Разделы


Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив

Май 2019 (10)
Апрель 2019 (19)
Март 2019 (14)
Февраль 2019 (9)
Январь 2019 (17)
Декабрь 2018 (2)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея »  В усадьбе музыка звучала...
 В усадьбе музыка звучала... 14 мая 2019

Звучала музыка и таяла душа...
Аккорды нежные старинного рояля
Струясь мелодией, чуть слышно, не спеша,
Мне ностальгические ноты навевая.
И время вспомнилось былое, как сейчас –
Тенистый парк, скамья резная на веранде...
Татьяна Серединка

 В усадьбе музыка звучала...
Красная гостиная дворца. Современный вид. Рояль фирмы “J.Kerntopf & fils”, Варшава — Киев

Русская усадьба... «приют спокойствия, трудов и вдохновения»... щебет птиц, колокольный перезвон и звуки рояля, доносящиеся из открытого окна гостиной...
Некогда в гомельской усадьбе князей Паскевичей текла богатая духовная жизнь и музыка была неотъемлемой частью этой жизни.
Во второй половине XIX века в залах дворца помимо изящной мебели, картин и зеркал в богатых рамах, дорогой посуды и большой библиотеки, находилось  множество музыкальных инструментов и нотных изданий.
В Большом кабинете князя Ф.И.Паскевича нашёл приют инструмент  с  венской душой - «рояль концертный орехового дерева в семи октавах фабрики Bösendorfer». Это предприятие было основано в музыкальной столице Европы в 1828 году Игнацем Бёзендорфером и стало единственным австрийским производителем элитных фортепиано, известных на весь мир. Инструменты притягивали внимание не только высшего дворянства, императоров и других представителей европейской и международной элиты (императрицы Елизаветы, Императора Франца Иосифа I, русского царя Николая II и японского императора Тэнно), но и знаменитых музыкантов. Иоганнес Брамс всегда заказывал фортепиано Bösendorfer для своих летних выступлений, Иоганн Штраус купил рояль для своих венских апартаментов на Пратерштрассе, а Густав Малер получал поддержку от компании Bösendorfer в студенческие годы.
Кроме рояля в кабинете князя находилось «пианино механическое ореховое фабрики Debain в Париже», к нему - «шкаф ореховый с пятью выдвижными полками, заключающих 20 ящиков пьес к механическому пианино». Парижский органный и фортепианный мастер Александр Дебен был известен  как основатель фабрики (1834 год), и как изобретатель. Его инструменты пользовались популярностью по всему миру. Механическое пианино было чудом технической мысли конца XIX века и предметом роскоши в европейских домах. Его особенность заключалась в том, что он мог не только издавать привычные фортепианные звуки с помощью ручной клавиатуры, но и имел особый «ленивый» механизм. В него вставлялась перфорированная лента с определенным узором - заданной мелодией. Путем нехитрых манипуляций валы приводились в движение и молоточки следовали заданному рисунку. Звучала музыка... Зрительно создавалось ощущение, что за пианино сидит человек-невидимка, нажимающий на клавиши. Помните фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино»? Ту сцену, когда гости сидят на балконе и наблюдают, как во дворе дома, за тем самым механическим пианино сидит дворовой мальчишка и исполняет Шопена? Гости ошеломленно молчат, мальчишка бьет по клавишам, а затем, по знаку своей хозяйки отходит от пианино, продолжающего играть без него. Все облегченно смеются, и герой Олега Табакова восклицает: «Мистификасьон!»
Александр Дебен бесконечно экспериментировал, создавая различные сочетания клавишных инструментов. Интересно, что в Красной гостиной дворца Паскевичей находился также «орган-пианино палисандрового дерева с 17 регистрами фабрики Debain».
