Разделы


Календарь

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 

Архив

Февраль 2019 (11)
Январь 2019 (17)
Декабрь 2018 (2)
Ноябрь 2018 (12)
Октябрь 2018 (9)
Сентябрь 2018 (9)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля 6 сентября 2016

Особое место в коллекции живописи музея принадлежит полотнам, в которых отражена история военных событий второй четверти XIX века. Они входили в состав художественного собрания князей Паскевичей, владевших Гомельским имением с 1830-х годов до Октябрьской революции. Их дворец украшало большое количество предметов искусства,  многие из которых выполнялись варшавскими мастерами по заказу генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича, бывшего наместником императора Николая I в Польше. Картины, иллюстрировавшие его военную деятельность, размещались преимущественно в залах дворцовой башни. В 1919 году они вошли в состав фондов Гомельского историко-художественного музея, в начале Великой Отечественной войны вместе с другими музейными предметами были эвакуированы в Сталинград, а их сохранившаяся часть в настоящее время экспонируется во дворце Румянцевых и Паскевичей. Нынешнее собрание батальной живописи музея представлено десятью работами варшавских художников.

Результатам боевых действий русской армии на Кавказе посвящены полотна «Свидание Паскевича с наследником персидского престола Аббас-Мирзой в Фейхаргане 7 ноября 1827 года» (1) и «Заключение Туркманчайского мира 10 февраля 1828 года» (2). Они, вероятно, написаны Марцином Залеским в конце 1830-х годов с литографий, сделанных по рисункам В.И. Мошкова.

Две картины на историческую тематику принадлежат авторству работавшего в Польше французского художника Альфреда Шуппе, получившего от царского наместника Паскевича стипендию для учебы в Академии св. Луки в Риме. В музее хранятся два его произведения исторического жанра. По заказу своего благодетеля А. Шуппе написал «Выплату персами военной контрибуции русским» (3). Изобразив на ней, как и на второй работе «Сдача знамен при Джаван-Булаке после сражения 5 июля 1827 г.» (4) фельдмаршала, художник явно продемонстрировал нам отсутствие вдохновения в передаче образа русского «усмирителя» поляков.

Наряду с М. Залеским и А. Шуппе тематика кавказских событий в экспозиции башни дворца отражена в полотнах других работавших в Польше художников XIX в. Батальная сцена «Взятие в плен Гаки-Паши 20 июля 1829 г.» (5) принадлежит сыну знаменитого Антония Бродовского Тадеушу, прожившему всего 26 лет. По заказу наместника он выполнял в Варшаве копии с работ Я. Суходольского, за что получал стипендию для учебы в Риме и Париже. В недавнее время нам удалось выявить автограф Антония Земенцкого на холсте «Фельдмаршал Паскевич принимает депутацию г. Эрзерума» (6).  

Сдаче крепостей Эрзерум (7), Аббас-Аббады (8) и другим баталиям кавказской компании И.Ф. Паскевича посвящены полотна варшавского живописца происхождением из Гродно Януария Суходольского. Он с молодости был на военной службе. После поражения ноябрьского восстания 1830 года, уехал в Рим, где обучался искусству во французской мастерской Горация Верне. Вернувшись в Варшаву, неоднократно выполнял живописные заказы Николая I  и его польского наместника, которые попадали в императорский Зимний дворец и Гомельское имение Паскевича. За картину «Штурм крепости Ахалцих» (9) Николай I наградил живописца золотым перстнем с бриллиантами и пригласил в Петербург, где ему был пожалован титул академика Академии художеств. До 1930 года картина находилась в Эрмитаже, откуда вместе с другими произведениями Я. Суходольского и М. Залеского поступила в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. В нашем музее находится ее вариант, написанный для фельдмаршала Паскевича.

На полотне изображен момент захвата русской армией турецкой цитадели. Событие происходит ночью. Преодолев каменную полуразрушенную городскую стену, войска продвигаются к центру бастиона, где полыхает яркое пламя пожара, освещающее поле битвы. Средний план выделен группой солдат, над которой возвышается фигура призывающего к атаке офицера с оголенной саблей и поднятым знаменем в руках. Вся сцена эффектно освещена двумя источниками света: луной и огнем, придающими ей особый накал и эмоциональность.

Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляМартин Залеский (?) (польск.: Marcin Zaleski); 1796-1877. Свидание Паскевича с наследником персидского престола Аббас-Мирзой в Фейхаргане 7 ноября 1827 года. Копия с гравюры К.П. Беггрова по оригиналу В.И. Мошкова. Конец 1830-х (?). Холст, масло. 92,5х138

 

 

Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляМартин Залеский (?) (польск.: Marcin Zaleski); 1796-1877. Туркманчайский мир 10 февраля 1828 года. Копия с гравюры К.С. Осокина по оригиналу В.И. Мошкова. Конец 1830-х (?). Холст, масло.117х147

 

 


Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляАльфред Шуппе (фр., польск.: Alfred Schouppé); 1812-1899. Выплата персами контрибуции (Получение 20 млн. рублей в Тавризе). 1845. Холст, масло. 116х148

 

 

 

Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляАльфред Шуппе (фр., польск.: Alfred Schouppé); 1812-1899. Сдача знамен при Джаван-Булаке после сражения 5 июля 1827 года. 1845. Холст, масло. 116х148

 

 


Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляТадеуш Бродовский (?) (польск.: Tadeusz Brodowski); 1821-1848. Взятие в плен Гаки-Паши 20 июля 1829 года. 1841. Холст, масло. 95х137

 

 

 


Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляАнтоний Земенцкий (польск.: Antoni Ziemięcki); 1806-1889. Фельдмаршал Паскевич принимает депутацию г. Эрзерума. 1833 или 8 (?). Холст, масло. 100,5х135

 

 

 


Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляЯнуарий Суходольский (польск.: Januier [Janujer] Suchodolski); 1797, Гродно - 1875. Сдача крепости Эрзерум 27 июня 1829 года. 1834. Холст, масло. 99х136

 

 

 


Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляЯнуарий Суходольский (польск.: Januier [Janujer] Suchodolski); 1797, Гродно - 1875. Сдача крепости Аббас-Аббады. 1832. Холст, масло. 98,5х136

 

 

 


Батальная живопись XIX века в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбляЯнуарий Суходольский (польск.: Januier [Janujer] Suchodolski); 1797, Гродно - 1875. Штурм крепости Ахалцих. 1837. Холст, масло. 98,5х135

 

Татьяна Литвинова,

зав. художественным отделом музея

Гомельского дворцово-паркового ансамбля, кандидат искусствоведения

Материал также опубликован в журнале «Мастацтва», июнь 2016 г. 

 

Просмотров: 2319
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Международная научная конференция «Туркманчайский мирный договор: к 190-лет ...
  • Судьба дворцового собрания в Гомеле


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Анонсы

    Летопись музея

    План

    Погода

    Гомель

    Популярное

    Выставка «Искусство шоколада»
    Выставка «Кольца времени»
    Выставка "Родные просторы в акварельных мотивах"
    Приглашаем взрослых и родителей с детьми от 4-х лет на ...
    Коллекция анималистики в частном собрании Сергея Путили ...

    Статистика

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль