_______

Разделы


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив

Март 2024 (14)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)
Октябрь 2023 (15)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » «СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»
«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ» 16 июня 2017

Недавно в фонды музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля поступил замечательный раритет. Это презентационный альбом фотографий, на состарившейся сафьяновой обложке которого вытиснуто латиницей название «Гомель 1911». Он представляет собой книжный блок с золотыми обрезами листов в переплете из натуральной кожи. На его страницах помещены 14 аутентичных фотографий начала ХХ столетия с видами парка и интерьеров Гомельского дворца, часть из которых нам не были известны ранее и стали для нас сенсационным открытием.

Появление в музейном собрании этого уникального предмета, «свидетеля дворцовой эпохи», который содержит ценнейший изобразительный материал – очень важное событие для исследователей, по крупицам пытающихся восстановить утраченные элементы бывшей усадьбы князей Паскевичей в Гомеле.

Перелистаем наполненные содержанием и временем тяжелые картонные страницы нашего нового альбома «Гомель 1911», и вместе с неизвестным нам пока фотографом пройдем по парковым аллеям и дворцовым залам роскошной усадьбы князей Паскевичей.

Пред нами предстает след минувшей жизни, некогда полнокровной и бившей ключом. Кажется, каждая дорожка помнит шаги бывших владельцев, их близких и гостей. Помнит и последнюю хозяйку Гомельского имения княгиню Ирину Ивановну Паскевич, сделавшую множество самых благих дел на пользу гомельчан, которые в память о ней установили в нашем городе два памятника.

…Шел 1911 год, Ирине Ивановне исполнилось 76. Несомненно, именно ей принадлежала идея заказать эксклюзивный, явно не тиражный альбом с презентационными фотографиями ее усадьбы в Гомеле, которому посвящен наш рассказ. В дворцовую эпоху с появлением фотографии и цветной печати возникают так называемые «Подносные альбомы», посвященные какому-нибудь юбилею, отдельному событию и предназначенные для подарка виновнику торжества. В них запечатлевались люди, сцены быта, видовые изображения. Альбом становится хорошим и, надо сказать, дорогим, подарком, напоминавшим о семейных праздниках, о родных и знакомых, о путешествиях в дальние страны. Его активно демонстрируют, помещая на самое видное место в гостиной. В это же самое время были и «Владельческие альбомы», в которых помещались фотографии с видами владений – дворцов, особняков, садов и парков.

По какому случаю был выполнен наш альбом? Чему посвящался? Может быть, 55-й годовщине вступления во владение Гомельским имением Федора и Ирины Паскевичей? А может для преподнесения некоему особенному гостю? Только Ирина Ивановна знала ответы.

Вот она сидит у камина, в ее памяти всплывают давно прошедшие события…

Высший свет

Ирина Ивановна происходила из знатнейшей дворянской семьи. Ее отец – обер-церемониймейстер Императорского двора, действительный тайный советник граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков. Мать Александра Кирилловна, урожденная Нарышкина, блистала как хозяйка известного светского салона в Петербурге. Родной брат Ирины Илларион, с которым её всю жизнь связывала близкая родственная дружба, стал министром Императорского двора и уделов, наместником на Кавказе, владельцем Воронцовского дворца и Ласточкиного гнезда в Крыму. Их отцу Ивану Илларионовичу в числе многих домов, имений и угодий принадлежал еще роскошный дворец на Английской набережной Санкт-Петербурга, подаренный его знаменитой тёткой, сподвижницей императрицы Екатерины II, первой женщиной профессором двух российских академий – Екатериной Романовной Дашковой. Именно в этом дворце он с Александрой Кирилловной давал блестящие балы, которые обычно посещали члены Императорской фамилии, многие известные люди своего времени: Пушкин, Жуковский, Гоголь, Карамзин, Глинка. Хозяйке этих балов посвящали свои стихи поэты Лермонтов, Некрасов, о ней восторженно писали в своих мемуарах современники. Как вспоминал граф Владимир Соллогуб, «каждую зиму Воронцовы давали бал, который двор удостаивал своим посещением. Весь цвет петербургского света приглашался на этот бал, составлявший всегда, так сказать, происшествие светской жизни столицы». 

«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»Во дворце у Воронцовых-Дашковых бывала и семья знаменитого фельдмаршала, наместника Николая I в Польском Царстве Ивана Федора Паскевича, женатого на кузине Александра Сергеевича Грибоедова Елизавете Алексеевне. В 17 лет Ирина Воронцова-Дашкова выходит замуж за их сына Федора Ивановича, генерал-адъютанта Свиты Его Императорского Величества Александра II. Вместе с мужем она принимает участие в обустройстве роскошного особняка в Петербурге, по соседству с домом своих родителей. Спустя 4 года чета вступает в наследование Гомельским имением, где была роскошная княжеская усадьба с дворцом и пейзажным парком. Ее перестроил «на широкую ногу» И.Ф. Паскевич после приобретения в 1834 г. у сенатора графа Сергея Петровича Румянцева. Для оформления белорусской резиденции фельдмаршала император щедро наделял его трофеями и ценными дарами. Великолепным украшением парка стала привезенная из Польши конная статуя маршала Юзефа Понятовского, которая в 1922 г. была возвращена советским правительством в Варшаву и ныне стоит перед Президентским дворцом польской столицы.

Подарки императора

Паскевичскую усадьбу в Гомеле неоднократно посещали члены царской семьи. Визиты сопровождались устроением пышных приемов и преподнесением памятных подарков хозяевам.

Император Николай I лично побывал во дворце своего любимого «отца-командира» трижды. В честь первого приезда в Гомель были привезены две гигантские вазы, изготовленные на Императорском фарфо­ровом заводе по специальному заказу, потом еще были напольные канделябры из хрустального и рубинового стекла Императорского стекольного завода, батальные картины с отражением военных походов Паскевича, которые выполнялись живописцами в двух экземплярах: в Зимний дворец императора и в Гомельский фельдмаршала. Все это и многое-многое другое постепенно превращало дворец Паскевичей в сокровищницу искусства.

По случаю торжественной встречи картежа Александра II с супругой в 1857 году по приказанию князя Федора Ивановича, вступившего в наследование Гомельским имением после смерти отца, к парадному подъезду дворца был пристроен каменный двухсторонний пандус.

Давайте же мысленно поднимемся по пандусу к парадному подъезду дворца, откроем одну из его многочисленных дверей и войдем. Внимательно рассматривая фотографии интерьеров из альбома «Гомель 1911», полюбуемся той роскошью, которая в буквальном смысле царила в залах Гомельского дворца того времени.

«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»Из парадной передней тремя высокими дверями арочного завершения можно попасть в просторный колонный зал в два этажа высотой.

По всему ощущается стремление хозяев наряду с уютом и комфортом создать атмосферу приподнятого настроения и парадности. Этому способствовало декоративное оформление стен и потолков в комнатах, их изысканная меблировка, редкостные произведения искусства и ценные подарки монархов. Их демонстрировали с особым благоговением, торжественно размещая на самых видных местах, порой в специальных витринах и на подиумах, как в настоящем музее. К ним относились и упомянутые выше фарфоровые вазы от Николая I.

На фотографии белой гостиной одна из них отчетливо предстает перед нашим взором в центре зала, вместе с хрустальными канделябрами по обе стороны от белых каминов с огромными зеркалами. Бесконечно жаль, что эти изумительные образцы искусства не пережили послереволюционных лихолетий! Зато мы узнаём между каминами сохранившуюся в нашем «СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»музее пару канделябров в виде бронзовых букетов цветов, подаренных Александром II в память о посещении Гомеля. При внимательном рассмотрении снимка находим на одной каминной полке скульптуру Моисея (копия с работы Микеланджело), а на другой перед зеркалом блистают золоченой бронзой часы с фигурами Венеры и Галатеи, по сторонам от них и на круглом столе – витиеватые многорожковые канделябры с фигуркой Сатира, находящиеся сегодня в музейной экспозиции.

«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»Рядом с белой гостиной была спальня княгини, обставленная комплектом изумительной французской мебели, украшенной мозаикой из дорогих пород дерева и накладными бронзовыми элементами. Этот гарнитур был подарен Ирине Ивановне ее семьей на свадьбу с Федором Ивановичем и привезен во дворец в сентябре 1856 г. Здесь были кровать, бюро, скамья для моления, 4 ночных столика, мягкие сидения и комод. На многих предметах был бронзовый с эмалями герб Воронцовых-Дашковых и монограмма фамилии. В нашем музее сохранилась верхняя часть комода.

«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»По стенам золотой столовой развешены изделия саксонского фарфора и серебряная посуда. Будущих гостей ожидает стоящий в центре стол, над которым нависает огромная бронзовая люстра. Мы видим парадные портреты Ивана Федоровича и Елизаветы Алексеевны Паскевичей. Сегодня они находятся в башне дворца, куда можно пройти, минуя белую гостиную, через южную галерею. Здесь (в галерее) было много экзотических растений, а также скульптуры: «Три грации», Венера, Меркурий, который в 1939 году поступил в фонды Национального художественного музея Республики Беларусь, где экспонируется в настоящее время.

«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»В большом кабинете в башне дворца Паскевичей находилась статуя Николая I в образе древнеримского императора. Она была помещена в каменную нишу от ахалцихского фонтана, привезенного с Кавказа, и якобы принадлежала резцу скульптора Христиана Рауха, придворного художника прусского короля Фридриха Вильгельма. Раухом был выполнен и беломраморный бюст супруги Николая I Александры Федоровны, запечатленный на фото справа от арки. Этот портрет императрицы ныне принадлежит Национальному художественному музею Республики Беларусь и экспонируется в Красной гостиной Гомельского дворца.

«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»Перелистнув альбом 1911 года, мы снова встречаем прекрасный образ Александры Федоровны. В обстановке той самой красной гостиной на стоящем у стены шкафу среди предметов – сохранившаяся до наших дней бронзовая скульптура императрицы верхом. Здесь же бюст первого владельца Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского.

«Иные погибают, полузабытые…»

В обстановке Красной гостиной в нашем воображении снова встает образ княгини Ирины Ивановны, которая всегда очень радушно принимала здесь своих близких и  гостей. «Как же неумолимо бежит время», – думала она, глядя на напольные часы справа от камина и на фотопортреты родных людей. «Вот уже 8 лет, как нет рядом Федора Ивановича…». Ее мысли были прерваны дворецким, доложившим о прибытии особого гостя из Петербурга. Может, это был искусствовед и художник Георгий Лукомский? А вдруг именно он привез из столицы выполненный по заказу княгини альбом с фотографиями ее Гомельской усадьбы? В новеньком сафьяновом переплете, с бронзовой застежкой и золотыми обрезами картонных листов «СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»альбом все же смотрелся сдержанно и строго, как того требовала заказчица. Мы знаем, что спустя 3 года Лукомский опубликует в журнале «Столица и усадьба» часть этих фотографий в своей статье, которую начнет словами: «Много усадеб разбросано по всему пространству нашего обширного отечества. Иные погибают, полузабытые. В иных еще теплится жизнь. Но есть и такие дворцы, в которых живет весь дух былого помещичьего быта. В Гомеле, Могилевской губернии, находится одна из таких наиболее интересных усадеб России». Потом добавит к детальному историко-художественному описанию, что «собрание Гомельского дворца прекрасно содержится графиней И.И. Паскевич». А завершит свое повествование так:

«Гуляя по пустынным, блестящим и отдающим звонким эхом малейший шорох, залам дворца, – выйдя ли на обширный, величественный, уставленный старинными железными диванчиками и шарообразными лаврами в кадушках, подъезд его и, видя открывающийся отсюда зеленый газон круглой обширной площадки, окаймленной густой листвой вековых деревьев, в прохладной тени которых прячутся стыдливо белые мраморные бюсты людей далекого прошлого, – вдыхая ли аромат заливных лугов по ту сторону Сожа, уходящих до горизонта, любуясь ли из окна антресолей открывающимся сквозь акантовую листву капителей коринфских видом прелестного сада цветов и аллеями трельяжа, – всюду так живо еще чувствуется присутствие людей, давно перешедших в иной мир, что невольно склоняется голова перед всею тою работой и любовью, которые были вложены здесь при создании всей красоты этой усадьбы.

«СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»А потому особенно дорого сохранение ее еще на долгое время все в том же цельном виде, так ярко говорящем в наши дни о прихотях, о жизни, о вкусах и об искусстве давно минувшего».

Времена проходят, а то, что может рассказать об ушедшем, всегда находит трепетный отклик в сердцах людей. Факты, фотографии, парковые аллеи и залы Гомельского дворца, предметы, сохранившиеся в этих залах – это все свидетели дворцовой эпохи.

Татьяна Литвинова,

кандидат искусствоведения, зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

 

 

Материал опубликован в журнале «Союзное государство» в 2017 г., №3, с.63–67

Просмотров: 4136
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка «СВИДЕТЕЛИ ДВОРЦОВОЙ ЭПОХИ»
  • Выставка «Постигая дворцовые тайны»


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Выставка «Древо жизни»
    Выставка произведений гомельских художников к Году мира ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль