И если подлинно поется…
(Памяти художника Геннадия Жарина)
И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает — остается
Пространство, звезды и певец!
(О.Мандельштам)
Под лежачий камень вода не течет… Народная мудрость сообщает об устройстве мира на своем образном языке. Речь пойдет о гомельчанине по рождению, минском художнике-монументалисте, педагоге белорусской академии искусств Геннадии Лаврентьевиче Жарине. Нам не многое известно о жизненном пути этого человека: родился, учился, женился, работал… «И море, и Гомер — все движется любовью. …И вот Гомер молчит».
Наступила тишина, как будто и не было Жарина, как будто и не о чем здесь говорить. Это не так. В 2014 году ушел из жизни настоящий художник – настоящих всегда мало, к тому же уроженец Гомеля, и позаботиться о лепте славы, любви, памяти необходимо нам, музейным сотрудникам, землякам, единомышленникам, коллегам.
Собрание музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля обогатилось коллекцией живописных работ Геннадия Жарина. Это произведения, созданные художником не по заказу, а в состоянии, когда «все исчезает…остаются звезды и певец». Поэтому так интересно проникать в мир автора, обозначенный легкими мазками, бегущими вслед за мыслью и чувством. Как только «высказывание» состоялось, художник оставлял холст, не заботясь более ни о мелких доработках, ни о пластической анатомии в академическом понимании, ни о том, какое впечатление могут вынести зрители. Искусство, как известно, создается чувством и постигается им же. Мнение профессионалов и специалистов только служит подтверждением общему правилу.
Ценность созданного поэтами, композиторами, художниками как бы ни для чего - птичка пропела – в закодированной информации времени, пространства, духа, которая не сразу поддается расшифровке и правильной оценке.
Названия картин «Легенда Белой Вежы», «Каранаванне Пана», «Март на Днепре», «Народный праздник», «Память земли» и многие другие взывают к нашим патриотическим чувствам, прежде всего. Белорусское, родное будоражило воображение и кровь художника, требовало творческого осмысления. Здесь не трогательная березка у края поля стоит, а метафоры, символы накладываются и соединяются друг с другом. Поэтому с одного взгляда проникнуть в суть изображенного очень сложно, а неподготовленному человеку и вовсе не под силу без мнения «знатоков».
Например, рассмотрим картину «Легенда Белой Вежы». В центре композиции некое существо с мужской головой, с распростертыми крыльями и руками, стоит на птичьих лапах. К рукам привязаны слуцкие пояса, рушники, полоски белой ткани с изображениями гербов. Слева от фигуры располагаются ордена и кресты досоветской эпохи, справа – военные награды СССР. С груди главного героя свисает толстый канат. По левую руку стоит король в золотой короне, рядом - внимающий королю писец. С другой стороны девушка в белорусском наряде, рядом стоят несколько животных: зубр, косуля, дикий кабан и его поросята. Животных покрывает гирлянда из листьев вечнозеленого лавра. На заднем плане возвышается Белая Вежа, рядом с ней фигурка пролетающего ангела. Картина выполнена в серо-голубых и коричневых тонах. Это вкратце. Только рассмотреть такое полотно понадобится время, а уж понять… Фраза «Художник хотел сказать…» - несмотря на избитость вызывает недоумение – мы с ним не были знакомы. Пусть каждый понимает по-своему, почему бы и нет.
Двадцать пять картин-загадок прибыло в Гомель благодаря брату художника – Анатолию Лаврентьевичу Жарину. В музее по этому поводу была организована персональная выставка на одной из выставочных площадок дворца Румянцевых и Паскевичей. Она показала, - исходя из отсутствия письменных откликов зрителей, - что «на бегу» такие работы почти не воспринимаются. Как уже было сказано, их восприятие требует усилий и немалых. Это говорит только в пользу художника. Значит, надо продолжать работать с людьми, в том числе средствами массовой информации. Одному ничего, кроме фотографического воспроизведения живой природы не надо, а другой будет рад расширить свой кругозор, познать созданный другим огромный чувственный мир.
В нашей жизни все непросто. Однако предпринимать шаги в популяризации искусства необходимо. Пусть будет больше различных выставок, исследований, публикаций о Геннадии Жарине, растет количество поклонников его искусства. Оно однозначно заслуживает высокой оценки. Насколько высокой – покажет время.
Краткие сведения о Геннадии Лаврентьевиче Жарине. Родился в г. Гомеле в 1946 году. Посещал изостудию в областном дворце пионеров и школьников под руководством Валентина и Евгения Покаташкиных. В 1964 г. Геннадий Жарин поступил в Минское художественное училище, а затем с 1968 по 1974 гг. учился в Белорусском театрально-художественном институте. С 1975 г. преподавал на кафедре монументально-декоративного искусства. «Профессиональные качества художника во многом зависят от его упрямства" - говорил начинающим художникам Геннадий Лаврентьевич. С 1987 по 1990-й год являлся секретарем Союза художников БССР, был председателем художественного фонда БССР. Геннадий Жарин работал в жанре монументально-декоративной росписи, мозаики, а также станковой живописи. Принимал участие в работе творческого коллектива, которым руководил известный белорусский художник Александр Кищенко. Вместе они трудились над созданием мозаичных композиций, украсивших четыре высотки в микрорайоне "Восток-1" белорусской столицы. Разработал и исполнил художественное оформление станции минского метрополитена "Площадь Якуба Коласа", его авторству принадлежит дизайн и оформление гастронома "Минск" в Волгограде (РФ), роспись часовни на Буйничском поле, что под Могилевом, панно "Край голубых озер" в Национальной библиотеке Беларуси. Художник является автором гобеленов, украшающих Минскую городскую ратушу, гербов на здании ратуши и в зале заседаний Минского городского исполнительного комитета. Умер в 2014 году.
Младший научный сотрудник
музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Елена Калугина