Архитектура Гомеля графа Н.П.Румянцева в контексте развития европейского зодчества конца XVIII - начала XIX в.
Н.П.Румянцев создал новый город Гомель, который, как известно, был задуман как идеальный город эпохи Просвещения. Это явление было особенным, уникальным. Уникальным оно было для Российской империи, так как там не было частновладельческих городов. На белорусской земле они появились лишь после разделов Речи Посполитой и Гомель здесь стал самым значительным.
Создание нового Гомеля было уникальным и для европейской градостроительной практики. Создателем Гомеля был граф Н.П.Румянцев - человек выдающийся, образованнейший, во многом определяющий судьбы народов своего времени, знакомый с последними достижениями европейского градостроительства. Поэтому здесь мы вполне можем ожидать самых выдающихся результатов, нового слова, если так можно сказать, в европейском градостроительном искусстве.
Создание нового Гомеля относится к 1796-1825 гг. С 1796 г. Н.П.Румянцев после смерти отца стал владельцем Гомеля, а весной 1801 г. была начата разбивка улиц нового города. И хотя работа по строительству зданий Н.П.Румянцевым продолжались вплоть до его смерти в 1826 г., все же создание основного замысла нового Гомеля следует отнести к 1798-1800 гг. - времени, когда граф был отстранен Павлом 1 от службы и отправлен в ссылку в свои имения. Именно тогда он и занялся устройством нового города, уподобив себя персонажу Фаусту из одноименного произведения Гете. Трагедия Гете в начале 19 в. стала выражением мыслей и чаяний просвещенной европейской аристократии, своеобразным символом своей эпохи. В 1790-е гг. она еще не была опубликована, но ее замысел, безусловно, был известен Н.П.Румянцеву, который был лично знаком с выдающимся немецким философом и литератором и полностью разделял его мысли и убеждения.
Создание нового Гомеля происходило одновременно с крупнейшей градостроительной акцией в Российской империи -регулярной перепланировкой губернских и уездных городов. В 1776 г. Екатериной 11 была утверждены планы большинства городов, в том числе и на восточных землях Речи Посполитой, присоединенных по первому разделу, и эти планы осуществлялись вплоть до середины 19 в.
Основными характерными чертами этих планов была упорядоченность и геометрическая четкость построений. Выполнялись эти планы военными инженерами и геодезистами. Характерной чертой планов уездных городов, в особенности в Моги-
левской губернии, была их геометрическая идеальность. Города устраивались в виде простых геометрических фигур, в основном прямоугольников с прямоугольными кварталами, площадями и пересекающимися под прямыми углами улицами. Эти идеальные очертания площадей и улиц зачастую накладывались на существующие поселения с изогнутыми улицами и деревянной застройкой без связи с их направлениями и особенностями рельефа местности.
Здесь с особой силой проявилось влияние масонских идей, желание с помощью использования магической геометрии повлиять на людей, изменить их к лучшему. Характерный пример тому - создание графом З.Г.Чернышевым в своем белорусском владении Чечерске геометрических планировочных построений и символически окрашенной архитектуры зданий (четыре культовые постройки в виде ротонд и ратуши посреди громадной площади).
В новом Гомеле Н.П.Румянцева все было по-другому. Что же здесь особенного?
Гомель не был окружен земляным валом со рвами. Его очертания как бы не были законченными, завершенными. Направления основных улиц были направлены в пространство за пределами застройки и как бы приглашали город к развитию.
Очертания основных улиц имели геометрическую структуру. Однако здесь не была использована сугубо прямоугольная сетка улиц, что напоминало бы очертания античных римских военных лагерей. Здесь были устроены лучевые улицы. Это придавало городу черты не провинциальности, подчиненности, а статичности. Здесь ощутима прямая отсылка авторов нового Гомеля к наследию крупнейших городов мира - Рима, Парижа и Санкт-Петербурга.
Центром Гомеля являлся не дворец или же собор, как это было в Европе в эпоху средневековья. Центром Гомеля была площадь очень больших размеров. Она была в состоянии вместить все население города, и была устроена для народа, для всего народа. Здесь были построены здания, привлекающие все население - церковь и костел, торговые ряды, ратуша и училище. Пространство площади было полуоткрыто к природному окружению и связано с другими основными зданиями - домом владельца, синагогой.
По своим размерам гомельская площадь полностью повторяла центральную площадь Парижа - площадь Людовика 14 (площадь Согласия). Это было не случайно, и здесь проявилась не только любовь Н.П.Румянцева в столице Франции, ее архитектуре, но и другое особое качество. Н.П.Румянцев, как истинный просветитель пожелал уподобить основные постройки Го-
меля выдающимся памятникам мирового зодчества. Петропавловский собор напоминал церковь св.Женевьевы в Париже, костел - Пантеон в Риме, торговые ряды были устроены по примеру петербургских, экономический дом являлся копией дома в графстве Бедфордшир (Англия). Здесь проявилась дидактическая функция искусства (в данном случае - архитектуры), стремление не только создать приятные ощущения у зрителя, но и его научить, образовать. Такого не было в перепланируемых уездных и губернских городах Российской империи того времени, застраиваемых в основном по образцовым проектам.
Но главным особым качеством нового Гомеля была связь его планировочного устройства с природным окружением. Это здесь проведено целенаправленно и по всему чувствуется, что об этом много думали. На кромке высокого берега реки Сож расставлены в различных ракурсах основные классицистические постройки Гомеля - дворец, собственный дом и дом, называемый экономическим, Петропавловский собор, дом архитектора Кларка. Эти постройки великолепно читаются с противоположного берега реки и стоят на высоком берегу, как на своеобразном пьедестале. Их фасады окнами ориентированы на пойму реки, они расположены свободно, не в ряд, очень живописно и красиво. Чувствуется их тесная связь с природой, пейзажем. А за собственным домом Н.П.Румянцева, с выходом на берег реки и включая глубокий, живописно устроенный природой овраг был создан обширный пейзажный парк.
Регулярная же планировка парадных городских пространств специально удалена от живописной линии берега, но в то же время тесно связана с особенностями его очертаний и линиями оврагов.
Эта связь с природой, своеобразная пейзажность планировки выполнена не случайно и, бесспорно, является делом рук Н.П.Румянцева. Образованный, тонко чувствующий человек, граф Н.П.Румянцев кончено же знал современную ему литературу о градостроительстве и паркостроении. Очарованный красотами гомельской природы он совместно с архитектором Кларком, английским садовником и создал удивительное и неповторимое планировочное устройство Гомеля. Велика здесь была и роль его английских коллег - архитектора и садовника, которые также внесли в планировку Гомеля чисто английский пейзажный подход к градостроительству.
Подобных примеров в Российской империи того времени очень мало. Можно вспомнить Богородицк, Екатеринослав. Устройство Твери, также расположенной вдоль берега крупной реки (Волги) не обладает теми выдающимися качествами уст-
ройства пейзажной планировки, как это было в Гомеле. Регулярные пространства города здесь слабо связаны с поймой реки и развиваются параллельно берегу, не особо ориентируясь на речные дали.
Как известно, градостроительство средневековья (устройство укрепленных городов, крепостей) не обладало качествами создания планировочной структуры, в которой бы учитывались природные особенности, наблюдалось стремление создать планировку, тесно связанную с природой и организовать красивый вид из окон домов на окружающий пейзаж, включить пейзажный парк в структуру города. Замечать природу стали позднее, в эпоху романтизма. В начале 19 в. в устройстве крупных городов, столицы государства вводятся элементы застройки, тесно увязанные с природой - здание Биржи в Санкт-Петербурге, лестница в Одессе и т.д. Однако ранее, в эпоху Просвещения, в конце 18 в. такого не было. Планировка городов тогда носила черты рационализма, практицизма и имела характер не связанных с природой геометрических схем.
С приходом романтизма начинается новая фаза в градостроительстве, когда в структуру города проникают элементы и приемы устройства пейзажных парков. И в начале этого процесса стоит новый Гомель, созданный талантом его создателя -графа Н.П.Румянцева.
Это - наилучший образец и пример нового подхода в европейском градостроительстве. Здесь создана гармония для жизни человека государственного, и человека частного, гармония регулярного и живописного.
С приходом капитализма подобные качества в европейском градостроительстве и, особенно, в градостроительстве Российской империи не могли получить своего развития из-за частной собственности на землю и утраты черт ансамблевости в архитектуре. А в Гомеле это получило выдающееся воплощение. И это качество города сохранилось и поныне. Устройство застройки вдоль береговой линии в основном сохранилось и сейчас можно видеть практически все то, что было заложено в устройство города в конце 18 в. графом Н.П.Румянцевым. И это является своеобразным памятников выдающемуся человеку -просветителю России.