_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (22)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » ВЫСОЧАЙШИЙ КАЛИБР ЧАСОВЩИКА ЛЕПИНА
ВЫСОЧАЙШИЙ КАЛИБР ЧАСОВЩИКА ЛЕПИНА 28 января 2021

Художественная бронза XVIII столетия занимает особое место в истории бронзолитейного дела - она изготавливалась из высокосортного сплава металлов, прорабатывалась в деталях, золотилась, создавая славу своим производителям, достигавшим высот в мастерстве. Её ценность определялась не только искусностью выполнения, но и выражалась в весовом эквиваленте. Детали мебели, различные светильники, настольные украшения, сверкая золочёной бронзой, наполняли помещение блеском, придавая ему богатый респектабельный вид. Предметом роскоши этого времени считались и недавно пришедшие в интерьер переносные часы, а бронзовые - тем паче.
ВЫСОЧАЙШИЙ КАЛИБР ЧАСОВЩИКА ЛЕПИНА Такой редкостью были когда-то, как впрочем, и являются сегодня, хранящиеся в нашем музее настольные часы, которые датируются XVIII веком и имеют подпись придворного королевского часовщика Ж.-А. Лепина (1720-1814). Его имя сохранилось в названии типа часов Lépine (Lepine watch) и ассоциируется со многими революционными открытиями в области механики, которые по сей день используются в часовой индустрии. Главным достижением Лепина было создание такого типа калибра механизма, который позволил существенно уменьшить толщину карманных часов-луковиц, что обусловило, в конечном счёте, появление наручных часов.
С детства увлекавшийся часовым делом Жан-Антуан в 24 года попадает в Париж и становится учеником Андре-Шарля Карона (1698-1775) - знаменитого мастера часовых дел при дворе короля Людовика XV. Со временем он женится на дочери своего учителя Жаклин и наследует его мастерскую, притом, что у Карона был сын Пьер-Огюстен, который прославился под фамилией Бомарше (1732-1799). Первоначально он вместе с отцом изготавливал часовые механизмы, но наделённый музыкальным и ораторским талантами, молодой Карон смог пробиться в высшее общество и приобрести нужные связи. Будущий комедиограф даже попал ко двору короля и обучал его дочерей игре на арфе. Женившись на богатой вдове, Пьер-Огюстен взял аристократически звучащую фамилию де Бомарше, по названию принадлежавшего жене поместья. Рано овдовев, он заключает второй выгодный брак, также продлившийся недолго, и в результате получает немалое состояние. Мировую известность драматургу Бомарше принесли комедийные пьесы «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».
Зять Бомарше Лепин, бывший сначала совладельцем, а потом и хозяином мастерской Карона, тем временем добивается немалых высот на своём профессиональном поприще и становится королевским мастером часовых дел при дворе Людовика XV, а потом и Людовика XVI. Он выполняет престижный заказ для президента США Джорджа Вашингтона, изготавливает часы с минутным репетиром и вечным календарём для Людовика XV, общается с философом Вольтером. Учеником Лепина, усовершенствовавшим многие его изобретения, был легендарный часовщик Абрахам-Луи Бреге (1747-1823), чьё имя с благоговением произносилось в монарших и культурных кругах Европы и в обиходе перешло на образное название часов. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет»?
С возрастом теряя зрение, Жан-Антуан вынужден был в 1792 году заключить со своим зятем Клодом-Пьером Раге партнёрское соглашение на управление делом, а после смерти последнего в 1810-м передал полномочия его сыну Александру Раге-Лепину, продолжившему бизнес, когда не стало самого основателя часового предприятия. И хотя впоследствии менялись его собственники, вплоть до начала XX столетия продукция фирмы выпускалась под маркой «Лепин».
Весьма разнообразные по механике и дизайну часы Лепина всегда были очень востребованными, заняв со временем почётные места в европейских дворцах и музеях в качестве одних из лучших образцов часового искусства.
ВЫСОЧАЙШИЙ КАЛИБР ЧАСОВЩИКА ЛЕПИНА Здесь настал момент вернуться к упомянутому выше экспонату из фондов МГДПА, ранее входившему в художественное собрание дворца князей Паскевичей. Эти небольшие по размеру часы снабжены довольно крупным эмалевым циферблатом, закрытым круглой стеклянной дверцей. В его центре изображено клеймо Ж.-А. Лепина «LЕpine а Рaris», по кругу римскими цифрами нанесены обозначения часов, а минуты отмечены арабскими, которые, как считается, впервые в часовом деле применил именно Лепин. Корпус часов выполнен из золочёной бронзы в виде фрагмента четырехгранной каннелированной колонны, опирающейся на фигурное основание с рельефами лавровых и акантовых листьев и увенчанной античной урной. Объёмные гирлянды дубовых листьев и ленты с бантами с лицевой стороны обрамляют четко выделяющийся на золотом фоне белый циферблат.
Налицо художественные приёмы, которым при украшении предметов декоративно-прикладного искусства отдавалось предпочтение в период раннего классицизма. Во Франции, где изготовлены наши часы, античные орнаментальные мотивы и формы начали использоваться художниками в 1760-70 годы. Это было время расцвета творческой деятельности Ж.-А. Лепина, который с конца 60-х маркировал продукцию своим именем. Однако неизвестно, был ли у него литейный цех по изготовлению бронзовых изделий.
ВЫСОЧАЙШИЙ КАЛИБР ЧАСОВЩИКА ЛЕПИНА Внимательно осматриваем часы со всех сторон, и они охотно делятся с нами своей тайной: на боковой стороне основания находится не сразу заметная, вдавленная в металлическую поверхность надпись «OSMOND». Оказывается, автором часового корпуса был знаменитый французский бронзовщик и чеканщик Робер Осмон (1711-1789), основавший в Париже бронзолитейную мастерскую, которая выпускала предметы художественной бронзы и оправы для интерьерных часов. С ним работал племянник Жан-Батист Осмон, который после выхода дяди на пенсию около 1775 года возглавил мастерскую и, не справившись с трудностями, обанкротился в 1784 году.

ВЫСОЧАЙШИЙ КАЛИБР ЧАСОВЩИКА ЛЕПИНАПродукция Осмонов очень ценилась знатоками того времени и распространялась маршанами-мерсье - представителями одной из торговых гильдий Парижа, которые занимались продажей и коллекционированием предметов искусства и роскоши, во многом формируя моду и вкусы на них. Осмоны в числе первых обратились к новому классическому стилю и вскоре вошли в число его величайших практиков. Они поставляли футляры лучшим часовщикам Франции, и одним из часто встречающихся мотивов в их произведениях была колонна в различных вариациях. Часы с такими композициями в известном двухтомном каталоге бронзовых изделий и мастеров, составленном немецкими исследователями Оттомайером и Прёшелем, относятся к 70-м годам XVIII века, что позволяет нам более точно датировать часы из нашего музея. В Музее декоративного искусства в Париже хранятся очень похожие на них бронзовые часы, также подписанные Осмоном и являющиеся характерным образцом раннего классицизма.
Жан-Антуан Лепин и Робер Осмон как представители парижской художественной элиты, несомненно, были знакомы друг с другом. Соединив свои творческие усилия в одном изделии - настольных часах в форме колонны, они создали выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства, которое стало и раритетом, и гимном часовому и бронзолитейному искусству.

Татьяна Литвинова, зав. художественным отделом
музея, кандидат искусствоведения
Материал опубликован в газете «Гомельская праўда» ссылка

Просмотров: 487
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка часов XVIII–XX веков из собрания музея Гомельского дворцово-парков ...
  • Выставка часов из коллекции музея


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль