Т.Ф. Литвинова
Судьба «Мира» за 200 лет
Два века тому назад резцом умелого ваятеля, знаменитого итальянского художника эпохи классицизма Антонио Кановы, была освобождена от каменного плена прекрасная статуя, явившаяся на свет в образе беломраморной богини Мира. Спустя еще около 2-х десятилетий она была повторена в бронзе одним из учеников Кановы русским скульптором Василием Ивановичем Демут-Малиновским и прибыла в Гомель. Сегодня эта бронзовая скульптура – один из ценнейших раритетов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля – может поведать нам весьма интересную и содержательную историю, которая предшествовала ее появлению в музейной экспозиции дворца Румянцевых и Паскевичей.
Изначальная идея создания скульптурного изваяния, которое бы воплощало аллегорию Мира (но не Победы, что было распространено в тот период времени), принадлежит графу Николаю Петровичу Румянцеву. Он заказал произведение в 1808 г. Антонио Канове – всемирно известному скульптору, чьи творения и по сей день считаются высочайшими достижениями художественного творчества Европы конца XVIII – начала XIX в. Кстати сказать, оно стало единственным произведением великого мастера, специально выполненным для России.
Томас Лоуренс. Портрет скульптора Антонио Кановы. Музей Лувр, Париж, Франция
Сначала он приступил к работе над эскизами, которые должны были утверждаться графом, и отнесся к заказу с большой серьезностью и уважением. В одном из своих писем Канова подчеркивал, что задумал изваять богиню Мира, с которой сможет соперничать только статуя Венеры во Флоренции. Ему была предоставлена свобода самому развить идею образа, олицетворяющего мир. Главным желанием Николая Петровича было увековечить память о дипломатической деятельности представителей трех поколений Румянцевых, следовавших девизу своего родового герба «Не только оружием». Поэтому фигуру должны были сопровождать надписи с обозначением трех мирных договоров – Абоского в 1743 г., Кючук-Кайнарджийского в 1774 г. и Фридрихсгамского в 1809 г. Канова сделал ряд гипсовых моделей с детальной проработкой композиции и светотеневых нюансов, а также заказал гравюры с ее изображением, которые были направлены графу для ознакомления. Окончательно мраморная скульптура из огромного белого монолита была высечена в августе 1814 г.
Статуя Мир. Гравюра Пьетро Фонтана с оригинала Антонио Кановы. Городская библиотека в БассанодельГраппа, Италия
Антонио Канова. Модель статуи богини Мира. Гипсотека, Пассаньо, Италия
Через три года богиня Мира была доставлена из Рима в Петербург в румянцевский особняк на Английской набережной. Многие петербуржцы и приезжие приходили по нескольку раз, чтобы полюбоваться творением великого Кановы. Восторги современников звучали в прессе. В журнале «Сыны Отечества» писатель и искусствовед Николай Гнедич делился своими впечатлениями: «Я видел статую несколько раз, но все еще мало, чтобы смотреть на нее с хладнокровием…». Журнал «Отечественные записки» писал: «Богиня, попирая змею ногою, в правой руке, которую она легко отклоняет на колонну, держит оливковую ветвь, а левой – жезл и древний скипетр – принадлежность богов Олимпийских. На колонне изображены годы мира. Фигура статуи вышиною в 2 аршина и 8 вершков. Она сделана вся из одного куска превосходного мрамора».
Антонио Канова. Статуя Мира. Мрамор. Фотография XIX в.
После кончины Государственного канцлера Российской империи Н.П. Румянцева, тело его было предано земле в Петропавловском соборе Гомеля. Его младший брат и преемник граф Сергей Петрович расстается с доставшимся ему в наследство Гомельским имением, прежде завершив здесь начатое при канцлере строительство и позаботившись о памятном надгробии над его могилой. В этой связи он заказал знаменитому русскому скульптору Василию Ивановичу Демут-Малиновскому бронзовую копию статуи богини Мира, которых было изготовлено, очевидно, две. Другая предназначалась для памятника в честь посещения Екатериной II Троицкого-Кайнарджи, еще одной вотчины Румянцевых в Подмосковье. (Сегодня этот памятник входит в состав фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева и хранится на территории Донского монастыря в Москве).
В.И. Демут-Малиновский. Памятник Екатерине II. Государственный музей архитектуры им. С.В. Щусева, Москва. Фото автора 2011 г.
Отливы в патинированной бронзе выполнила мастерская В.П. Екимова, известная такими литейными работами, как монумент Минину и Пожарскому в Москве, статуи Петергофского и Павловского парков и др. Кроме скульптурной копии богини Мира для надгробного памятника Н.П. Румянцеву здесь был еще отлит его бюст, возможно принадлежащий авторству того же В.И. Демут-Малиновского.
В.И. Демут-Малиновский (?). Портрет Николая Петровича Румянцева. Отлив: мастерская В.П. Екимова в Петербурге (?). После 1826. Бронза патинированная.Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Они составили основное убранство места погребения Николая Петровича в Гомельском соборе, которое при этом, как указывают очевидцы в книгах о нашем городе начала XX века, было оформлено достаточно скромно: «За простой решеткой над его могилой... пьедестал из черного мрамора и на нем бюст Румянцева… Подле постамента бронзовое изваяние – богиня мира с масличной ветвью и жезлом в руках, попирающая змею – злобу врагов… На постаменте надпись: «Воздал Божия Богови, Кесарева Кесареви, Отечеству любовию и жертвами».
Надгробный памятник графу Н.П. Румянцеву в Гомельском Петропавловском соборе. Фото начала XX в.
После упразднения Петропавловского собора статуя и бюст находились в Гомельском музее. В начале Великой Отечественной войны вместе с другими музейными предметами их эвакуировали в Сталинградскую область. При этом крупногабаритную богиню увозили с последним вагоном, уходившим из Гомеля. Участие в ее спасении принял Серафим Михайлович Лебедев, бывший в тот период председателем Гомельского городского совета депутатов. С помощью комсомольцев-энтузиастов ему удалось доставить 500-килограммовую скульптуру на перрон вокзала, погрузить в вагон поезда и отправить в тыл. В связи с тем, что уходившие на восток эшелоны по дороге подвергались фашистским бомбежкам, она не была доставлена по назначению и ее следы утерялись. И только в 1968 г. благодаря появлению в газете «Коммуна» публикации под названием «Нике Воронежская», гомельские музейщики узнали, что скульптура, будучи найденной жителями Воронежа на железнодорожной станции в груде обломков после освобождения города в 1943 г., попала в Воронежский музей изобразительных искусств. По решению Министерства культуры СССР статуя была возвращена в Гомель. Искалеченная, потерявшая часть левой руки с жезлом, оливковую ветвь и фрагменты змеи, она экспонируется сегодня в Румянцевском зале Гомельского дворца, печально олицетворяя собой еще и символ мира, который пострадал от войны.
В.И. Демут-Малиновский. Копия с мраморной скульптуры А. Кановы. Статуя богини Мира. Отлив: мастерская В.П. Екимова в Петербурге. После 1826. Бронза патинированная. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
А какова же дальнейшая судьба оставшейся в Петербурге беломраморной богини? Первоначально с уходом из жизни Н.П. Румянцева она выставлялась вместе с другими культурными ценностями в музее, основанном по его завещанию в собственном петербургском особняке на Английской набережной. В 1861 г. румянцевское собрание было перемещено в Москву и разместилось в «Пашковом доме» рядом с Кремлем на берегу Москвы-реки. Образованный таким образом «Румянцевский музей» в 1913 г. получил титул Императорского и стал главным музеем Москвы. В 1927 г. его расформировали, и в здании разместилась Российская государственная библиотека. Статую же богини Мира по непонятным причинам в 1953 г. передали в Киевский музей западного и восточного искусства, в вестибюле которого она находится по настоящий момент.
Антонио Канова. Статуя Мира. 1814. Мрамор. Музей западного и восточного искусства, Киев
Литвинова Татьяна Федоровна, кандидат искусствоведения,
зав. художественным отделом музея
Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Материал опубликован в газете "Гамельская правда" №197 от 23.12.2014 и на сайте.