_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ
СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ 24 декабря 2014

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТТ.Ф. Литвинова

Судьба «Мира» за 200 лет

Два века тому назад резцом умелого ваятеля, знаменитого итальянского художника эпохи классицизма Антонио Кановы, была освобождена от каменного плена прекрасная статуя, явившаяся на свет в образе беломраморной богини Мира. Спустя еще около 2-х десятилетий она была повторена в бронзе одним из учеников Кановы русским скульптором Василием Ивановичем Демут-Малиновским и прибыла в Гомель. Сегодня эта бронзовая скульптура – один из ценнейших раритетов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля – может поведать нам весьма интересную и содержательную историю, которая предшествовала ее появлению в музейной экспозиции дворца Румянцевых и Паскевичей.

Изначальная идея создания скульптурного изваяния, которое бы воплощало аллегорию Мира (но не Победы, что было распространено в тот период времени), принадлежит графу Николаю Петровичу Румянцеву. Он заказал произведение в 1808 г. Антонио Канове – всемирно известному скульптору, чьи творения и по сей день считаются высочайшими достижениями художественного творчества Европы конца XVIII – начала XIX в. Кстати сказать, оно стало единственным произведением великого мастера, специально выполненным для России.

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ

Томас Лоуренс. Портрет скульптора Антонио Кановы. Музей Лувр, Париж, Франция

Сначала он приступил к работе над эскизами, которые должны были утверждаться графом, и отнесся к заказу с большой серьезностью и уважением. В одном из своих писем Канова подчеркивал, что задумал изваять богиню Мира, с которой сможет соперничать только статуя Венеры во Флоренции. Ему была предоставлена свобода самому развить идею образа, олицетворяющего мир. Главным желанием Николая Петровича было увековечить память о дипломатической деятельности  представителей трех поколений Румянцевых, следовавших девизу своего родового герба «Не только оружием». Поэтому фигуру должны были сопровождать надписи с обозначением трех мирных договоров – Абоского в 1743 г., Кючук-Кайнарджийского в 1774 г. и Фридрихсгамского в 1809 г. Канова сделал ряд гипсовых моделей с детальной проработкой композиции и светотеневых нюансов, а также заказал гравюры с ее изображением, которые были направлены графу для ознакомления. Окончательно мраморная скульптура из огромного белого монолита была высечена в августе 1814 г.

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ

Статуя Мир. Гравюра Пьетро Фонтана с оригинала Антонио Кановы. Городская библиотека в БассанодельГраппа, Италия
СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ

Антонио Канова. Модель статуи богини Мира. Гипсотека, Пассаньо, Италия

Через три года богиня Мира была доставлена из Рима в Петербург в румянцевский особняк на Английской набережной. Многие петербуржцы и приезжие приходили по нескольку раз, чтобы полюбоваться творением великого Кановы. Восторги современников звучали в прессе. В журнале «Сыны Отечества» писатель и искусствовед Николай Гнедич делился своими впечатлениями: «Я видел статую несколько раз, но все еще мало, чтобы смотреть на нее с хладнокровием…». Журнал «Отечественные записки» писал: «Богиня, попирая змею ногою, в правой руке, которую она легко отклоняет на колонну, держит оливковую ветвь, а левой – жезл и древний скипетр – принадлежность богов Олимпийских. На колонне изображены годы мира. Фигура статуи вышиною в 2 аршина и 8 вершков. Она сделана вся из одного куска превосходного мрамора».

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ

Антонио Канова. Статуя Мира. Мрамор. Фотография XIX в.

После кончины Государственного канцлера Российской империи Н.П. Румянцева, тело его было предано земле в Петропавловском соборе Гомеля. Его младший брат и преемник граф Сергей Петрович расстается с доставшимся ему в наследство Гомельским имением, прежде завершив здесь начатое при канцлере строительство и позаботившись о памятном надгробии над его могилой. В этой связи он заказал знаменитому русскому скульптору Василию Ивановичу Демут-Малиновскому бронзовую копию статуи богини Мира, которых было изготовлено, очевидно, две. Другая предназначалась для памятника в честь посещения Екатериной II Троицкого-Кайнарджи, еще одной вотчины Румянцевых в Подмосковье. (Сегодня этот памятник входит в состав фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева и хранится на территории Донского монастыря в Москве).

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ

В.И. Демут-Малиновский. Памятник Екатерине II. Государственный музей архитектуры им. С.В. Щусева, Москва. Фото автора 2011 г. 

Отливы в патинированной бронзе выполнила мастерская В.П. Екимова, известная такими литейными работами, как монумент Минину и Пожарскому в Москве, статуи Петергофского и Павловского парков и др. Кроме скульптурной копии богини Мира для надгробного памятника Н.П. Румянцеву здесь был еще отлит его бюст, возможно принадлежащий авторству того же В.И. Демут-Малиновского.

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ
В.И. Демут-Малиновский (?). Портрет Николая Петровича Румянцева. Отлив: мастерская В.П. Екимова в Петербурге (?). После 1826. Бронза патинированная.Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Они составили основное убранство места погребения Николая Петровича в Гомельском соборе, которое при этом, как указывают очевидцы в книгах о нашем городе начала XX века, было оформлено достаточно скромно: «За простой решеткой над его могилой... пьедестал из черного мрамора и на нем бюст Румянцева… Подле постамента бронзовое изваяние – богиня мира с масличной ветвью и жезлом в руках, попирающая змею – злобу врагов… На постаменте надпись: «Воздал Божия Богови, Кесарева Кесареви, Отечеству любовию и жертвами».

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ

Надгробный памятник графу Н.П. Румянцеву в Гомельском Петропавловском соборе. Фото начала XX в.

После упразднения Петропавловского собора статуя и бюст находились в Гомельском музее. В начале Великой Отечественной войны вместе с другими музейными предметами их эвакуировали в Сталинградскую область. При этом крупногабаритную богиню увозили с последним вагоном, уходившим из Гомеля. Участие в ее спасении принял Серафим Михайлович Лебедев, бывший в тот период председателем Гомельского городского совета депутатов. С помощью комсомольцев-энтузиастов ему удалось доставить 500-килограммовую скульптуру на перрон вокзала, погрузить в вагон поезда и отправить в тыл. В связи с тем, что уходившие на восток эшелоны по дороге подвергались фашистским бомбежкам, она не была доставлена по назначению и ее следы утерялись. И только в 1968 г. благодаря появлению в газете «Коммуна» публикации под названием «Нике Воронежская», гомельские музейщики узнали, что скульптура, будучи найденной жителями Воронежа на железнодорожной станции в груде обломков после освобождения города в 1943 г., попала в Воронежский музей изобразительных искусств. По решению Министерства культуры СССР статуя была возвращена в Гомель. Искалеченная, потерявшая часть левой руки с жезлом, оливковую ветвь и фрагменты змеи, она экспонируется сегодня в Румянцевском зале Гомельского дворца, печально олицетворяя собой еще и символ мира, который пострадал от войны.

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ
В.И. Демут-Малиновский. Копия с мраморной скульптуры А. Кановы. Статуя богини Мира. Отлив: мастерская В.П. Екимова в Петербурге. После 1826. Бронза патинированная. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля

А какова же дальнейшая судьба оставшейся в Петербурге беломраморной богини? Первоначально с уходом из жизни Н.П. Румянцева она выставлялась вместе с другими культурными ценностями в музее, основанном по его завещанию в собственном петербургском особняке на Английской набережной. В 1861 г. румянцевское собрание было перемещено в Москву и разместилось в «Пашковом доме» рядом с Кремлем на берегу Москвы-реки. Образованный таким образом «Румянцевский музей» в 1913 г. получил титул Императорского и стал главным музеем Москвы. В 1927 г. его расформировали, и в здании разместилась Российская государственная библиотека. Статую же богини Мира по непонятным причинам в 1953 г. передали в Киевский музей западного и восточного искусства, в вестибюле которого она находится по настоящий момент.

СУДЬБА «МИРА» ЗА 200 ЛЕТ

Антонио Канова. Статуя Мира. 1814. Мрамор. Музей западного и восточного искусства, Киев

Литвинова Татьяна Федоровна, кандидат искусствоведения,
зав. художественным отделом музея
Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Материал опубликован в газете "Гамельская правда" №197 от 23.12.2014 и на сайте

Просмотров: 5227
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • О месте погребения Н.П.Румянцева
  • Памятное гашение почтовой карточки во дворце


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль