_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (20)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » Кого похитили?
Кого похитили? 12 июня 2015

Кого похитили?Продолжая тему атрибуции предметов искусства музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, давайте снова обратимся к художественному собранию князей Паскевичей.

Изящная беломраморная скульптура, украшающая экспозицию Красной гостиной, весь «советский период» вплоть до наших дней выступает как «Похищение сабинянки». Сюжет с насильственным похищением (сабинянки, красавицы Елены Троянской или кого-то еще) заставляет разыграться любое воображение, недаром художники всех времен любят к нему обращаться. Аннотация аннотацией, но музей обязан быть правдивым в своих сведениях. Одной из первых обратила внимание на несоответствие названия изображения и легенды о похищении сабинянок Литвинова Татьяна Федоровна, заведующий художественным отделом, кандидат искусствоведения, она и стала инициатором данной атрибуции.

Скульптурная группа состоит из трех человек: двух мужчин и одной женщины. Главный герой, в греческом шлеме и с мечом на бедре, держит в объятиях изящную обнаженную женщину. При этом он переступает через пригнувшегося человека с веслами в руках. Основанием группе служит плоская платформа, в которой угадываются очертания лодки. Волнистые линии по нижнему краю обозначают волны. В самом ли деле повествует данная скульптура о похищении сабинянок?

Кого похитили?

В сохранившихся описях дворцовой наличности Паскевичей статуэтка проходит как «группа», без указания каких-либо подробностей. А вот в музейной документации за 1923 год появляется запись о том, что это «скульптурная группа из белого мрамора, маленькая, «Похищение сабинянок», римский воин, прижав коленом распростертого мужчину, держит сабинянку. Неизвестного скульптора».

Раскрывая сюжет того или иного похищения, художники пользуются общепринятой схемой: схватив в «объятия» сопротивляющуюся женщину, мужчина, играя мышцами, тащит свою «добычу». Существуют «Похищение Поликсены», «Похищение Орифии», «Похищение Гипподамии», «Похищение Деяниры», «Похищение Персефоны», «Похищение Гармонии» и т.д.  Самыми излюбленными сюжетами для художников были «Похищение Прозерпины», «Похищение Елены», «Похищение сабинянок».

Кого похитили?

Кого похитили?

Кого похитили?

Кого похитили?

Кого похитили?

Сходство изображений налицо. Но всегда существуют и различия: отличительная черта той или иной группы, указывающая на конкретный сюжет, разворачивающийся перед нами. Например, если в скульптуре речь идет о Прозерпине или Персефоне – в ногах фигура еще одной женщины-служанки, домашние животные, колосья. О Елене – у ног мужчина-гребец, присутствуют корма лодки, море; о сабинянке – мужчина (по легенде являющийся мужем похищаемой), цепляющийся за жертву, лежащие в беспорядке кувшины и фрукты, городские стены. Рассмотрим, в чем суть трех основных легенд похищений:

1.     Дочь богини зерна Цереры Прозерпина была похищена воспылавшим к ней любовью богом подземного мира Плутоном. С тех пор она пребывает по полгода на земле и под землей.

2.     Похищение сабинянок – легенда из истории Древнего Рима. Когда был основан Рим, среди его жителей не было женщин, а соседние племена не хотели заключать браки с римлянами, известными своим разбоем. Ромул, первый царь Рима, прибег к хитрости: он устроил праздник Консуалий, на который пригласил соседей – сабинян. В разгар веселья, по знаку Ромула, римские юноши похитили сабинянских женщин. На всех известных нам изображениях фоном служит пейзаж с городскими стенами. Море при этом не изображается. Ни о какой любви или «неземной» красоте героинь не может идти речь. Ведь в соответствии с планом царя Ромула действие происходит во время пира неожиданно, в чрезвычайно резкой и грубой форме.

Кого похитили?

Кого похитили?

Кого похитили?

Кого похитили?

3.     Похищение Елены относится к мифам Древней Греции. Безмятежная жизнь спартанского царя Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис, которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно популярной версии мифа, Афродита сама внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться.

Кого похитили?

Кого похитили?

Кого похитили?

Во всех произведениях искусства, именуемых «Похищение Елены», море, лодка или ожидающий мужчина-гребец с веслами изображаются в обязательном порядке!

Все эти особенности присутствуют у скульптуры Паскевичей.

Приведем еще аргументы.

Скульптура из дворца Румянцевых и Паскевичей обнаруживает значительное сходство с работой Филиппа Бертрана «Похищение Елены», находящейся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Кого похитили?

Кого похитили?

Не отрывая глаз от прекрасного лица девы, уверенный в своей победе, переносит молодой воин свою добычу на корабль – быстрее уйти от оскорбленного мужа, от чужого берега. Фигуры полны динамики, стремительного действия. Пластика движения подчеркивается энергичными спиральными завитками одежд. Все изображение дано в соответствии со стилистикой барокко. При том, что прототипом являлся оригинал 430-420-х гг. до н.э. греческого скульптора Кресилая, Филипп Бертран создал произведение в духе своей эпохи. Это закономерно для искусства. Можно только предположить, как выглядело «Похищение Елены» в эпоху эллинизма!

О том, что наша скульптура создавалась позже, уже во времена классицизма, говорят более спокойные линии, упорядоченность масс, подчеркнутость изящества женской фигурки и мужественности героя и т.д. Для уравновешенности композиции в руке миниатюрной женщины появляется наполненное воздухом покрывало. Лицо дамы почти невозмутимо. Происходящее вполне согласуется с ее чувствами. Перед нами разыгрывается прекрасная любовная сцена. Возможно, в скором времени, продолжая атрибуцию данной скульптуры, речь уже пойдет о более точном времени и месте ее создания. «Похищение Елены» Паскевичей вполне может быть создано одним из известных европейских классицистов. Французу Этьену Морису Фальконе и итальянцу Антонио Канове, например, очень удавались сентиментально-лирические произведения в духе классицизма XVIIIвека. Как знать!

И наконец, немаловажным фактом служит открытка, изданная в первые годы существования музея, где белым по черному написано «Гом. Дзярж. Музей. Статуэтка мармур. Пахiшчэньне Гэлены».

Кого похитили?

В результате, можно смело утверждать, что в Красной гостиной дворца Румянцевых и Паскевичей представлена скульптура «Похищение Елены», а не «Похищение сабинянок», как считалось на протяжении ряда лет.

Не забудьте убедиться в этом сами во время посещения музея!

 

Младший научный сотрудник художественного отдела Е. Калугина

Просмотров: 3050
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Экспозиция "Красная гостиная"
  • Выставка работ Елены Тихончук «Можно быть причастной к красоте»


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль