_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения Иванешко
Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения Иванешко 6 февраля 2017

Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения ИванешкоВозле темного провала раскрытого колодца красуется помятое от времени и переливающееся серебром старое ведро, прихваченное ржавым железным ошейником и еле заметной цепью...

Древесина колоды для рубки дров в центре картины порядком измочалена, от нее откололся и вот-вот упадет на землю кусок дерева. В светлом круге среза торчит топор, вокруг лежат дрова и бревна. Из колоды с уже осыпавшейся корой тянется тонкий прутик…   

Героем следующего полотна стал старый хомут, изображенный почти в натуральную величину. Рядом на земле (полу) лежат остальные принадлежности, необходимые для запрягания лошади. Высокая дуга, кажется, изо всех сил уперлась в край картины, плавно возвращая наше внимание к основному персонажу – находящемуся в режиме ожидания…

Такова «деревенская трилогия» конца 80-х годов гомельского художника Евгения Иванешко. Написанная суховато и почти монохромно оттенками коричневого и желтого цветов, она производит странное, можно сказать, чудное впечатление, впрочем, как и все лучшие произведения этого автора.

Выставка живописи Иванешко, прошедшая в октябре 2016 года в Областном культурном центре Гомеля и посвященная 80-летию со дня рождения, словно высветила целый пласт в разнообразном искусстве Гомельщины. Как же мы, друзья, талантливы!

Со времени ухода из жизни Евгения Константиновича прошло три года. Творчество этого художника целиком находится в плоскости советского искусства, каким мы его знаем и любим. Сложно предположить, какое искусство будет волновать потомков, но нам с вами такое творчество близко и понятно.

Человек уходит. Вместе с ним уходит его мир: все, что он любил, мыслил, знал, делал. Все или почти все. Почему приходят такие мысли в связи с персональной выставкой Евгения Иванешко?

В современном, минималистичном, бело-черно-красном фойе Областного центра культуры словно парили произведения художника. Их можно сопоставить и с поэзией и с музыкой. Часто воздействие цвета по примеру Кандинского сравнивают со звуками. Казалось, ровное, еле заметное гудение органа наполняло зал. Будто припорошенные золотом и серебром, примостились на красной стене картины, повествующие о вечно прекрасной природе,  о традиционной жизни деревни, о детстве, совпавшем с военным лихолетьем. Изображения природы и «деревенские» натюрморты надолго задерживали внимание чуткого зрителя, делая из него «сообщника» художника.

Бархатистые и хрупкие - как крылья бабочки, несмотря на размер и плотные тона живописи, эти картины бередили душу сквозящей в них мечтой о чем-то великом, вечном, сказочно ценном, в то же время безыскусном и простом…

Евгений Константинович Иванешко - представитель гомельской когорты художников. Он родился в 1936-м году в небольшом городке Речица. Окончил «репинку» - знаменитый институт имени Репина в Санкт-Петербурге, факультет искусствоведения. Знал искусство очень хорошо, к слову,  обладал самым большим собранием книг в этой области культуры в Гомеле, бывал в лучших музеях мира. 

«Глаз должен путешествовать», - так мог бы сформулировать свое кредо художник, проводя очень много времени в пути. Особенно часто любил бывать Евгений Константинович на русском севере: реке Печоре, Соловках, Карелии, Алтае. Вместе с женой Софьей Кирилловной, а иногда совершенно один, уезжал писать натуру, восторгаясь «дикой» красотой и гармонией мест, где нет «человека цивилизованного». Поэтому стоят и глухо шумят на безлюдных картинах леса, плавится ртутью круглое озеро, окруженное непроницаемой стеной леса, вздымаются и опускаются пригорки с россыпями багряных, золотых и яшмовых деревьев.

Небо… Оно почти всегда написано золотистыми, лимонными и палевыми оттенками. Благодаря контрасту в пейзажных произведениях свинцово-серого и желтого живопись Иванешко словно светится изнутри. Бросается в глаза высокая степень художественности, своеобразие творчества Евгения Иванешко. Перед нами вроде бы пейзаж, написанный с натуры. Но он крайне далек от «фотографии», отражает субъективное восприятие автора, несет с собой его чувства, настроение, мысли. Как ни странно, натюрморты, написанные с фотографической точностью, демонстрирующие умение изображать натуру очень реалистично, стоят в одном ряду с обобщенно-философскими «краявидами». Евгений Константинович был убежден, что «нельзя быть рабом натуры»; удивлялся, когда видел, как коллеги одинаково пишут и белорусскую природу и уголки северной России, говорил: «Они же совершенно разные!».

Частица полетной души Евгения Иванешко осталась в каждой из картин, претворилась в невыразимую тайну искусства. Иначе, почему так волнуют нас запечатленные на них леса, простые обыденные вещи?…

Елена Калугина, младший научный сотрудник художественного отдела

Напечатано в газете «Гомельская Правда» от 12 января 2017 года

Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения Иванешко   Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения Иванешко   Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения Иванешко

Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения Иванешко   Невесомые крылья мечты. Живопись Евгения Иванешко

 

Просмотров: 1628
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка-продажа Евгения Шетихина «В лабиринте времён»
  • Вечер-портрет, посвященный 105-летию Народного художника БССР, члена-коррес ...


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль