалению, в 2013 году художника не стало. Какие имена выдающихся русских художников связаны с ВХУТЕМАСом! Уже на первых порах в качестве преподавателей он собрал крупнейших представителей авангардных течений. Мастерские в разные годы на живописном факультете возглавляли В.Д. Баранов-Россине, А.А. Веснин, А.Д. Древин, В.В. Кандинский, И.В. Клюн, П.П. Кончаловский, П.В. Кузнецов, А.В. Лентулов, И.И. Машков, Л.С. Попова, А.М. Родченко, Н.А. Удальцова, Р.Р. Фальк, А.В. Шевченко, А.А. Экстер; на скульптурном - А.С. Голубкина; на архитектурном заявили о себе как о новаторах И.А. Голосов, Н.В. Докучаев, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, К.С. Мельников; на производственных факультетах преподавали В.Е. Татлин, Л.М. Лисицкий, В.Ф. Степанова. Выпускники ВХУТЕМАСа также сумели оставить яркий след в истории советского искусства. Сама его атмосфера с жаркими спорами, бесконечными перестройками учебных программ, напряженной борьбой мнений способствовала «поиску истины». Студенты жили коммунами на полуголодном пайке. Мастерская знаменитого мэтра Ильи Машкова, в которой училась и приехавшая из Гомеля Елена Самойленко-Машковцева, ежедневно занималась гимнастикой для укрепления здоровья, зимой всем коллективом во главе с мэтром отправлялась в лес за дровами. Огромным авторитетом пользовался и другой выдающийся художник, педагог, ректор ВХУТЕМАСа Владимир Фаворский.Под его руководством учился на графическом факультете товарищ Елены по гомельской студии им. Врубеля Яков Телишевский (1900-1980). Остановимся подробнее на этом имени. «Он к Третьяковке всей душой, ее не видев уж тянулся. Объем, пространство, цвет и вес, и плотность, и всего не счесть - Что нам отныне бог - Сезанн, в святых - служители Парнаса - В шутливой стихотворной форме описаны начало учебы и царящая в московском заведении атмосфера таинственным незнакомцем «Т. Ли». Экземпляр этой напечатанной на машинке неоконченной поэмы долгое время находился в фондах нашего музея не атрибутированным. Тэ Ли - оказался Яковом Семеновичем Те-ли-шевским! Уроженец Гомеля, сын сапожника, Яков обучался в гимназиях Екатеринославля (ныне Днепропетровск) и Гомеля, посещал художественную студию им. М.А. Врубеля, затем учеба во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (1921-1929) и творческая работа в Москве. Еще во время учебы начал выполнять заказы книжных издательств, получившие высокую оценку на выставках в Париже и Лейпциге. Всего им было оформлено более 100 книг.Яков Семенович отличался добрым и веселым нравом. Во время Великой Отечественной войны, являясь командиром учебной автоматной роты, оформлял ленинские уголки, занимался стенгазетой. Вместе с ней выходило печатное приложение, в котором «дед Нефед», придуманный Телишевским, «раешным» (балаганным) стихом сообщал последние армейские новости. Любовь Яковлевна - дочь художника вспоминала впоследствии, что отец постоянно вносил в жизнь семьи «элемент творчества, художественного восприятия всего, что нас окружало. Будучи книжным графиком, он очень любил книги, особенно сказки. В любви к шутке, каламбуру, красному словцу, в тонком юморе проявлялась его непреходящая молодость... Он имел поэтический дар, хороший прозаический стиль, знал много иностранных языков (!), был наделен исключительной энциклопедической памятью... Но, пожалуй, главной его чертой были альтруизм и почти болезненная скромность. Он выставлял свои работы на многих союзных и зарубежных выставках. Но за 60 лет творчества так и не увидел своей персональной выставки...». В 1984 году в Центральном доме работников искусств (Москва) прошла посмертная выставка Телишевского. В музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля находится 14 графических работ Я.С. Телишевского - эскизы обложек детских книг, заставок, гравюр и рисунки, выполненные акварелью, тушью, гуашью, карандашом. Сотрудники бережно сохраняют память об этом гомельском художнике, его работы часто экспонируются на выставочных проектах музея.Вернемся к нашей основной теме повествования - посещению ВХУТЕМАСа Лениным. «Я имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости...» - не скрывал свое мнение Владимир Ильич. Более того, он потребовал найти «надежных антифутуристов» для борьбы на арене искусства. [1, стр. 85] В искусстве Ленин ценил естественность, простоту, правдивую передачу характерных сторон жизни. А тут «космополитизм, формализм, махизм и прочие буржуазные штучки» под видом новой пролетарской культуры! Произведения авангардистов и близких к ним художников в то время широко экспонировались в музеях, популяризировались на выставках, расхваливались в печати, рекламировались как наиболее передовые, прогрессивные явления художественной культуры. Вскоре крен начался в противоположную сторону, приведший в 1930-е годы к полной победе «соцарта» (социалистического реализма). Владимир Ильич считал искусство делом государственной важности, но в коммуну к молодым начинающим художникам он приехал еще и по другой причине. Ленин вместе с Крупской 25 февраля 1921 года навещали в общежитии студентов ВХУТЕМАСа младшую дочь Инессы Арманд - Варвару. В СССР в конце 60-х был создан кинофильм «Штрихи к портрету В. И. Ленина» из 4-х частей, одна из которых целиком была посвящена этой встрече с будущими художниками. Кроме кинокартины и живописного работы В. Стельмашонка нам встретился еще один занятный артефакт в Государственном историческом музее Москвы - вытканный гобелен с вождем, Надеждой Крупской и участниками студенческой коммуны за скромной трапезой. Интересно сравнить два произведения на одну и ту же тему. Что сегодня говорит нашему современнику больше: воображаемая ситуация на картине Стельмашонка или бытовая сцена, выполненная в текстиле? Стилизованная живопись белорусского художника как бы аллегорически раскрывает свой подтекст, его глубину. Мы сами должны домыслить и понять, о чем «высказывание» художника. На гобелене узнаваемо изображены только сидящие во главе стола Ленин с Крупской. Студенты обозначены стаффажными фигурами. Акцент сделан на факте самой встречи в общежитии-коммуне. Удивительное дело! Декоративно-прикладное искусство и станковая живопись поменялись ролями. В книге документов и воспоминаний «В.И. Ленин и изобразительное искусство», на которую мы ссылаемся, упоминается, что «весьма заметное место в беседе с молодежью занимал вопрос о футуризме как в изобразительном искусстве, так и в литературе, а также проблема отношения к классическому наследию прошлого. Несмотря на то, что Владимир Ильич, как вспоминают все, вел этот разговор в полушутливом тоне и не собирался вступать в серьезный спор, очевидна была его отрицательная позиция в отношении футуризма, пользовавшегося симпатиями многих тогдашних студентов. Зато к работам одного из студентов, писавшего в реалистической манере, Владимир Ильич отнесся одобрительно.... «Вот это я понимаю. Это и мне понятно, и рабочему и всякому другому понятно»... Немного погодя Ленин «упрекнул» наркома просвещения А.В. Луначарского: «Хорошая, очень хорошая у Вас молодежь, но чему Вы ее учите!» [1, стр. 83] Владимиру Ильичу виделось в авангардизме лишь «упадочное буржуазное явление» и «диктатура художественного меньшинства». Луначарский же характеризовал модернистские эксперименты как «богатые будущим». И что же? «Прекрасный искусствовед» - отзывался об Анатолии Васильевиче Ленин, и не ошибся. Луначарский действительно оказался на высоте! В пользу прозорливости искусствоведа Луначарского говорит и такой факт. С телевизионных экранов директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова недавно поделилась тем, что привезти из Европы на выставку в Москву работу Лазаря Лисицкого оказалось гораздо сложнее, чем картину того же Караваджо... После визита во ВХУТЕМАС Ленин кратко подытожил: «А все-таки, какие это славные ребята, чудесные ребята, было бы хорошо, если бы их энергию можно было бы направить на какое-нибудь другое дело, в какое-нибудь другое русло: из них могло бы выйти что-нибудь очень хорошее - хорошие инженеры, хорошие врачи, но боюсь, что хороших художников из них не выйдет»... [1, стр. 84] История - высший арбитр - все расставила по своим местам.
Научный сотрудник художественного отдела Елена Калугина
1 - В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. /Автор-составитель, автор вступительной статьи и комментариев В.В. Шлеев/ Издательство «Изобразительное искусство». - М. - 1977 Вернуться назад |