Разделы


Календарь

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив

Май 2018 (12)
Апрель 2018 (9)
Март 2018 (17)
Февраль 2018 (12)
Январь 2018 (6)
Декабрь 2017 (6)

Партнёры

 
Главная страница » Выставки » Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»
Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…» 23 апреля 2018

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»В 2018 году исполняется 130 лет со дня рождения легендарной личности для Гомеля 20-х – художника, педагога Александра Яковлевича Быховского. В истории города он навсегда останется организатором и лидером художественной студии-школы имени М.А.Врубеля. Несмотря на то, что в качестве гомельского феномена студия просуществовала около двух лет, свет этого удивительного послереволюционного явления до сих пор струится из глубин времени. Александр Яковлевич заключает в своем письме-обращении к гомельским органам власти: «…такую работу можно было проделать исключительной энергией и при условии не помнить себя материально».

Судьба студии привлекает внимание музейщиков и искусствоведов, изучающих художественную жизнь крупного областного центра в начале XX века, появляются новые публикации в белорусской прессе, на сайте музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля и.т.д.

В самом деле, Александр Быховский запомнился своим современникам безудержной  энергией, постоянной жаждой творческих и личностных преобразований. Это экспрессивное существование было свойственно Быховскому на всем протяжении долгой – девяностолетней – жизни.

Глубокое знание психологии людей, задач изобразительного искусства сформировалось в многочисленных поездках по различным уголкам России, Поволжья, Узбекистана, Туркестана, даже Гималаев. Не удивительно, что именно такой многосторонней незаурядной личности отдает предпочтение в своих воспоминаниях уроженец Гомеля народный художник РСФСР Георгий Нисский. По документам 20-х гг. Жора Низский числился подмастерьем в студии имени Врубеля. Спустя многие годы он оставил восторженный отзыв о личности преподавателя Быховского. Встреча с настоящим Учителем в период ученичества – большая жизненная удача не только для будущих художников! Быховский же скромно признавал, что в Гомеле «пущены корни некоторой художественной культуры»...

Александр Яковлевич Быховский родился в Могилеве 25 мая 1888 года. Во всех источниках информации пишут о том, что семья была «ортодоксальной, еврейской», тем не менее, уже в 1901 году Саша Быховский проходит обучение у местного иконописца некоего Горбунова, затем работает в артели художников, занимавшейся изготовлением икон, торговых вывесок, росписями интерьеров. В ее составе трудился в городах Российской империи: Оренбург, Нижний Новгород, Казань и др.

Начиная с 1905 года участвует в революционном движении, вынужден скрываться от полиции, переезжать с места на место. В 1911–12 годах посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств под руководством Николая Константиновича Рериха в Петербурге. Однако обучение не завершил, работал по частным заказам, с 1913 года начал участвовать в выставках.

В 1919 году орбита жизненного пути Быховского пролегла через уездный город Гомель. Здесь он стал заведовать секцией ИЗО при Губнаробразе, плакатной мастерской, основал совместно с художником Сергеем Ковровским студию-школу имени М.А.Врубеля. В этот период удача сопутствовала всем начинаниям Быховского. И на это были причины. В Гомеле сложилась поразительная по насыщенности художественная среда. Братья Выгодские – оба литераторы, искусствоведы, разносторонне одаренные, высокообразованные люди; Лев Семенович Выготский в дальнейшем стал известнейшим психологом, его двоюродный брат Давид Исаакович Выгодский преподавал в студии Врубеля историю искусств, набирал славу поэта и литературного критика. Осип Мандельштам, известный русский поэт, как и Давид Выгодский, погибший в лагерях, запечатлел эту семью в стихотворении «На Моховой семейство из Полесья» (в соавторстве с Б.К.Лившицем): «…Семи вершков, невзрачен, бородат, / Давид Выгодский ходит в Госиздат / Как закорючка азбуки еврейской…» и.т.д.

Среди преподавателей студии были выпускники Венской, Варшавской, Петербургской академий, Киевского, Пензенского художественных училищ и т.д. В городе функционировал музей имени А.Луначарского – бывший замок князей Паскевичей, национализированный со всеми сокровищами античного, древнеегипетского, древнеперсидского, древнекитайского, а также русского и европейского искусства. В Гомель стекались со всех сторон музыканты, артисты, ученые, военные, художники, поэты… Это был краткий период небывалого расцвета культуры на обломках Российской империи.

Александр Быховский лично прилагал руку к изготовлению огромного количества  агитационных плакатов, макетов памятников, лозунгов, портретов, которые производила студия Врубеля по заданию вышестоящих органов. Почерк Быховского особенно отчетливо прослеживается в графике, а плакат «Красный набат» («На фронт, добровольцы!», 1920) стал определенным художественным достижением в эту эпоху. Отличительными особенностями сложившегося стиля Быховского являются максимальная экспрессия, геометрия и лаконизм конструкций, окрашенные в 2-3 цвета плоскости, намеренно лишенные «объемности» и живописности, колеблющиеся, подобно языкам пламени, фигуры людей, многократно повторяющиеся штрихи напоминают об искусстве итальянских кубо-футуристов… Форма, движение формы в пространстве – вот, что было главной задачей художника Быховского. Он хорошо себе представлял, что он делает и зачем.

Александр Яковлевич справедливо отмечал в своих рукописях, что «возродить искусство Греции, Персии, Древней Руси человеку XX века не по силам…». Эпоха 1920-х разительно отличается хотя бы от 1900-х. Стремительно развивающиеся события тех лет требовали от художника моментального отклика, скоростной реакции и «скороспелого» продукта. Темперамент Быховского отлично для этого подошел. Как говорят в народе: оказался в нужном месте в нужный час.

В 1926 году в Москве была выпущена книга «Александр Быховский. Графика». В ней автор – уже знакомый нам Лев Выготский - писал: «Острый, выразительный и резкий, ломающий и извращающий линии реального и видимого, он, однако, не извращает их настолько, чтоб в его формах реальность потерялась окончательно…». Перефразируя Выготского, мы бы сказали, что художник любил гротеск и широко использовал стилизацию. Ярким подтверждением этому служит, например, плакат Быховского «Помогите раненому красноармейцу!».

Через все творчество Быховского – будь то книжная заставка, экслибрис или станковое произведение, красной нитью проходит образ схимника, обособленного в келье и занятого писанием свитка или книги. Можно здесь вспомнить изображения библейских бородатых старцев с пером в руке, особенно часто воспроизводимых в искусстве эпохи Возрождения. Интересно, что национальный герой Беларуси – просветитель и первопечатник Франциск Скорина – совершенно сознательно изобразил самого себя в виде летописца. В кабинетной обстановке ученого, мыслителя сидит лицом к зрителю человек и вписывает бессмертные строки в драгоценный фолиант «Библия руска».

В 2017 году на всемирно  известном аукционе Sothbys было продано за четырехзначную сумму графическое произведение Быховского под названием «Кудеяр». Формат изображения – вытянутый по вертикали восьмигранник. В центре расположен черный прямоугольник со светлой фигурой старика с пером в руке, прильнувшего к свитку на специальной подставке. Рядом с ним, в белом полукруге черный силуэт собаки, враждебно наставившей мордочку по направлению к пишущему человеку. Слева, справа и вверху находятся изображения наподобие иконописных клейм. Только вместо сцен из жизни главного героя здесь архитектурные пейзажи с крошечными фигурками людей, можно даже рассмотреть дирижабль в небе. Внизу, в окружении ступеней, ведущих то ли вверх, то ли вниз, дана крупная броская надпись «Кудеяр».

Это вызывает удивление! Как известно, глубоко раскаявшийся разбойник, наводивший ужас и страх в южной части России Кудеяр, в качестве искупления должен был спилить огромный дуб тем же ножом, каким совершались его преступления. Старик уже начинал волноваться: годы бегут, а дерево стоит, как ни в чем не бывало. Пока однажды не встретился ему некий пан Глуховский. Стал этот пан хвастливо перечислять свои зверства да злодеяния и заявлять при этом, что спит де прекрасно. Не выдержал Кудеяр и убил Глуховского. Тут же рядом рухнул заветный дуб в знак отпущения ему всех грехов… Такова, вкратце, история про разбойника Кудеяра. И, несомненно, Быховский знал, что, в общем, некогда было этому человеку книги писать...

С 1922 года начинается новая эпопея Александра Яковлевича, связанная с переездом в Москву. Он стал принимать участие в различных московских и международных выставках, оформлять книги, разрабатывать дизайн костюмов, макетов к театральным постановкам, руководить курсами в народном университете имени Н.К.Крупской и.т.д. и.т.п. Кстати, в том же институте подрабатывал и Л.С.Выготский. Быховский стал первым иллюстратором Бабеля. Здесь в Москве женился на Софье Лазаревне, у них родилась дочь Мариам. Во время Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС», в Омском кукольном театре. После победы снова возвращается в Москву. В 1951 году вступил в МОССХ, занимался в последние годы проектами для декоративной и скульптурной секции Художественного фонда СССР.

Александр Быховский прожил долгую, насыщенную событиями, творчеством жизнь. Сегодня трудно представить, как удавалось сосуществовать его «формальному» подходу в искусстве и провозглашенному единственно верным в СССР стилем «социалистического реализма». Многое, наверно, могли бы рассказать рукописи художника, находящиеся в ГМИИ имени А.С.Пушкина.

Произведения Быховского находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

В начале 2000-ых в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина прошла ретроспективная выставка произведений художника, чье имя заново открывается в наше время, получает новое звучание в отечественном искусстве, прежде всего благодаря графическому наследию 20-х годов.

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»О том, что всю жизнь не прерывалась духовная связь учителя и подмастерья гомельской студии имени М.А.Врубеля Якова Телишевского, оставившего свой след в книжной советской графике, может свидетельствовать рисунок из собрания Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Безымянный набросок мужской головы, выполненный Телишевским в 1970 году, доносит до нас образ мудрого, с живым огоньком в глазах и едва заметной улыбкой мудрого седовласого человека. Очень может быть - Александра Быховского.

В 1978 году, через неделю после своего девяностолетнего рубежа, художник ушел из жизни, оставив после себя не только произведения искусства, но и множество рукописей, которые представляют для исследователей, пожалуй, не меньший, чем графика, интерес. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Сейчас принято изобразительное искусство называть пластикой, Быховский считал его «формой». Причем, не уставал подчеркивать, что «это форма не вещей, а форма духа Человека, его печали или радости, его отваги, порыва или полета мечты…»

 

Научный сотрудник художественного отдела Е. Калугина

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»  Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»

Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»

Просмотров: 151
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка "Народный художник РСФСР Георгий Нисский и его время"
  • Виртуальная выставка из фондов музея


  • Раздел » Выставки
    Добавление комментария



     

    Мы в сети

    Анонсы

    Летопись музея

    План

    Погода

    Гомель

    Популярное

    КАНИКУЛЫ В МУЗЕЕ
    Планетарий вернулся!
    Ночь музеев - 2018: NON SOLUM CLASSIC - НЕ ТОЛЬКО КЛАС ...
    Выставка "Весна и пуантиколор" художника и поэта Иван ...
    Программа "Ночи музеев - 2018"

    Статистика

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2012. Гомельский дворцово-парковый ансамбль