Каждая вещь в музее является уникальным свидетелем той или иной эпохи и о ней можно рассказать увлекательную историю.
Сегодня речь пойдет об одной скульптуре из собрания князей Паскевичей. Находясь на виду у всех в Красной гостиной, она не привлекает к себе особого внимания и интереса посетителей, в том числе из-за отсутствия своей «легенды». Кто здесь изображен? Какого времени этот памятник? Эти загадки мы попробуем разрешить или, говоря научным языком, проведем атрибуцию предмета.
Перед нами серовато-желтая с разводами скульптура из камня алебастра. На торовидной базе восточного типа фигура опустившегося на одно колено ребенка с крыльями. Другая нога покоится на якоре. Голова украшена фероньеркой – это нитка жемчуга с небольшим медальоном по центру. На правой руке, опираясь на кисть и запястье, сидит птица, на которую направлен взгляд ребенка. Части якоря, крыльев, хвоста птицы, левая рука отсутствуют, по-видимому, с давних пор. Остатки золочения видны на кромке одежды, якоре (был покрыт полностью), в виде полосы на базе. Сзади скульптура практически не отделана, имеются круглые отверстия и виден прямоугольный железный стержень (пирон). Значит, она не предназначалась для осмотра со всех сторон. В этом ее особенность в отличие от других скульптур, украшающих дворец. Но только ли в этом?
Запись, зафиксированная в документах музея за 1923 год, свидетельствует: «Статуэтка «Амур», из желтого мрамора, с голубем в руке; левая рука отбита и повреждена. По рассказам бывш. старых служащих Паскевича эта статуэтка приобретена сыном Паскевича во время путешествий заграницу в 60-70 гг. 19 ст. и приобретена где-то в Греции; передают, что эта статуэтка будто бы результат археологических раскопок на Ионических островах и относят происхождение ее тысячи за 2 лет до нашей эры. Достоверных письменных сведений не имеется».
Амур представляет собой очень реалистичное изображение, но не является буквальной копией натуры. Как и свойственно искусству Греции, он воплощает образ «набросанный разумом». При этом черты его лица не близки нашему пониманию красоты, далеки они и от греческих канонов: пухлые веки и щеки, отнюдь не классический профиль, небольшой рот с толстыми губами слишком близко расположен к носу, выражение лица – скорее свойственны памятникам индуизма.
Поиск аналогов в изобразительном искусстве оказался практически безрезультатным. Только бронзовая фигурка Меркурия итальянского скульптора Донателло, созданная в XV веке по древнеримскому образцу, имеет что-то общее с нашим «амуром». Тем не менее, они слишком разные!
Донателло. МЕРКУРИЙ. Бронза. 1400-е
Отсутствие аналогичных примеров говорит об уникальности нашей скульптуры. Заключение доктора искусствоведения, хранителя скульптуры в Эрмитаже С.О. Андросова, сделанное по черно-белой фотографии, о том, что перед нами «амур с голубем XIX века», только подзадорило нас в желании установить истину. Потому что между скульптурой XIX века из Эрмитажа «Амур с голубями», конечно же хорошо ему известной, и нашей - нет ничего общего! Согласитесь, это было бы невозможно при общем времени создания. Первый закон искусства гласит о том, что оно не может не отражать свое время!
Луиджи Бьенеме. АМУР С ГОЛУБЯМИ. Мрамор. XIX в. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Роcсия
Создавая в XIX веке «античную» скульптуру для украшения дворцов и парков, никому в голову не приходит использовать старинную технику полихромии. Золочение или полихромия были широко распространены в искусстве Древнего Египта и античной Греции. К средним векам традиция золотить и раскрашивать мраморные изваяния постепенно затухает и практически сходит на нет. Как объяснить остатки позолоты на нашем экземпляре?
«Старослужащие» Паскевича утверждали, что скульптура найдена на раскопках и привезена из Греции, а также, что «амуру» 2 тысячи лет до Рождества Христова. Косвенно это свидетельствует о правильном направлении наших поисков. Только вот вопрос: во-первых, если страна происхождения скульптуры Греция, то почему индуистские черты лица; во-вторых, у кочевых народов (если по нашему предположению речь идет о Средней Азии) в искусстве того времени, о котором говорится в музейном документе, широко распространен «звериный стиль» - совсем иная пластика!
В конце XX века появляется множество находок из Средней Азии - современного Таджикистана (городище Тахти-Сангин) и Афганистана (городище Ай-Ханум, Тилля-Тепе, Хадда), позволяющих взглянуть с новой стороны на загадочную скульптуру Паскевичей. В основном это памятники восточного эллинистического искусства (некоторые произведения датируются до III в. н. э.). В научных кругах, изучающих историю и древнее искусство, все чаще начинает звучать слово «Бактрия».
Находки 70-80-х годов из раскопок на территории Таджикистана. АПОЛЛОН. Глина, алебастр, полихромия. II в. до н.э.
АЛТАРЬ с бронзовой фигуркой Марсия и греческой надписью на нем — посвящением богу реки Окс (древнее название Амударьи)
Бактрия – это древняя область в Азии, на территории современного Северного Афганистана и южных районов Средней Азии. Позднее страна была завоевана Александром Македонским, а после его смерти стала частью государства Селевкидов. В этот период в Бактрии основывались греческие города и распространялась эллинистическая культура.
Около 255 до н.э. грек Диодот провозгласил себя царем и основал независимое Греко-Бактрийское царство, которое просуществовало сто лет. Его правители расширили свои владения на севере, в Согдиане, и на юге, в долине Инда. Благодаря этому культура эллинов проникла в сердце Азии, а их искусство оказало влияние на буддийское искусство Индии. Отсюда происходит смешение нескольких типологических особенностей - гибрид греческих и индийских традиций, что свойственно греко-буддистскому стилю.
БУДДЫ. Хадда (Афганистан). I-IV вв. Греко-буддистский стиль
С течением времени, после распада огромной империи произведения искусства азиатских государств начинают утрачивать высокую планку, заданную греками, постепенно возвращаются к условности и схематизму.
Вернемся к Амуру. Скорее всего, перед нами вотивное произведение искусства, то есть посвященное божеству и преподнесенное в храм, где оно располагалось в одной из ниш (поэтому необработанная задняя сторона скульптуры), созданное в период расцвета искусства Греко-Бактрии.
Случайно ли скульптор изобразил ребенка с якорем и птицей? В изобразительном искусстве чаще всего используется метафоричность и многозначность изображаемого предмета - его символическое, а не прямое значение. Символика - явление очень широкое и сложное, возникшее в незапамятные времена истории человечества. Ее главное назначение – донести необходимую информацию с помощью условного знака или символа, которые заменяют собой словесный и письменный способы коммуникации. Эти значения должны оставаться неизменными и воспринимаемыми одинаково большими сообществами людей на протяжении длительного времени. Сегодня многие звенья «закодированной» информации утрачены, но попытаться «расшифровать» эту скульптуру нам необходимо.
Якорь являлся одним из государственных символов Греко-Бактрии. Поэтому его изображение можно найти на каждой монете этого царства, а затем и государства Селевкидов. Подчас якорь изображался на щите или под ногой богини Афины, и рассмотреть его на представленной иллюстрации очень сложно. В подборе нумизматического материала мы руководствовались научным описанием аверса и реверса данных монет.
В культе погребения якорь до сих пор олицетворяет путь к последнему пристанищу (спасению), является символом смерти.
Имеет ли это какое-то отношение к Амуру? Конечно, нет! Зато крылатый жезл (кадуцей) и якорь являются атрибутами греческого бога Гермеса.
Герме́с, который был известен в Древнем Риме как Меркурий — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Но для нас важно иметь в виду еще одну роль Гермеса, часто остающуюся в тени. Он посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп).
ПЕРЕНЕСЕНИЕ ДУШИ ЭТРУССКИ. Лувр, Париж, Франция
На руке Гермеса (отныне будем называть нашего героя так) характерным образом сидит птица. На запястье руки обычно держат ловчих птиц. Но почему-то многие спешат увидеть в ней голубя. Неужели мастер, который идеально справляется с реалистической передачей всех особенностей, будь то строение человеческого тела или правдоподобие якоря, почему-то отклонился от натуры и голубя изобразил довольно «странным».
Кобчик (отряд соколиных), голубь обыкновенный
Пластика птицы, ее пропорции, яркий признак оперения хищницы – пестрины – отнюдь не случайно переданы скульптором так, а не иначе. Ведь перед нами не голубь, а сокол. Ничего удивительного, это очень распространенный вид пернатых, особенно на территории Азии, впрочем, как и сама охота с ловчими птицами.
Изображение человека с соколом в произведениях искусства (в том числе на современном рекламном фото)
В символике сокол является образом восходящего солнца. В Древнем Египте ему посвящались храмы, убийство сокола считалось тяжким грехом.
СТАТУЯ ФАРАОНА ХЕФРЕНА (фрагмент). Египет. 2500 лет до н.э.
САРКОФАГ. Внутренняя сторона. Египет. Новый музей, Берлин, Германия
На дне египетских саркофагов, высеченных из камня, часто изображен человек, на голове у которого сидит сокол. Помимо тщательно отделанных внешних сторон каменного гроба, предназначенных для обозрения, внутрь помещается еще одно символическое послание. Кому? Зачем? Мы можем только догадываться о его важнейшем для того времени сакральном значении…
Сокол на руке Гермеса может являться типичной чертой Средней Азии и в то же время знаменовать пожелание грядущего возрождения.
Сочетание в нашей скульптуре сокола и якоря, возможно, явилось импровизацией художника и заказчика – вдвойне тяготеет к заупокойному культу. Объясним с этой точки зрения и непривычный нам, людям XXI века, младенческий возраст Гермеса: на детских саркофагах изображались только дети… Очевидно, уход из жизни ребенка стал поводом для «каменного письма» потусторонним силам, которое в то же время легко «прочитывалось» соплеменниками.
ДЕТСКИЙ САРКОФАГ. Мрамор. Новый музей, Берлин, Германия
Конечно, чтобы вынести окончательное суждение, не обойтись без помощи экспертов, владеющих специальными знаниями в соответствующей области.
Предварительный вывод атрибуции гласит: перед нами редчайший экземпляр скульптуры Греко-Бактрии «Гермес с якорем и соколом». Произведение было создано мастером, владеющим искусством эллинизма примерно в 200-100-е годы до нашей эры в связи с местным культом погребения.
Выводя каллиграфическим почерком запись в «Книге описи дворцовой наличности» за 1910 год «Амур из прозрачного алебастра», служащий, как и светлейшая княгиня Ирина Ивановна Паскевич, видимо и не подозревал, кто же на самом деле когда-то «приземлился» в Гомельском дворце…
Елена Калугина, младший научный сотрудник художественного отдела