Не менее интересными предметами были «орган орехового дерева с застекленными дверцами фабрики Wiest in Wien», привезенный И.Ф.Паскевичем в конце 1840-х гг. из Варшавы. К нему «три шкафа орехового дерева, заключающих 24 музыкальных вала к органу», а также «орган красного дерева с 6 валами». Такие музыкальные механизмы являлись изобретением часовых мастеров. В основе конструкции - вращающийся барабан или широкая пластина с нанесенными на них штырьками. Подобные устройства, которые были  неотъемлемым атрибутом усадебных гостиных, имели почти все механизмы прошлого: музыкальные шкатулки, шарманки. Механический орган во дворце Паскевичей был оснащен 24 валами, соответственно, он мог проигрывать 24 различных мелодии.
Согласно «Описям наличности Гомельского замка» в Красной гостиной дворца также размещались «пианино палисандрового дерева фабрики Hölling et Spangenberg, Lutz-Leipzig с двумя бронзовыми вызолоченными бра для свечей», «фисгармония маленькая ножная», «пианино фабрики M.Wette et Jöhne с электрическим двигателем и к нему шкафчик с 27 нотами».
Фисгармония по своему звучанию значительно отличалась от других духовых клавишных инструментов своей мягкостью и выразительностью. Поэтому она часто занимала почетное место в гостиных.
Во дворце Паскевичей также была комната, которая в описи именовалась как «театр». Здесь находился «рояль из орехового дерева фабрики Лихтенталя». Она предназначалась для проведения любительских музыкально-театральных вечеров с участием хозяев и приглашенных гостей. Подобные вечера Паскевичи организовывали и в своем доме на Английской набережной в Петербурге.
В наши дни на месте дворянской усадьбы - музей. И жизнь в нем течёт совсем по другим правилам и имеет другое наполнение. Но музыка продолжаем оставаться её важной частью.
В особой неповторимой атмосфере Белой гостиной дворца проходят концерты «Музыкального салона» музея.
Говоря о музыкальном салоне, невольно представляешь огромный рояль в окружении золоченых канделябров, темный бархат портьер... Сегодня салон не является досугом узкого круга ценителей музыки как в былые времена. И хотя его цель - возрождение забытых традиций классического музицирования, современная трактовка подразумевает, прежде всего, искренний, вдохновенный диалог исполнителя со слушателем.
Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля также имеет коллекцию музыкальных инструментов, значительная часть из которых - пианино, рояли и фисгармонии немецких и российских фирм-производителей XIX - начала XX веков. У каждого из них - своя неповторимая история. Многие из них нуждаются в реставрации.
Любая реставрация, какой бы хорошей она ни была, преобразует инструмент, делает его современным. В нем появляются новые детали - взамен устаревших и недействующих. А некоторые фортепиано хочется сохранить просто как артефакты.
Но не смотря на все существующие сложности, воображение рисует прекрасную картину: великолепный концертный рояль «поставщика двора его императорского величества» фирмы «C.M.Schröder» (К.М.Шрёдер, Санкт-Петербург, 1892 год) из фондов нашего музея звучит во всю мощь своего благородного тембра в Колонном зале дворца Румянцевых и Паскевичей!


 В усадьбе музыка звучала...
Большой кабинет дворца. Вторая половина XIX века
 В усадьбе музыка звучала...
Белая гостиная дворца. Современный вид
 В усадьбе музыка звучала...

Фисгармония фирмы “Graf”, Аугустусбург, Германия. Из фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля


Елена КУРТЕНОК, старший научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Белая гостиная дворца. Современный вид

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель

Просмотров: 58
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Экспозиция "Красная гостиная"
  • Выставка «В старой гомельской гостиной не смолкает пианино»


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Анонсы

    Летопись музея

    План

    Погода

    Гомель

    Популярное

    Конференция к 100-летию музея
    Предложение по вакансиям!
    Ночь музеев-2019 "Музейные и100рии"
    Выставка «Шерше ля фам» («Ищите женщину») из собрания С ...
    Выставка «Страна Мурландия, или мартовские коты»

    Статистика

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль