_______

Разделы


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив

Март 2024 (16)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)
Октябрь 2023 (15)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » "Кружок" на ладони
"Кружок" на ладони 23 ноября 2016

В собрании музея Гомельского дворцово-паркового искусства достойное место занимает коллекция фалеристики. Она включает памятные и наградные медали, ордена, знаки разных исторических эпох...

Медальерное дело в старину трактовали так: "Сие искусство есть отрасль ваятельного художества. Первое отличительное его свойство - медаль есть кружок из стали, золота, серебра, который чеканят подобно монете. На медалях, как и на монете, можно употребить обронную работу. Второе - размер медали не может быть больше ширины ладони обычной человеческой руки". Медали изготавливали из меди, серебра, золота, т.е.из металла, который обладает пластичностью и прочностью, позволял получить четкость мелких деталей. Они отливались  в честь знаменательных событий, конкретных исторических личностей, по случаю юбилейных дат, а монетные дворы находились в столицах и крупных городах. Изображения на лицевой и оборотной сторонах сопровождались легендами. Благодаря таланту резчиков, их мастерству, их художественному чутью  маленький "кружок" с изящным рельефом  мог рассказать о событиях очень большого масштаба. Например, о сражениях, военных походах, победах, важных событиях в королевских и императорских домах и не только.  Памятные медали всегда были  и остаются объектом коллекционирования.  В фондах нашего музея в коллекции фалеристики представлены медали, изготовленные в Российской империи и СССР, странах Западной Европы, Соединенных Штатах Америки, Китае, странах Востока и т.д. Музей располагает работами выдающихся российских медальеров XIX века А.П.Лялина, П.П.Уткина,  А.И.Губе, П.Л.Брусницына, А.Г.Грихилеса, А.А.Грихилеса, советских медальеров Д.К.Степанова, А.Ф.Васютинского, М.Г.Манизера, В.М.Акимушкиной и многих других, чьи имена навсегда вписаны в летопись медальерного искусства. Особое место в коллекции занимают образцы фалеристики, входившие в состав дворцового собрания князей Паскевичей. Судя по историческим сведениям, которые оставили нам исследователи, искусствоведы, историки, побывавшие во дворце Паскевичей еще во 2-й половине XIX века, в залах башни на первом этаже  можно было видеть уникальный наградной комплекс. Об этом пишет в своих записках российский художник Д. М. Струков, побывавший во дворце в Гомеле в период экспедиции по Северо-Западному краю в 1864-1867 г.г.: "...В одной из комнат дворца хранятся все ордена, которыми жалован был светлейший фельдмаршал...". К слову, Дмитрий Михайлович с 1860 года был художником Оружейной палаты, мог видеть  разные   награды выдающихся  исторических деятелей Российского государства, так что знал толк в этом деле... Оригинальный наградной комплекс Паскевича произвел на художника впечатление. А еще икона в память Смоленской Божьей матери с дарственной надписью, адресованной М.И.Кутузову, а также  портрет "одного из предков рода Паскевичей, подпись на портрете и герб". А посетил он гомельский дворец вскоре после "роскошного ремонта", проведенного накануне визита императора Александра ІІ в Гомель. В ту пору хозяином Гомельского имения был сын генерала-фельдмаршала Федор Иванович, который постарался в память об отце придать некоторым залам мемориальный характер. В специальных шкафах были выставлены военные мундиры, наградное оружие, предметы военной амуниции, дипломы... Ордена и медали, памятные медали экспонировались в специальных рамках, витринах, на нумизматических столиках. Те из наградных и памятных медалей, которые сохранились, являются основой и украшением нынешней музейной коллекции фалеристики.

Некоторые медали можно увидеть в музейной экспозиции. Например, в память взятия российскими войсками крепости Эривань. Подобные медали чеканились из бронзы и серебра в Тавризе в 1827 году и вручались участникам штурма и взятия  крепости.  Паскевичу Ивану Федоровичу за победоносное завершение войны с Персией  указом Николая І был присвоен графский титул с наименованием "Эриванский" (рис.1).

"Кружок" на ладони
рис.1.

Над созданием медалей, орденов  трудились художники, резчики. Их называли медальерами. Многие годы в XIX веке  при   Петербургском монетном дворе в качестве медальера, выполняя функции художника и резчика,  работал Ф. П. Толстой. Этот человек  был талантлив от Бога. Скульптор график, медальер, мастер силуэтов, писатель...   В музейном собрании хранятся  медали, созданные при участии Федора Петровича. Одна из таких медалей -  "Сражение подъ Ахалцыхомъ и штурмъ сей крепости" - посвящена  одному из событий  русско-турецкой - взятию крепости Ахалцых. Она была взята войсками под командованием И.Ф.Паскевича.  По модели Толстого резал медаль  Алексей Клепиков. В работах графа Толстого  на военную тему  чувствуется особое отношение  к защитникам Отечества. Художник изображал их в одеянии героев  античного времени. И эта медаль не исключение (рис.2).

"Кружок" на ладони
рис.2

Представлена в нашем собрании медаль, посвященная заключению Андрианопольского мира с Турцией 2 сентября 1929 года. Напомню, что командующим российскими войсками на той войне был Иван Федорович Паскевич (рис.3,4).

"Кружок" на ладони   "Кружок" на ладони
рис.3,4

В 1838 году состоялось торжественное открытие Московских триумфальных ворот Славы. Надпись на аттике ворот с двух сторон - "Победоносным российским войскам, в память их подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826,1827,1828,1829, 1830, 1831 годах", - была  придумана Николаем І. По случаю  открытия триумфальных ворот вскоре была выпущена памятная медаль работы медальера  Андрея Ивановича Губе, который многие годы трудился на Санкт-Петербургском монетном дворе. Она представляла собой небольшую плакетку прямоугольной формы со срезанными углами.  Золотые плакетки вручались членам царской семьи, серебряные -  генералам, принимавшим участие в соответствующих военных событиях, бронзовые - создателям сооружения. По своему статусу Иван Федорович Паскевич был удостоен "серебра", но в нашей коллекции представлена  бронзовая плакетка, которую сегодня можно увидеть в Фельдмаршальском зале экспозиции "Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи". Тончайшая  работа резчика не может не восхищать...

Павел Петрович Уткин также относится к когорте замечательных российских  медальеров XIX века, оставивших богатейшее творческое наследие. Несколько медалей работы этого талантливого резчика имеются  в нашей коллекции. Одна из них посвящена ликвидации в 1839 году Брестской Унии . (рис.5)

"Кружок" на ладони
рис.5

В 1850 году Варшавским монетным двором была выпущена медаль "В честь 50 лет выдающихся военных заслуг " И.Ф.Паскевича. Создана она медальером Я. Мингеймером. Чуть позже, в 1852 году на этом монетном дворе была изготовлена медаль в память бракосочетания Ирины Воронцовой-Дашковой и Федора Паскевича. Тираж подобных эксклюзивных медалей, как правило, был небольшим. Обе медали представлены в экспозиции музея.

На Варшавском монетном дворе трудился и Йозеф Майнерт. Будучи профессиональным резчиком и гравером и имея в своем распоряжении  все оборудование монетного двора, он создал... большое количество разных подделок - главным образом копии редких европейских серебряных монет, а также различные необычные  типы и варианты медалей. Вероятнее всего, образцом  таких изделий является медаль, посвященная 25-летию правления  Николая І. Как известно, Царство Польское входило в то время в состав Российской империи (рис.6).

"Кружок" на ладони
рис.6

Судя  по качеству литья, похоже, что медаль из серии т.н. фантастических типов памятных медалей или иными словами "уникальный экземпляр". По своим размерам она не вписывается в общепризнанные каноны, так как значительно превосходят ширину ладони человека. На лицевой стороне изображен император в полный рост в царских апартаментах, а на оборотной - герб российский в виде парящего двуглавого орла над сегментом земного шара. Вес медали в серебре почти два килограмма! С просьбой поделиться имеющейся информацией об истории создания   такой медали мы обратились в Государственный Эрмитаж. Известно, что Иосиф Майнерт умер в 1846, а медаль была  изготовлена  на Варшавском монетном дворе не ранее 1850 года.

Копии медалей "В память Отечественной войны 1812 года", "За взятие Парижа 19 марта 1814 года", "За персидскую войну", "За турецкую войну", "За взятие приступо Варшавы" , "За усмирение Венгрии и Трансильвании" были размещены  на колодке. В книге учета музейных предметов за 1920-е годы имеется запись о том,  что "на столике ...под крышками... находятся 72 копии медалей и орденов Паскевича..., как русских, так и зарубежных". Вероятнее всего, решение заменить оригиналы копиями было принято хозяевами дворца еще в дореволюционный период. Поэтому-то  наши медали на колодке  визуально отличаются от стандартного образца подобных медалей, но изготовлены они из серебра.  Интересный факт из истории вручения медали "За взятие Парижа 19 марта 1814 года". Она была учреждена 30 марта 1814 года манифестом императора Александра І и предназначалась для награждения всех участников взятия французской столицы - от рядового до генерала. Но история внесла коррективы, точнее политическая ситуация во Франции, связанная с восстановлением династии Бурбонов. Именно по этой причине Александр І принял решение в 1814 году повременить с раздачей уже отчеканенных медалей. Их вручение началось с 19 марта 1826 года, поэтому на парадных портретах героев войны 1812 года на их мундирах такая  медаль отсутствует (рис.7).

"Кружок" на ладони   "Кружок" на ладони
рис.7

Из сохранившихся оригинальных орденов ХІХ века из нашей довоенной коллекции интерес представляет орден Таковского креста IV cтепени. В 1865 году в честь полувекового юбилея  национально-освободительного восстания сербов против турецкого гнета князь Михаил Обренович установил знак отличия - Таковский крест. Князь пожелал наградить всех живущих участников восстания, а также вручить награду семьям погибших. Орден имел 5 степеней и существовал пока династия Обреновичей была у власти, т.е. до 1903 года. Кому принадлежал орден, хранящийся в нашей коллекции? Для нас пока загадка (рис.8).

"Кружок" на ладони
рис.8

Значительное место в нашем собрании занимают медали советского периода. В числе их довольно редкая  медаль,  посвященная 2-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (рис. 9). Она "ровесница" нашего музея, а еще является  первым крупным произведением на ленинскую тему в медальерном искусстве. Автором медали является  Даниил Клавдиевич Степанов, работавший на Петроградском монетном дворе. Это была одна из попыток передать в портретах  черты В. Ленина и К. Маркса, как  великих мыслителей (аверс). На реверсе медали на фоне индустриального пейзажа изображена фигура рабочего. В одной руке он держит молот, в другой - колосья пшеницы. По замыслу  автора, эта фигура с набедренной повязкой и лучами солнца за головой, напоминающими нимб святого, должна была олицетворять союз рабочих и крестьян. На что сразу обращаешь внимание, когда рассматриваешь медаль -  это на не совсем обычное (привычное)  изображение рабочего, а еще на то, что  в круговой надписи указан "Петербург", хотя  в то время город на Неве носил другое название - Петроград. После знакомства с биографией медальера, все становится понятно. Приведу лишь некоторые факты. Он родился в Москве в семье академика исторической живописи К.П.Степанова в 1881 году. Одно время учился в Сорбонне, обучался медальерному делу у французских мастеров. Женат был на  итальянке Роме Травальино. В 1913 стал главным медальером Императорского Монетного двора  и на своих работах ставил литеры Д.С.  После революции продолжил работу на монетном дворе. В 1919 стал автором первой тиражированной медали, посвященной двухлетней годовщине Октябрьской революции. Эта медаль стала и первой медалью, выпущенной советским правительством. В первые годы Советской власти Степанов занимал пост заместителя председателя Отдела по делам музеев в Петрограде. Был арестован ЧК по обвинению в антисоветской деятельности и был освобожден  только благодаря ходатайству А. В. Луначарского. В 1924 был вновь принят на Петроградский Монетный двор медальером. В 1925 выехал в командировку в Париж и Рим на монетные дворы для ознакомления с новым копировально-гравировальным оборудованием, после чего в Россию больше не вернулся. Некоторое время работал в Париже, где содержал учебную студию, в числе его учеников был Б. Ф. Шаляпин. В конце 1925 года  переехал в Рим, где учился в Римской академии художеств, специализируясь в реставрации произведений Ренессанса. В последующие годы реставрировал картины многих мастеров старой итальянской живописи, среди которых работы Рафаэля, Тициана и др.  Умер в Венеции в 1937 году.

"Кружок" на ладони
"Кружок" на ладони
рис.9, 10

Мир медалей интересен и познавателен, мир, который полон открытий и интересных фактов. Не менее увлекательны и сами истории выпуска той или иной медали, а также удивительные, порой драматические судьбы талантливых людей, их создавших.

Шода Т.А., главный хранитель фондов музея

Просмотров: 2108
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Медаль в честь И.И.Воронцова-Дашкова
  • 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза генерала Лизюкова


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Выставка «Древо жизни»
    Выставка произведений гомельских художников к Году мира ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль