Разделы


Календарь

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2019 (18)
Март 2019 (14)
Февраль 2019 (9)
Январь 2019 (17)
Декабрь 2018 (2)
Ноябрь 2018 (12)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » Основателя Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского изображали известные русские и зарубежные художники
Основателя Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского изображали известные русские и зарубежные художники 5 апреля 2019
Как всё начиналось
Основателя Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского изображали известные русские и зарубежные художники

Живописные холмы над рекой Сож сформировались еще в ледниковый период. Овраги, известные сейчас как Киевский спуск, и Лебяжий пруд, прорезавший береговую террасу, организовали на ней своеобразное плато, защищенное естественным образом со всех сторон. Удобство и преимущества такого места человек оценил давно. Археологические изыскания свидетельствуют, что первые обитатели появились здесь более 10 тысяч лет назад. С тех пор жизнь на высоких сожских берегах не прекращалась. Первобытных охотников сменили земледельцы, основавшие укрепленное поселение — городище, которое с приходом на земли Посожья радимичей превратилось в древнерусский город, известный как Гомий или Гомей. Самая важная часть поселения — детинец — располагалась все на той же площадке между двумя оврагами. Во времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой на месте детинца возвысился хорошо укрепленный замок с деревянными башнями, галереями и подъемными мостами. Это было место сосредоточия военной, гражданской и духовной власти поселения. В 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой. Гомель вошел в состав Российской империи, а через три года был подарен Екатериной II генерал-фельдмаршалу, графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому в вечное потомственное владение. Так были отмечены его особые заслуги перед Отечеством в ходе русско-турецкой войны 1768 — 1774 годов, закончившейся триумфальной победой русских войск. Гомель не был единственным владением фельдмаршала, полученным в дар от царствующей особы или приобретенным им за свои средства на территории разросшейся империи. Были еще имения на Украине, под Москвой. Их обустраивали под вкусы владельца, но нигде он не начал такого грандиозного строительства, как в Гомеле, выбрав веками намоленное пространство между все теми же оврагами — Киевским спуском и Гомеюком, на месте средневекового замка. И поднялся над сожскими кручами и над местечковой обыденностью каменный символ новой власти — дворец, поражавший простых обывателей своей основательностью и величественностью. Так было положено начало созданию дворцово-паркового ансамбля в Гомеле.
Правдивый облик
Будучи прославленным полководцем, Румянцев-Задунайский пользовался большим успехом у художников. При этом внешность имел далеко не героического типа: полного телосложения, курносый, с двойным подбородком и лысиной. В нашем музее можно увидеть два портрета, которые были выполнены уже после его смерти и создают достаточно противоречивое впечатление. В бронзовом бюсте первой половины XIX века, происходящем из коллекции князей Паскевичей, фельдмаршал изображен в образе волевого римского военачальника с короткой прической античного стиля, обнаженной шеей и плечами. Аналогичный вариант хранится в Государственном Эрмитаже. Основой для произведения послужила ростовая аллегорическая скульптура, изваянная французом Жаном-Домиником Рашеттом в 1793 году по заказу графа П. В. Завадовского в память о его покровителе Румянцеве-Задунайском. Отлитая в бронзе, статуя-памятник не сохранилась до наших дней. В Государственном русском музее в Санкт-Петербурге экспонируется уменьшенный мраморный оригинал Рашетта. К слову, сын Румянцева, Сергей Петрович, считал, что скульптору удалось правдиво передать облик его отца. Второй портрет основателя Гомельского дворца в виде гравюры-аллегории поступил в наш музей недавно. Его выполнил русский гравер А. А. Осипов в 1803 году, изобразив профиль головы Румянцева-Задунайского в лавровом венке как камею, в круглой рамке с лавровыми же листьями. Под ней — военные атрибуты и тучная обнаженная фигура фельдмаршала. На его голове рыцарский шлем с плюмажем, в одной руке шпага, другой он опирается на овальный щит со своим родовым гербом. Облик нашего героя был многократно отражен современниками в живописи и скульптуре. Не минул он и кисти блестящего портретиста екатерининского времени Дмитрия Григорьевича Левицкого. Его полотно с изображением фельдмаршала, к сожалению, не дошло до нас в оригинале, а лишь в виде различных повторений, выполнявшихся живописцами и граверами как при жизни Петра Александровича, так и позднее в XIX веке. Среди выдающихся скульпторов русского «века Просвещения», запечатлевших его образ, — профессор Императорской академии художеств Феодосий Федорович Щедрин. В Киевском нацио­нальном музее русского искусства находится бюст Румянцева-Задунайского — это единственная из портретных работ Щедрина, переведенных автором в бронзу. Произведение отлил один из лучших литейщиков того времени Василий Петрович Екимов, таланту которого мы обязаны появлением в Петербурге бронзового памятника Петру I, названного Пушкиным «Медным всадником» (скульптор Фальконе), в Москве — монумента Минину и Пожарскому (скульптор Мартос) и еще множества известнейших статуй и скульптурных групп, украшающих российские города. Со Щедриным соперничал в творческом мастерстве другой яркий художник того времени Федот Иванович Шубин. Личность незаурядная, сын поморского резчика по кости, он, как и Ломоносов, попав в Петербург, собст­венным трудом и талантом достиг вершин славы, став академиком скульптуры. После окончания Академии художеств Шубин провел несколько лет за границей, добиваясь «совершенства в художест­вах» при королевских академиях Франции и Италии. Вернувшись в Россию, создал превосходную галерею образов ближайшего окружения Екатерины II, не имея недостатка в заказах.
Петербург, Париж, Минск
К тому времени относится и мраморный бюст Румянцева-Задунайского работы Шубина, экспонирующийся в отделе русского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь, куда поступил из Гомельского музея. Работа датируется 1778 годом, когда Петр Александрович начал строительство дворца в Гомеле. Ваятель изобразил знатного вельможу в парадном одеянии с орденами и наброшенным на плечи плащом. На голове парик, не полностью закрывающий облысевший лоб, что выделяет крупное одутловатое лицо с двойным подбородком и вздернутым носом. Весьма интересна история этого предмета искусства — в музейном мире она называется на французский манер провенансом. В 1905 году скульптура участ­вовала в историко-художественной выставке русских портретов в Тавриче­ском дворце в Санкт-Петербурге. Ее организовал знаменитый меценат, художественный и театральный деятель Сергей Дягилев. Кстати, на выставке был также представлен портрет Румянцева-Задунайского на гравюре Дж. Уокера с упомянутой картины Д. Г. Левицкого из частного собрания П. П. Дурново в Петербурге. В следующем году Дягилев устраивает в Париже Русскую художест­венную выставку, куда направляется также и шубинский бюст. Следующее упоминание о нашем раритете встречается в довоенных книгах учета собрания Гомельского дворца, а в 1939-м напротив его записи появляется пометка «изъято в картинную галерею в Минск». Накануне Великой Отечественной войны скульптура была доставлена из Минска в Ленинград в Русский музей, где состоялась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Шубина. Это обстоятельство спасло ее от участи многих других произведений Минской картинной галереи, погибших в период военного лихолетья. После освобождения галерея возродилась в виде Государст­венного, а ныне — Национального художественного музея Республики Беларусь. Вернувшийся в его фонды бюст Румянцева-Задунайского в 1955 году вновь был востребован в Русском музее на выставке к 150-летию со дня смерти Шубина. Сейчас мраморный шедевр Шубина, заставившего «дышать камень», красуется в постоянной экспозиции главной сокровищницы искусства нашей страны. А в 2005 году после окончания реставрации Гомельского дворца в Колонном зале установлена гипсовая копия с него, изготовленная белорусским скульптором В. И. Слободчиковым. Горделиво высится на высоком постаменте бюст генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского, являющий нам не только образ известного полководца екатерининской эпохи, но и первого основателя сооружения, в котором уже 100 лет располагается музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля. ...Поселение первобытных людей — укрепленное городище железного века — стольный град радимичей — средневековый замок-крепость — резиденция овеянного военной славой вельможи. Совсем не случайная цепочка, получившая потом продолжение.
Основателя Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского изображали известные русские и зарубежные художники
Неизвестный художник первой половины XIX в. П. А. Румянцев-Задунайский. На основе оригинала Ж.-Д. Рашетта. Бронза патинированная. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Основателя Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского изображали известные русские и зарубежные художники
Ф. Ф. Щедрин. П. А. Румянцев-Задунайский. Конец XVIII в. Бронза патинированная. Киевский музей русского искусства
Основателя Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского изображали известные русские и зарубежные художники
Ф. И. Шубин. П. А. Румянцев-Задунайский. 1778 г. Мрамор. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Основателя Гомельского дворца Петра Румянцева-Задунайского изображали известные русские и зарубежные художники
А. А. Осипов. Портрет П. А. Румянцева-Задунайского. 1803 г. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля


Татьяна и Владимир Литвиновы, сотрудники музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Просмотров: 80
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Румянцев Сергей Петрович (1755-1838)
  • Этот город - самый лучший на земле


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Анонсы

    Летопись музея

    План

    Погода

    Гомель

    Популярное

    Конференция к 100-летию музея
    Предложение по вакансиям!
    Международная выставка "Искусство шоколада"
    Выставка «Шерше ля фам» («Ищите женщину») из собрания С ...
    Выставка «Страна Мурландия, или мартовские коты»

    Статистика

    Опрос

    - цена билета
    - содержание выставки/экспозиции
    - вежливость персонала
    - компетентность экскурсоводов
    - атмосфера в музее/гостеприимность
    - уникальность экспонатов

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль