Разделы


Календарь

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив

Январь 2021 (17)
Декабрь 2020 (6)
Ноябрь 2020 (9)
Октябрь 2020 (1)
Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (6)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » Гермес приземлился в Гомельском дворце
Гермес приземлился в Гомельском дворце 26 марта 2015

Гермес приземлился в Гомельском дворцеКаждая вещь в музее является уникальным свидетелем той или иной эпохи и о ней можно рассказать увлекательную историю.

Сегодня речь пойдет об одной скульптуре из собрания князей Паскевичей. Находясь на виду у всех в Красной гостиной, она не привлекает к себе особого внимания и интереса посетителей, в том числе из-за отсутствия своей «легенды». Кто здесь изображен? Какого времени этот памятник? Эти загадки мы попробуем разрешить или, говоря научным языком, проведем атрибуцию предмета.

Перед нами серовато-желтая с разводами скульптура из камня алебастра. На торовидной базе восточного типа фигура опустившегося на одно колено ребенка с крыльями. Другая нога покоится на якоре. Голова украшена фероньеркой – это нитка жемчуга с небольшим медальоном по центру. На правой руке, опираясь на кисть и запястье, сидит птица, на которую направлен взгляд ребенка. Части якоря, крыльев, хвоста птицы, левая рука отсутствуют, по-видимому, с давних  пор. Остатки золочения видны на кромке одежды, якоре (был покрыт полностью), в виде полосы на базе. Сзади скульптура практически не отделана, имеются круглые отверстия и виден  прямоугольный железный стержень (пирон). Значит, она не предназначалась для осмотра со всех сторон. В этом ее особенность в отличие от других скульптур, украшающих дворец. Но только ли в этом?

Запись, зафиксированная в документах музея за 1923 год, свидетельствует: «Статуэтка «Амур», из желтого мрамора, с голубем в руке; левая рука отбита и повреждена. По рассказам бывш. старых служащих Паскевича эта статуэтка приобретена сыном Паскевича во время путешествий заграницу в 60-70 гг. 19 ст. и приобретена где-то в Греции; передают, что эта статуэтка будто бы результат археологических раскопок на Ионических островах и относят происхождение ее тысячи за 2 лет до нашей эры. Достоверных письменных сведений не имеется». 

Гермес приземлился в Гомельском дворцеАмур представляет собой очень реалистичное изображение, но не является буквальной копией натуры. Как и свойственно искусству Греции, он воплощает образ «набросанный разумом». При этом черты его лица не близки нашему пониманию красоты, далеки они и от греческих канонов: пухлые веки и щеки, отнюдь не классический профиль, небольшой рот с толстыми губами слишком близко расположен к носу, выражение лица – скорее свойственны памятникам индуизма.

Поиск аналогов в изобразительном искусстве оказался практически безрезультатным. Только бронзовая фигурка Меркурия итальянского скульптора Донателло, созданная в XV веке по древнеримскому образцу, имеет что-то общее с нашим «амуром». Тем не менее, они слишком разные!

Гермес приземлился в Гомельском дворце
Донателло. МЕРКУРИЙ. Бронза. 1400-е
Отсутствие аналогичных примеров говорит об уникальности нашей скульптуры. Заключение доктора искусствоведения, хранителя скульптуры в Эрмитаже С.О. Андросова, сделанное по черно-белой фотографии, о том, что перед нами «амур с голубем XIX века», только подзадорило нас в желании установить истину. Потому что между скульптурой XIX века из Эрмитажа «Амур с голубями», конечно же хорошо ему известной, и  нашей - нет ничего общего! Согласитесь, это было бы невозможно при общем времени создания. Первый закон искусства гласит о том, что оно не может не отражать свое время!
Гермес приземлился в Гомельском дворце
Луиджи Бьенеме. АМУР С ГОЛУБЯМИ. Мрамор. XIX в. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Роcсия

Создавая в XIX веке «античную» скульптуру для украшения дворцов и парков, никому в голову не приходит использовать старинную технику полихромии. Золочение или полихромия были широко распространены в искусстве Древнего Египта и античной Греции. К средним векам традиция золотить и раскрашивать мраморные изваяния постепенно затухает и практически сходит на нет. Как объяснить остатки позолоты на нашем экземпляре?

«Старослужащие» Паскевича утверждали, что скульптура найдена на раскопках и привезена из Греции, а также, что «амуру» 2 тысячи лет до Рождества Христова. Косвенно это свидетельствует о правильном направлении наших поисков. Только вот вопрос: во-первых, если страна происхождения скульптуры Греция, то почему индуистские черты лица; во-вторых, у кочевых народов (если по нашему предположению речь идет о Средней Азии) в искусстве того времени, о котором говорится в музейном документе, широко распространен «звериный стиль» - совсем иная пластика!

В конце XX века появляется множество находок из Средней Азии - современного Таджикистана (городище Тахти-Сангин) и Афганистана (городище Ай-Ханум, Тилля-Тепе, Хадда), позволяющих взглянуть с новой стороны на загадочную скульптуру Паскевичей. В основном это памятники восточного эллинистического искусства (некоторые произведения датируются до III в. н. э.). В научных кругах, изучающих историю и древнее искусство, все чаще начинает звучать слово «Бактрия».
Гермес приземлился в Гомельском дворце
Находки 70-80-х годов из раскопок на территории Таджикистана. АПОЛЛОН. Глина, алебастр, полихромия. II в. до н.э.
АЛТАРЬ с бронзовой фигуркой Марсия и греческой надписью на нем — посвящением богу реки Окс (древнее название Амударьи)
Бактрия – это древняя область в Азии, на территории современного Северного Афганистана и южных районов Средней Азии. Позднее страна была завоевана Александром Македонским, а после его смерти стала частью государства Селевкидов. В этот период в Бактрии основывались греческие города и распространялась эллинистическая культура.
Гермес приземлился в Гомельском дворце
Около 255 до н.э. грек Диодот провозгласил себя царем и основал независимое Греко-Бактрийское царство, которое просуществовало сто лет. Его правители расширили свои владения на севере, в Согдиане, и на юге, в долине Инда. Благодаря этому культура эллинов проникла в сердце Азии, а их искусство оказало влияние на буддийское искусство Индии. Отсюда происходит смешение  нескольких типологических особенностей - гибрид греческих и индийских традиций, что свойственно греко-буддистскому стилю. 
Гермес приземлился в Гомельском дворце
БУДДЫ. Хадда (Афганистан). I-IV вв. Греко-буддистский стиль

С течением времени, после распада огромной империи произведения искусства азиатских государств начинают утрачивать высокую планку, заданную греками, постепенно возвращаются к условности и схематизму.

Вернемся к Амуру. Скорее всего, перед нами вотивное произведение искусства, то есть посвященное божеству и преподнесенное в храм, где оно располагалось в одной из ниш (поэтому необработанная задняя сторона скульптуры), созданное в период расцвета искусства Греко-Бактрии.

Случайно ли скульптор изобразил ребенка с якорем и птицей? В изобразительном искусстве чаще всего используется метафоричность и многозначность изображаемого предмета - его символическое, а не прямое значение. Символика - явление очень широкое и сложное, возникшее в незапамятные времена истории человечества. Ее главное назначение – донести необходимую информацию с помощью условного знака или символа, которые заменяют собой словесный и письменный способы коммуникации. Эти значения должны оставаться неизменными и воспринимаемыми одинаково большими сообществами людей на протяжении длительного времени. Сегодня многие звенья «закодированной» информации утрачены, но попытаться «расшифровать» эту скульптуру нам необходимо.

Якорь являлся одним из государственных символов Греко-Бактрии. Поэтому его изображение можно найти на каждой монете этого царства, а затем и государства Селевкидов. Подчас якорь изображался на щите или под ногой богини Афины, и рассмотреть его на представленной иллюстрации очень сложно. В подборе нумизматического материала мы руководствовались научным описанием аверса и реверса данных монет.

Гермес приземлился в Гомельском дворце

В культе погребения якорь до сих пор олицетворяет путь к последнему пристанищу (спасению), является символом смерти.

Имеет ли это какое-то отношение к Амуру? Конечно, нет! Зато крылатый жезл (кадуцей) и якорь являются атрибутами греческого бога Гермеса.

Герме́с, который был известен в Древнем Риме как Меркурий — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Но для нас важно иметь в виду еще одну роль Гермеса, часто остающуюся в тени. Он посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп).

Гермес приземлился в Гомельском дворце
ПЕРЕНЕСЕНИЕ ДУШИ ЭТРУССКИ. Лувр, Париж, Франция

На руке Гермеса (отныне будем называть нашего героя так) характерным образом сидит птица. На запястье руки обычно держат ловчих птиц. Но почему-то многие спешат увидеть в ней голубя. Неужели мастер, который идеально справляется с реалистической передачей всех особенностей, будь то строение человеческого тела или правдоподобие якоря, почему-то  отклонился от натуры и голубя изобразил довольно «странным».

Гермес приземлился в Гомельском дворце

Кобчик (отряд соколиных), голубь обыкновенный
Пластика птицы, ее пропорции, яркий признак оперения хищницы – пестрины – отнюдь не случайно переданы скульптором так, а не иначе. Ведь перед нами не голубь, а сокол. Ничего удивительного, это очень распространенный вид пернатых, особенно на территории Азии, впрочем, как и сама охота с ловчими птицами.
Гермес приземлился в Гомельском дворце
Изображение человека с соколом в произведениях искусства (в том числе  на современном рекламном фото)
В символике сокол является образом восходящего солнца. В Древнем Египте ему посвящались храмы, убийство сокола считалось тяжким грехом.
Гермес приземлился в Гомельском дворце
СТАТУЯ ФАРАОНА ХЕФРЕНА (фрагмент). Египет. 2500 лет до н.э.
Гермес приземлился в Гомельском дворце
САРКОФАГ. Внутренняя сторона. Египет.  Новый музей, Берлин, Германия

На дне египетских саркофагов, высеченных из камня, часто изображен человек, на голове у которого сидит сокол. Помимо тщательно отделанных внешних сторон каменного гроба, предназначенных для обозрения, внутрь помещается еще одно символическое послание. Кому? Зачем? Мы можем только догадываться о его важнейшем для того времени сакральном значении…

Сокол на руке Гермеса может являться типичной чертой Средней Азии и в то же время знаменовать пожелание грядущего возрождения.

Сочетание в нашей скульптуре сокола и якоря, возможно, явилось импровизацией художника и заказчика – вдвойне тяготеет к заупокойному культу. Объясним с этой точки зрения и непривычный нам, людям XXI века, младенческий возраст Гермеса: на детских саркофагах изображались только дети… Очевидно, уход из жизни ребенка стал поводом для «каменного письма» потусторонним силам, которое в то же время легко «прочитывалось» соплеменниками.
Гермес приземлился в Гомельском дворце

ДЕТСКИЙ САРКОФАГ. Мрамор. Новый музей, Берлин, Германия

Конечно, чтобы вынести окончательное суждение, не обойтись без помощи экспертов, владеющих специальными знаниями в соответствующей области.  

Предварительный вывод атрибуции гласит: перед нами редчайший экземпляр скульптуры Греко-Бактрии «Гермес с якорем и соколом». Произведение было создано мастером, владеющим искусством эллинизма примерно в 200-100-е годы до нашей эры в связи с местным культом погребения.

Выводя каллиграфическим почерком запись в «Книге описи дворцовой наличности» за 1910 год «Амур из прозрачного алебастра», служащий, как и светлейшая княгиня Ирина Ивановна Паскевич, видимо и не подозревал, кто же на самом деле когда-то «приземлился» в Гомельском дворце…

Елена Калугина, младший научный сотрудник художественного отдела

Просмотров: 3173
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • О чем молчат камни…
  • Кого похитили?


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Анонсы

    План

    Популярное

    Выставка «Александр Артвей: возвращение в Гомель»
    «Новогодние приключения в сказочном парке»
    Выставка художественного металла и стекла из собрания м ...
    Выставка «По следам Евдокима Романова»
    ВЫСТАВКА "ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ. ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА КАК ПОСЛА ...

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль