_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (20)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » Изюминка в жемчужном ожерелье
Изюминка в жемчужном ожерелье 15 июля 2010

Изюминка в жемчужном ожерелье«Гомельская правда», 15 июля 2010 года

В 1912 г. Гомельское имение Паскевичей в Гомеле посетил известный российский искусствовед и художник Г.К. Лукомский, который в своей статье в журнале «Столица и усадьба» (№ 1 за 1913 г.) назвал Гомельский дворец «сокровищницей искусства». Как бы предчувствуя надвигающиеся политические и социальные катаклизмы, он пожелал, чтобы «будущий счастливый обладатель» этого богатства отнесся к его сохранению с бережливостью и любовью.

Г.К. Лукомский ничего не преувеличил в своей оценке, того, что он увидел в Гомеле. Дворец во времена Паскевичей представлял собой не только великолепное архитектурное сооружение, но и уникальное хранилище богатейших коллекций предметов старины и произведений искусства. Его интерьеры украшали живописные полотна и скульптуры известных русских и зарубежных мастеров, коллекции художественного стекла из Англии и Богемии, фарфора из Германии, Англии, России и Китая, бронзовых часов и канделябров из Франции, ковров и гобеленов из Ирана, Турции, Бухары и Германии, мебель и предметы обстановки работы итальянских, французских, австрийских, немецких и восточных мастеров. В просторных залах для обозрения гостей были выставлены также обширнейшие коллекции монет и медалей, русских и иностранных наград, военных реликвий и многое другое. На третьем этаже дворцовой башни размещалась огромная библиотека, которая насчитывала в начале ХХ столетия более 20 тысяч томов  и включала редчайшие рукописи и книги XVI-XIX вв.

После революции 1917 г. имение Паскевичей было национализировано, а ценности, хранившиеся во дворце, стали базой для создания в 1919 г. Гомельского художественно-исторического музея им. А.В. Луначарского (впоследствии - областной краеведческий музей).

Увы, но пожеланиям Г.К. Лукомского относительно бережного отношения к «сокровищнице искусства» сбыться не пришлось. И вина за это далеко не всегда лежала на музейных сотрудниках. Большой ущерб собраниям дворца нанес пожар 1919 г., связанный с событиями стрекопытовского мятежа. Значительная часть спасенных из огня сокровищ (преимущественно изделия из серебра и золота) была увезена в Москву. В 1920-е годы свыше 800 предметов местное начальство «распределило» себе в губисполком и по подчиненным структурам, передало культурно-просветительным учреждениям при Доме Красной Армии, фабрике «Везувий», кинотеатру им. М.И. Калинина и др. При этом, наряду с предметами, которые могли украсить интерьеры кабинетов, изымались и такие вещи, как, например, ожерелье из граната и жемчуга, медальоны с камеями, миниатюрные портреты царей, серебряные карманные часы Ф.И. Паскевича, столовая посуда и др.

Руководство музея в лице его первого директора И.А. Маневича пыталось противостоять разбазариванию бесценных реликвий, но... На смену неуступчивому директору пришел другой, а потоки «уплывающих» из дворца предметов не сократились: в Губоно, в Дом трудового крестьянина, в Антикварный экспортный фонд, в Фонд помощи голодающим и т.д.

Немало произведений изобразительного искусства (картин, скульптуры) было передано в 1939 г. для открытия Картинной галереи в г. Минске, которая создавалась по решению правительства БССР. Более полусотни редчайших предметов декоративно-прикладного искусства было «взято» или даже «реквизировано» в Москву.

Колоссальный ущерб был нанесен коллекциям музея в годы 2-й мировой войны. Несмотря на то, что по свидетельствам очевидцев, эвакуация большей части экспонатов проходила организовано, вывезено было не все. Судьба того, что осталось в Гомеле, нам не известна, но и судьба того, что удалось из города отправить, оказалась трагичной.

Местом эвакуации музейных ценностей оказался сначала Сталинград, затем Урюпинск и Камышин. Вопрос о том, как могли коллекции сохраниться в практически стертом с лица земли Сталинграде, не требует ответа. Самым ярким свидетельством является тот факт, что из 7540 предметов, которые числились в фондах музея до войны, в Гомель после ее окончания вернулось немногим более 300.

Практически все вещи, связанные с семьей Паскевичей, произведения искусства из дореволюционных собраний, заняли свое место в мемориальных и интерьерных экспозициях, которые создавались во дворце в 2003-2006 гг. после окончания в нем ремонтно-реставрационных работ. В сочетании с прекрасным архитектурным убранством залов, эти предметы позволяют воссоздать облик дворца, приближенный к историческому. Тем не менее, серьезной проблемой для музейных работников стало, к примеру, почти полное отсутствие в их распоряжении мебели, которая находилась в помещениях здания до 1917 г. Пытаясь решить эту задачу, мы пошли по пути приобретения в антикварных магазинах и у частных лиц предметов, которые типологически, стилистически и хронологически соответствовали бы духу дворца. Так, к примеру, в 2009 г. фонды музея и его экспозиции пополнились прекрасным напольным зеркалом и мебельным гарнитуром, занявшими место в Красной гостиной, произведениями декоративно-прикладного искусства XIX-нач.ХХ в.

Не остаются без нашего внимания и те адреса, по которым когда-то «уплывали» сокровища дворца. Усилия по розыску сведений об их судьбах предпринимались  сразу после войны, продолжаются они и в настоящее время. К сожалению, запросы в Государственный исторический музей (г. Москва) и Волгоградский областной краеведческий музей, где могли бы оказаться «наши» предметы, результатов не принесли.

Более плодотворным оказалось сотрудничество с коллегами из музеев нашей республики. Так, например, была изготовлена копия работы М. Залесского «Дворец Паскевичей в Гомеле», которая числилась по описям Гомельского дворца в дореволюционный период, но сейчас хранится в Национальном музее истории и культуры. Из Национального художественного музея нам переданы на депозит (временное хранение) и экспонируются в музейных залах 3 живописных полотна ХIX в. и бюст императрицы Александры Федоровны работы скульптора Рауха, находившийся ранее в гомельском дворце.

Активная работа по поиску материалов, связанных с историей дворца, владельцами Гомельского имения ведется научными сотрудниками учреждения постоянно. Большим достижением считается выявление даже одного документа или изобразительного источника, не известного ранее. Тем более трудно выразить словами восторг музейщиков, когда в 2008 г. удалось приобрести в наше собрание ювелирное изделие - серебряную брошь, которая могла принадлежать последней гомельской княгине - Ирине Ивановне Паскевич. Если прибавить к этому еще и то, что в послевоенные годы у жителей Гомеля были закуплены несколько предметов мебели, которые могли иметь «дворцовое происхождение», а также многочисленные предания о подарках, которые получали работники имения Паскевичей от их владельцев, станет очевидным, что у жителей нашего города еще вполне могут сохраняться предметы из Гомельского дворца, перешедшие к ним от их предков.

Мы обращается к гомельчанам, ко всем тем, кому не безразлична история нашего города и его главной жемчужины - дворцово-паркового ансамбля, с просьбой оказать помощь в розыске предметов, которые связаны своим происхождением с дворцом Паскевичей. Мы будем рады любой информации и готовы приобрести или принять в дар вещи, которые могут достойно украсить музейные экспозиции.

Литвинов Владимир Адамович
(ведущий научный сотрудник)

Просмотров: 3419
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Утерянные раритеты
  • Презентация музейных предметов, приобретённых в 2009 году


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль