_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (20)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Виртуальные выставки » Виртуальная выставка из фондов музея
Виртуальная выставка из фондов музея 20 ноября 2017

Виртуальный проект музея дворца Румянцевых и Паскевичей представляет на сайте произведения Елены Самойленко-Машковцевой и Акима Шевченко, а также некоторые исторические фотодокументы, связанные с ними, даёт возможность окунуться в прошлое, ощутить «скромное обаяние» академического традиционного искусства на примере творчества наших замечательных земляков.

Мастеров станковой живописи с гомельскими корнями Самойленко-Машковцеву и Шевченко связывает не только проживание в Гомеле на рубеже 20-х годов, но и пребывание в художественной студии-школе имени М.А.Врубеля.
В 1919 году в нашем городе открылась профессиональная художественная студия, послужившая стартовой площадкой в жизни многих людей - известных и не очень - живописцев и графиков. К моменту её роспуска в 1921 году большая часть студийцев выдержала конкурс в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, ранее Московское училище живописи, ваяния и зодчества) и перебралась в Москву, некоторые педагоги - Быховский, Ковровский и некоторые другие, последовали за ними.
Самым известным из них стало имя Георгия Нисского, впоследствии лауреата различных государственных премий, народного художника РСФСР. Но, если проследить судьбы других его однокашников по студии, то окажется, что многим из них в дальнейшем удалось прожить интересную творческую жизнь, занимаясь любимым делом и достигая в нем определенных высот.
Виртуальная выставка из фондов музеяНа единственной известной нам групповой фотографии, рядом с крайним, сидящим на скамье юношей в белых одеждах и фуражке со значком - Жорой Нисским, находится героиня нашей истории. Нельзя не отметить скромное изящество и миловидность юной барышни - Леночки Самойленко, дочери уездного врача из Речицы. Одновременно с ними в студии училась и дочь известного гомельского архитектора Станислава Шабуневского Людочка: в верхнем ряду веселая круглолицая девушка кокетливо улыбается из-под шляпки-клош, демонстрируя белые зубки. О том, как сложилась её творческая судьба, нам ничего не известно.
Глядя на спокойные улыбчивые лица людей, как-то не приходит в голову, что в это же самое время в Гомеле ещё недавно было отменено военное положение; как и повсюду в стране происходит гигантская ломка старых устоев и традиций... Люди борются с разрухой, голодом, нехваткой самого насущного. И вдруг - посреди глобального хаоса - начинает вырисовываться ядро высокой - высочайшей культуры! Сегодня многие специалисты говорят об этом явлении, как о гомельском феномене студии-школы имени М.А.Врубеля.
Сложные и причудливые переплетения человеческих судеб и стихийных обстоятельств в Гомеле на заре советской эпохи способствовали необычайному расцвету культуры, что впрочем, стало тенденцией того времени. Одним из таких факторов был приезд в Гомель художников с различной профессиональной подготовкой, за плечами которых были Киевское, Виленское, Пензенское художественные училища, Петербургская, Пражская, Парижская, Венская академии. Объединившись на базе нового учреждения образования - студии-школы, они совместно выработали учебную программу и приступили к её реализации.
Желающих получить профессиональную подготовку нашлось немало, однако, и время внесло свои коррективы. Агитпропу (агитационной пропаганде) было отведено основное место в работе всех государственных органов изобразительного искусства, начиная с гомельских окон РОСТА и заканчивая студией-школой имени М.А.Врубеля. Этот факт сыграл немаловажную роль в увеличении количества приверженцев искусства «белого и черного». Благодаря агитпропу, в первую очередь, стали со временем известны имена графиков Александра Быховского, Якова Телишевского, Арона Гефтера, Ефима Смехова и некоторых других мастеров. А вот вопреки довлению над всеми дисциплинами агитационного искусства старались постичь художественное ремесло в академических традициях Георгий Нисский, Аким Шевченко, Елена Самойленко-Машковцева.
Шел 1921 год. ВХУТЕМАС стал той благодатной почвой, на которой успешно развились всходы, заложенные правильным подходом и благотворной творческой средой в Гомеле в начале XX века. Каждый получил своё: прирожденные живописцы совершенствовались в живописи, а рисовальщики - в графике.
Если творчество Георгия Григорьевича Нисского более или менее известно широкому кругу людей, то сегодня нашей целью является дань памяти двум другим выдающимся художникам Гомельщины.

Виртуальная выставка из фондов музеяЕлена Самойленко, в замужестве Машковцева (1898-1988). В числе других студийцев она приступила к учебе в московском институте в 1921 году. Но, переболев тяжелой формой тифа в 1922 году, почему-то приняла решение покинуть художественно-технические мастерские и перейти в студию известного русского художника Ильи Машкова, где и провела 4 года. Получив самостоятельность по окончанию учёбы, Елена Дмитриевна в 1933 году стала членом «Всекохудожника» (ранний вариант Союза художников СССР).
Из автобиографии Самойленко-Машковцевой следует, что основным её занятием было создание художественных панно, украшавших различные общественные помещения: павильоны ВДНХ (расписывала совместно с выдающимся художником-анималистом Василием Ватагиным), станции московского метрополитена (во время и после Великой Отечественной войны), «ателье НКВД, музей антропологии при I МГУ» и т.д. Имеется даже запись об исполнении «мраморного мозаичного стола по собственному эскизу». Виртуальная выставка из фондов музеяВся эта деятельность была связана с высоким профессионализмом Елены Дмитриевны, её природной склонностью к традиционной живописи и требовательным подходом к своей работе. Как ни странно, весьма востребованной в предвоенную, военную и послевоенную эпоху, когда приветствовалось умение рисовать «как на фотографии», без «лишнего» субъективизма. В музее дворца Румянцевых и Паскевичей находятся этюды, наброски, пейзажи и натюрморты, сделанные Еленой Машковцевой с натуры во время поездок по стране, переданные в дар гомельчанам. У нас сегодня есть «виртуальная» возможность полюбоваться скромными и незатейливыми, но при этом чудными живописными мотивами Елены Дмитриевны Самойленко-Машковцевой, выполненными на самом высоком уровне.


Виртуальная выставка из фондов музеяАким Михайлович Шевченко (1902-1980) помимо студии имени М.А.Врубеля и ВХУТЕМАСА учился несколько лет в Ленинградском институте пролетарского изобразительного искусства (сейчас институт имени И.Е.Репина) у Сергея Герасимова, Дмитрия Кардовского, Александра Древина. Жаль, не знаем, кто из художников-преподавателей больше всего повлиял на Шевченко. О поступлении в институт после армии Аким Михайлович рассказывал так: «Представьте себе огромный зал, в котором разместилось около 400 начинающих художников. Мои надежды на поступление рухнули, так как сюда пришли люди с большим творческим опытом. Представьте мое удивление, когда в числе принятых оказался я, а не те «мастера».
Глубокие знания и умения Шевченко подпитывались ежедневными упражнениями с цветом и палитрой. В частности, об этом свидетельствует огромное количество этюдов, выполненных маслом на картоне, иногда размером с почтовый конверт, они пополнили фонды музея гомельского дворцово-паркового ансамбля в 2017 году. В них тщательно соблюдаются законы традиционной живописи: линейная перспектива, изменения цвета и тона в зависимости от свето-воздушной среды и т.д. Пусть они относятся к послевоенному времени, но рассказывают об огромном трудолюбии художника и многолетней ежедневной привычке работать над собой. Не только сотни этюдов составляли творческий багаж Акима Михайловича. Им создан ряд выразительных портретов, написанных с окружающих его людей, а также произведений на тему войны и колхозных трудовых будней.
Аким Шевченко преподавал другим основы изобразительного искусства, однако и сам всегда стремился участвовать в художественных выставках. Начав выставляться с 1929 года, в 1940 году вступил в ряды Союза художников. Во время войны был стрелком-автоматчиком в пехотной воинской части, однажды попав в плен, сумел бежать из него. За участие в Великой Отечественной войне награжден орденом Красной Звезды и различными медалями. Безграничная скромность этого доброго и мудрого человека, читающаяся во взгляде на его фотографии, помешала вовремя прийти заслуженной славе и почету. Возможно, существовали и другие «подводные камни». Время уходит, не оставляя, подчас, в анналах истории достоверных сведений о своих выдающихся земляках, людях искусства... А так хочется знать всё!
О преподавательской деятельности Шевченко в училище имени А.К.Глебова и в БГТХИ (бывший театрально-художественный институт, ныне Белорусская государственная академия искусств), где имели честь преподавать только избранные мастера, мало что известно. Аким Михайлович Шевченко как раз преподавал в театрально-художественном институте у выдающейся гомельской художницы, мастера акварели Марии Егоровой. Остались рассеянными по белорусским музеям произведения выдающегося колориста, без громких фраз свидетельствующие о таланте и упорном труде художника уроженца Гомельщины Акима Шевченко.

Пробежали годы, проскочил XX век, сменилось немало поколений, но свет далекой звезды гомельского феномена - порождения Октябрьской революции, студии-школы имени М.А.Врубеля - будет ещё долго сиять из пучины тех лет. Эстафета истории должна продолжаться.

К концу 2017 года виртуальная выставка обещает стать реальной.

 

Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея

Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея

Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея

Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея

Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея

Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея Виртуальная выставка из фондов музея

 

Просмотров: 1741
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • История. Люди. События. Выставка «Академические традиции Акима Шевченко»
  • Выставка «Чудные мгновения бытия от Елены Машковцевой»


  • Раздел » Виртуальные выставки
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль