_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (20)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Публикации » Каменная баба в гомельском парке
Каменная баба в гомельском парке 8 декабря 2016

Каменная баба в гомельском паркеВ 30-40-е годы ХІХ в. велись интенсивные работы по оформлению Гомельского дворцово-паркового ансамбля. В это период создавался парк по всем канонам паркового искусства. Из самых разных мест в Гомель доставлялись экзотические растения, мраморные скульптуры древних философов, поэтов, художников, воинов, государственных деятелей, декоративные вазы, военные трофеи и многое другое. Результат превзошел ожидания. Как отмечалось в книге "Опыт описания Могилевской губернии", изданной в 1884 году под редакцией председателя Могилевского губернского статистического комитета тайного советника А.С.Дембовецкого, "природа дала красивое волнистое местоположение, а искусство сделало парк очаровательным". С этим трудно поспорить. Хотелось бы чуть подробнее рассказать об одном из необычных парковых экспонатов. В 1911 году исследователи гомельской старины Ф.А.Жудро, И.А.Сербов, Д.И.Довгялло в географическо-статистическом сборнике "Город Гомель" о нем написали так: "...За Гомеюком , в чаще , в отдаленной беседке, стоит каменная баба, попавшая сюда откуда-то из древней Скифии...". Каменная баба... Читаем в энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона весьма лаконичное определение: " Баба - древние каменные памятники в виде грубых человеческих фигур на юге России". Объекты с названием «каменные бабы» специалистами трактуются как каменные антропоморфные изображения, которые оставили после себя кочевые народы Причерноморья и других южных регионов России. Такого рода изваяния еще называли "половецкими каменными бабами". А встречались они на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы и являлись, прежде всего, памятниками сакрального искусства половцев IX-XIII века. Такие статуи были символами памяти об ушедших предках и устанавливались на самых высоких местах, а также в специально сооружённых святилищах, где и проводились поминальные мероприятия. 
Слово «баба» в переводе с тюркского означает «пращур», «дед-отец". Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов, считалось, что они давали им силу, оберегали их в бою. На территории Беларуси такие изваяния встречаются крайне редко, при этом их присутствие в наших краях никак не связано с перемещением кочевых племен, а скорее с именами владельцев старинных усадеб. Было в их среде очень популярным в XIX- в начале ХХ вв. украшать такими каменными бабами дворцовые парки. Ну а доставлялись древние скульптуры в основном из южных регионов Российской империи. 
Судя по всему, хозяевам гомельского дворца такая идея в свое время тоже пришлась по душе. Мы не располагаем точными сведениями откуда в парк князей Паскевичей пожаловала каменная "барышня", но сам факт нахождения каменного идола в парке интересовал всегда не только музейных работников, но и любителей старины. Когда ее не стало в парке? Вероятнее всего, в годы Великой Отечественной войны. В 1980-е годы председатель комиссии "Вяртанне", которая занималась в Беларуси вопросами реституции культурных ценностей, профессор А.И.Мальдис называл каменную "бабу" из Гомельского музея наиболее ценным из тех артефактов, которые навсегда были утрачены им в годы военного лихолетья...До недавнего времени факт наличия такого необычного объекта в нашем парке подтверждался лишь в некоторых изданиях, посвященных истории Гомеля дореволюционной поры, а как выглядела наша каменная баба нам не было известно. И вот совсем недавно мы приобрели акварель немецкого художника Эмиля Лозе с названием "Воспоминание о гомельском парке", написанную автором в 1927 году. Она оказалась небольшой по формату, но очень (!) интересной по содержанию... Художник изобразил немецкого военнослужащего (скорее всего, себя) в нашем парке рядом с каменной бабой ... Как известно, Гомель во время Первой мировой войны был в 1918 году оккупирован немцами. Судя по всему, наш чудесный парк Эмилю Лозе тогда очень понравился, если спустя почти десять лет он так оригинально "вспомнил" о нем на листке чуть больше четвертого формата. Незамысловатый графический рисунок, выполненный в манере шаржа, является на сегодняшний день единственным известным нам источником, визуально подтверждающим факт, что когда-то в нашем парке был представлен древнейший сакральный памятник. И, что очень важно, теперь мы знаем, каким он был.

Шода Т.А., главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

 

Опубликовано: Гомельская правда № 139 от 1 декабря 2016 года 

Просмотров: 1517
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Ручки для кратЕров, или Как в гомельском парке процветало дело Эйфеля
  • На пути к былому очарованию


  • Раздел » Публикации
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль