Разделы


Календарь

«    Январь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив

Август 2019 (11)
Июль 2019 (4)
Июнь 2019 (3)
Май 2019 (19)
Апрель 2019 (17)
Март 2019 (15)

Партнёры

 
Главная страница » Материалы за 04.01.2010
Выставка часов из коллекции музея 4 января 2010

Основу собрания часов музея Гомельского дворцово-паркового  ансамбля  составляют предметы из коллекции бывших владельцев гомельского дворца - княжеской  семьи Паскевичей.  Интерьеры  их  дворца  украшали разнообразные  по форме, технике и времени исполнения напольные, настенные, настольные часы, а также каминные гарнитуры из часов и канделябров.  Это  были уникальные произведения  не только искусных мастеров  часового  дела, но и знаменитых  европейских  бронзовщиков, скульпторов, мебельщиков, эмалировщиков, работавших в  XVIII - XIX веках.

Со временем коллекция музея пополнялась новыми поступлениями. Среди них, наряду с каминными и настольными, карманные и наручные часы, множество вариантов настенных часов-шкафчиков в деревянных корпусах, переносные часы и будильники. Сегодня лучшие образцы из из коллекции часов музея украшают экспозицию в башне дворца « Владельцы Гомельского имения   -  Румянцевы и Паскевичи» и  Красную  гостиную в которых предприняты попытки исторической реконструкции интерьеров дворца конца 19 - нач.20 века.

Выставка часов из коллекции музея Выставка часов из коллекции музея Выставка часов из коллекции музея

Куратор выставки:
Литвинова Татьяна Фёдоровна
+375 (232) 70-33-40
+375 (44) 790-56-44

 

Раздел » ---
Выставка технических устройств 4 января 2010

На выставке экспонируются  коллекции технических устройств из фондов музея, которые датируются с конца XIX до середины XX века (фотоаппараты, геодезические приборы, патефоны, радиоприемники настенные, настольные и карманные часы). Фотографии гомельских улиц и зданий, гомельчан, дворца и парка, хранящиеся как в фондах музея, так и в частных коллекциях жителей города, напоминают о прошедших временах.

Изобретение «мгновенной» фотографии, запечатлевавшей мгновение на негативе, имело огромный успех в конце XIX века. Выросла мода на фотографирование. К началу XX в., когда техника фотографии усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотографию, обладавшую жанрами, родственными жанрам живописи, стали причислять к изобразительному искусству.

В Гомеле в означенный период времени появилось несколько художественных фотографических мастерских. Они преимущественно располагались в центре города. В доходном доме купца Ловьянова находилось одно из самых знаменитых гомельских фотоателье Н.Б. Левите. За художественное исполнение работ оно не раз удостаивалось золотых медалей и почетных наград на худо­жественных и промышленных выставках России и за рубежом. В адресно-справочных календарях начала XX в. помещены рекламные проспекты других гомельских художественных фотоателье: "Центральная" А.Х. Левинмана на Румянцевской, «Светопись» Н.Б. Ваксмана и «Рембрандт» на Троицкой улице, фотографий В. Бернштейна, С.Д. Курган и «Модерн» на Замковой.

Многочисленные видовые снимки печатались типографским способом. На выставке - почтовые открытки с внешним видом гомельских улиц и сооружений того времени, которые в большом количестве издавалось в городе. Их композиционное решение вторило жанру архитектурного пейзажа в живописи. Среди изображений встречаются как панорамные снимки, так и фото с отдельными сооружениями, на переднем плане часто зафиксированы горожане, порой - целые сцены из городской жизни. Отчетливо видны также подробные нюансы архитектурного декора гомельских домов: замысловатые балконные решетки, козырьки подъездов, наличники окон, парапеты, лепные рельефные элементы.

В городском строительстве и архитектуре использовались различные приборы. В витрине: прибор геодезической службы, конец XIX- н.XX в., кипрегель - оптический прибор, изготовлен в Варшаве в начале ХХ в., астролябия (XIX в., Россия) - угломерный прибор, служивший для определения широт и долгот небесных светил.

Тексты до появления компьютера печатались на пишущих машинках. Началом XX в. датируется машинка «Mersedes Favorit».

Выставка технических устройств Выставка технических устройств Выставка технических устройств

Куратор выставки:
Литвинова Татьяна Фёдоровна
+375 (232) 70-33-40
+375 (44) 790-56-44

Раздел » ---
Выставка "Живопись Владимира Короткого" 4 января 2010

Родился 4 октября 1938г. в городе Гомеле. Член Белорусского Союза художников с 1989 года. Учился у Б.Ф. Звиногродского, В.Ф. Казаченко, А.М. Шевченко. С 1962 года - участник областных, республиканских, Всесоюзных и зарубежных выставок.

Художника отличает тонкое владение техникой акварели, проникновенное любование пейзажами родного края, мягкий колорит и разнообразие технических приемов.

На произведениях Короткого В.П. зритель учится любви к малой родине, к ее прекрасным и скромным образам.

Эстетическое кредо художника - реалистическое изображение природы, Человека и предметов его деятельности.

Работы находятся в Национальном музее РБ, Музее современного искусства,  Светлогорской картинной галерее, Мозырском, Речицком, Брагинском музеях. В музее ГДПА хранятся   ок. 40 картин художника.

Выставка "Живопись Владимира Короткого" Выставка "Живопись Владимира Короткого" Выставка "Живопись Владимира Короткого"

Скачать презентацию: demonstration-jvk.pps [727 Kb] (cкачиваний: 46)

Куратор выставки:
Литвинова Татьяна Фёдоровна
+375 (232) 70-33-40
+375 (44) 790-56-44

Раздел » ---
Выставка "Живопись Александра Гайлевича" 4 января 2010

Александр Владиславович Гайлевич родился в 1962 г. на Витебщине, в краю Браславских озер. По образованию - геолог. Работал в Восточной Сибири, на белорусском Полесье. В настоящее время живет в г. Гомеле.
Участник городских, областных, республиканских выставок с 1999 г. В 2000-2008 гг. его персональные выставки  проходили в Москве, Киеве, Минске, Гомеле других городах Беларуси и за ее пределами. Член Союза художников Республики Беларусь с 2005 года.

Каждый пейзаж Александра Гайлевича не просто фотографическое повторение увиденного  -  это философское переосмысление, прочувствование всего окружающего. Верность классическим традициям в живописи и в то же время смелость эксперимента позволяют ему быть по настоящему ярким и самобытным художником. Его работы отличаются лёгкостью, внутренней динамикой, оригинальными цветовыми решениями.

На выставках живописные работы А. Гайлевича сопровождаются стихотворными иллюстрациями  гомельского поэта Ивана Бисева. Их творческий тандем стал плодотворным и существует на протяжении многих лет. Художник и поэт индивидуальны и в то же время дополняют друг друга, дают возможность зрителю проникнуть в глубинную суть того, что называется творчеством.

Выставка "Живопись Александра Гайлевича" Выставка "Живопись Александра Гайлевича" Выставка "Живопись Александра Гайлевича"

Скачать презентацию: demonstration-jag.pps [1,78 Mb] (cкачиваний: 73)

Куратор выставки:
Кузьмич Анна Васильевна
+375 (232) 74-53-65
+375 (029) 132-88-19

Раздел » ---
Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко 4 января 2010

Петр Лукьяненко - современный белорусский  художник, работающий в области станковой живописи.

Родился в 1950 году. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне Белорусская академия искусств), отделение теории и истории изобразительного искусства. С 1976 года картины художника экспонируются на групповых и персональных выставках в Беларуси и за рубежом.

П.Д.Лукьяненко работает в различных жанрах: тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Является автором ряда статей о современном изобразительном искусстве в белорусских периодических изданиях. Живет и работает в Гомеле.

Концептуальная выставка живописи  художника Петра Лукьяненко состоит из трех блоков: искусство и общество, мужчина и женщина, красота и природа.

В первые два вошли тематические картины и комментарии к ним. Представленные работы отрывают зрителя от обыденности и побуждают к размышлению о вопросах, волнующих людей на всем протяжении истории человечества.

Третий блок включает женские портреты, пейзажи и натюрморты. Художник чутко улавливает красоту окружающего мира и выражает на холсте свое восхищение ею.

Выставка демонстрирует многоплановость тем и жанров, разнообразие техники и манеры исполнения художника.

Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко
Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко

Скачать презентацию: demonstration-jpk.pps [9,38 Mb] (cкачиваний: 67)

Куратор выставки:
Литвинова Татьяна Фёдоровна
+375 (232) 70-33-40
+375 (44) 790-56-44

Раздел » ---
Выставка самоваров 4 января 2010

Принято считать, что самовары появились в России в середине XVIII века, когда повсеместно стали пить чай.

В Россию чай попал в 1638 г., когда русский посол Василий Старков привёз царю Михаилу Фёдоровичу в числе ответных подарков алатынского хана и неизвестную, насильно навязанную траву. При дворе её оценили «негодным товаром». В 1665г. заболевшему «животом» царю Алексею Михайловичу помог вылечиться неведомый напиток. После этого «изрядное лекарство» вошло в моду.

Напиток был дорогим и чай пили только при дворе и в знатных домах. Простой народ пил мёд, пиво и квас. Особой популярностью у него в XVIII веке пользовался сбитень  -   горячий напиток из мёда, целительных трав и пряностей.

Варили сбитень в чайниках, внутри которых проходила жаровая труба с поддувалом, и назывались они сбитенниками. В XVIII веке получили распространение и «самовары-кухни» в форме братины из нескольких отделений для одновременного приготовления нескольких кушаний.

Сбитенник и «самовар-кухня» послужили основой конструкции самовара для чая.

Когда и где изготовили первый русский самовар - неизвестно. Со 2-й половины XVIII века их производили на Урале, в Москве, Петербурге, Владимирской, Ярославской губерниях и в Туле - центре металлообрабатывающей промышленности с давних времён. Здесь в 1778 году братья Лисицыны основали первую самоварную фабрику.

Многие оружейники Тулы становились во главе самоварных заведений. В начале XIX века в Туле работало 8 самоварных фабрик. к концу XIX века -. 80. Самовары этого времени отличались большим разнообразием форм: бочонки, декоративные вазы, кратеры.

Вскоре тульские самовары проникают во все уголки России.

Особенно ценились самовары Баташёвых - наследников Василия Степановича Баташёва, «самоварного короля», получившие более 20 наград на всемирных и всероссийских выставках и первыми в России - право чеканить на своих изделиях Государственный Герб России.

Популярностью пользовались самовары крупных фабрикантов Тейле, Баныкиных. Воронцовых, Шемариных. Последние были достойными конкурентами наследников Баташёва. В 1899г. на Всемирной Парижской выставке их самовары заняли одно из видных мест. Шемарины считались поставщиками Персидского двора.

Каждая фабрика старалась сделать какой-то новый вид самовара. В конце XIX века на фабрике Рейнгольда Тейле был изготовлен керосиновый самовар со съёмным резервуаром.

Самовар входит в каждый дом. Чаепитие с самоваром становится национальной традицией России.

С развитием техники, переходом в 1880-е годы на штамповочное производство и внедрением других усовершенствований художественный уровень самоваров падает, происходит   стандартизация их форм. Широкое распространение получают самовары-«банки» и «рюмки».

В годы Советской власти самоварные фабрики были национализированы.

На базе фабрики Шемариных была открыта самоварная фабрика им. Б.И.Ленина. Она работала с 1922 г. по 1931 г. и её продукция считалась лучшей в Туле.

В здании фабрики Н.И. Баташёва была создана самоварная фабрика патронного завода.

В 1950-е годы все самоварные предприятия Тулы были объединены в одно - завод «Штамп» им. Б.Л.Банникова.

В 1956г. завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров.

Коллекция самоваров нашего музея начала формироваться в 1970-е годы  и насчитывает сегодня  48 единиц. Первым среди самоваров значится самовар-кофейник из коллекции княжеской семьи Паскевичей - бывших владельцев Гомельского имения.

В коллекции музея представлены самовары разнообразных форм, фасонов (начиная с чайника-самовара или сбитенника), фабрик, времени. В основном это тульские самовары конца XIX- начала XX вв. Есть и в нашей коллекции и самовар Василия Степановича Баташёва. Именем Баташева пользовались многие другие мелкие фабрики они представлены его однофамильцами: Николам Ивановичем, Василием Павловичем, Иваном Михайловичем, Алексеем и Иваном. Особенно ценились самовары наследников Василия Степановича Баташева, в нашей коллекции их семь.

Конкурентами братьев Баташевых было самоварное производство братьев Шемариных - поставщиков двора Персидского, их самовар есть и в нашей коллекции. Интересными по форме и отделке являются самовары Анциферова, Федорова, Ваныкина, Воронцова Николая Алексеевича и его наследников, братьев Воронцовых, Ларина, Тейле Берты Густавовны с сыновьями и др.

После революции самоварные фабрики были национализированы и созданы советские предприятия. В нашей коллекции представлены самовары тульского патронного завода и завода «Штамп».

Выставка самоваров Выставка самоваров Выставка самоваров

 

Куратор выставки:
Шода Татьяна Алексеевна
+375 (232) 75-80-95
+375 (29) 104-16-17

Раздел » ---
Выставка «Народная икона Гомельщины» 4 января 2010

Исторические корни возникновения и развития народной иконы связаны с формированием и развитием самобытной белорусской иконописной школы, сложившейся в XVI веке на основе традиций Византийского искусства с одной стороны, с другой - под влиянием идей западноевропейского Возрождения. Дальнейшая демократизация культового искусства привела к возникновению значительного пласта, так называемого, народного примитива и пограничных форм, которые стали неотъемлемой частью народной культуры.

Народная икона имела широкое распространение на Гомельщине в XVIII - нач. XX в.в. В отличие от канонической, подобного рода иконопись более демократична как в сюжетах, так и в исполнении. Рисунок выполнялся масляными красками прямо по доске, без предварительной грунтовки и нанесения прорисей. Излюбленный приём декорирования - растительный орнамент. Абстрактные образы Богоматери, Иисуса Христа, святых получали сходство с конкретными людьми, говорили на языке человеческих чувств и эмоций. В XIX - нач. XX в.в. образа, выполненные в народной традиции, стали восприниматься, как неотъемлемая часть интерьера белорусской сельской избы и деревенской церкви.

За время существования наш музей несколько раз менял своё название, направления работы и  тематику экспозиций, что вызывало и формирование новых коллекций. Одной из них является коллекция народной иконописи, пополнение которой наиболее активно происходило в 1980-90-е гг. и было связано с осознанием ценности подобного рода культовых предметов в контексте культурного наследия.

На предлагаемой ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» выставке  представлены иконы, которые бытовали на территории Гомельской, Брянской и Черниговской областей в XVIII-XX веках. Экспозиция дополнена предметами этнографии: рушниками, народным костюмом, - дающими возможность создать ту среду, в которой икона бытовала и с которой она неразрывно связана.

Выставка народных икон из фондов Гомельского музея неоднократно экспонировалась в выставочных залах различных городов Беларуси, а недавно с большим успехом проходила в государственном выставочном зале "Галерея "Беляево" Юго-Западного административного округа города Москвы.

Выставка «Народная икона Гомельщины» Выставка «Народная икона Гомельщины» Выставка «Народная икона Гомельщины»

Скачачть презентацию: demonstration-nig.pps [5,08 Mb] (cкачиваний: 77)

Куратор выставки:
Кузьмич Анна Васильевна
+375 (232) 75-53-65

Раздел » ---
 

Мы в сети

Анонсы

Летопись музея

План

Погода

Гомель

Популярное

Контактно-игровая выставка «Планета динозавров»
Художественная выставка «100 лет. 100 имен»
Выставка «Спорт – это жизнь»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ГОНЧАРНОМУ РЕМЕСЛУ
Выставка скульптуры Владимира Слободчикова "Сублимация ...

Статистика

Опрос

- цена билета
- содержание выставки/экспозиции
- вежливость персонала
- компетентность экскурсоводов
- атмосфера в музее/гостеприимность
- уникальность экспонатов

Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль