_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » О чеканке, чеканщике и не только…
О чеканке, чеканщике и не только… 28 июля 2016
О чеканке, чеканщике и не только…Посвящается И.Милейшо
Сколько раз должен с силой ударить по чекану молоток, чтобы на металлической пластине с обратной стороны образовалась отметина? Один, пять, семнадцать? Зависит от мастерства и опытности чеканщика. Легко не будет. Быстро не будет. Красиво получится, если за дело возьмется талант. А незаурядный талант гомельчанина Милейшо Иосифа Ивановича был виден, как говорится, невооруженным глазом.
Чеканка как сувенирный продукт декоративно-прикладного искусства была широко распространена в Белоруссии в 70-х годах.
Сетка упругих линий на гладкой поверхности медного или чаще латунного листаявляет собой простейшую графику. Но, упаси бог, если при разработке эскиза художник не смог выразить несколькими линиями основную идею! В дальнейшем каждый штришок, точка, ямка на металле или будут работать на цельность и ясность произведения, или наоборот, внесут сумятицу. Затем чеканами различной формы выдавливаются фактурные поля, придающие изделию почти ювелирную огранку. После этого следует травление, полировка и окончательное превращение полуфабриката в готовый продукт с петелькой «на загривке» для крепления на стене. Вуа-ля! Искусство, предназначенное для народа, готово к употреблению! И народ с удовольствием брал чеканки в обычных универмагах.
Художник Иосиф Милейшо, или «пан Юзеф», «Борода» для ближнего круга, начинал железнодорожным мастером в депо, а стал настоящим профессионалом, которому подчинились и масло, и графика, и оформительское искусство. Обращение «пан Юзеф» свидетельствует о западно-белорусских корнях этой незаурядной личности. Стал принимать участие в областных и республиканских выставках. Отличительной чертой от многих других художников стала профессия чеканщика. В ней особенноясно выразилось стремление Милейшо к лаконизму изображения, целомудренно цельному и чистому. Не зря одним из любимых егохудожников был литовский график Стасис Красаускас. Основными мотивами чеканок были композиции с совушками на развесистых деревьях и символом Беларуси зубром, соперничающие в гибкости охотник с луком и ягуар и т.д.
В нашем сознании издавна закрепился образ прибалта с врожденными трудолюбием и художественным вкусом, а также чуточку бОльшим свободомыслием, чем это было принято среди белорусских художников. Все это действительно было присуще Иосифу Милейшо, хотя он и сложился как художник в Гомеле, где почти все коллеги писали пейзажи «роднага краю» или фиксировали «строительство коммунизма» утвержденным сверху способом. Пришлось и Милейшо, чтобы успешно вписаться в гомельскую творческую среду, довольно долго плыть в одном направлении с собратьями по искусству...
В 2015 году во дворце Румянцевых и Паскевичей вполне пристойно и малозаметно (впрочем, как все современные вернисажи живописи) прошла выставка «Ретроспекция жизни и творчества гомельского художника Иосифа Милейшо. Над небом голубым...». Она была посвящена десятилетию ухода из жизни нашего героя. В ней отразились основные моменты творчества Иосифа Ивановича: работа с натуры и принципы социалистического реализма, советская романтика 60-70-х лет и пронзительная лебединая песня художника -экспрессивно-яркая, очерченная драматично-черными контурами живопись. Своим неожиданно декоративным образным языком она стала мостиком, перекинутым из южной окраины Беларуси к берегам изобразительного искусства прибалтийских республик - зов крови!
«Времена не выбирают. В них живут и умирают...» - прозорливо заметил поэт 60-х Геннадий Шпаликов. Как-то незаметно ушла из нашего быта чеканка. Один век сменился другим. Продолжающие жить и трудиться сегодня «романтики» XX столетия, чтобы не выглядеть анахронизмом, держат свои произведения при себе в колыбелях-мастерских. Именно там сейчас и можно полюбоваться, духовно напитаться действительно хорошими работами настоящих мастеров.
Несмотря на ясно ощущаемую художественную ценность этого пласта искусства коллекционеры и меценаты не спешат расставаться с деньгами. Медлят музеи. В домах белорусов вообще редко можно увидеть хорошую живопись (о графике или скульптуре даже не приходится говорить). И дело здесь не только в отсутствии у людей средств.
А со стен салонов кривляется и подмигивает «новое» искусство - детище XXI века...
Младший научный сотрудник Е.И. Калугина.
Опубликовано в газете "Культура" от 08.07.2016.
О чеканке, чеканщике и не только… О чеканке, чеканщике и не только… О чеканке, чеканщике и не только…

Просмотров: 1130
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка произведений гомельского художника Иосифа Милейшо «Над небом голуб ...
  • Жил-был художник… Памяти Иосифа Милейшо


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль