Музыкантом-импрессионистом называли французского композитора конца XIX-начала XX века Клода Дебюсси. Наш герой не музыкант и даже не импрессионист – просто художник, с медалью Франциска Скорины. Листаем самодельную подшивку набросков художника. Каждый из них, без преувеличения, готовая иллюстрация. С музыкой художника роднит чудесная напевность линии. Арабесками легких завитков выглядят зарисовки деревни летом и зимой, наброски композиций с календарями, котами, горшками, детьми, лошадьми, деревьями, звездами… Ритм, такт, мелодия – и все это на бумаге. Импрессионизм чистой воды - в графике, которая, как и нотный стан состоит из черных на белом линии и точки!
Знакомьтесь – наш земляк Вячеслав Михайлович Игнатенко, проживающий ныне в Кишиневе (Республика Молдова), личность незаурядная. Родился он в деревне Карповка (Переделка) на Лоевщине в 1954 году. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (сейчас академия искусств), много работал на природе с известными художниками Сергеем Катковым и Виталием Цвирко. Ему многое подвластно в живописи: и левитановские пейзажи малой родины («Краски осени», «Первые ласточки», «Март» и др.), и утонченно-рафинированные картины на философские темы («Дорога», «Время», «Новая планета»), и абстрактные полотна с завихрениями ярких красок. Создается впечатление, что Вячеслав контролирует творческий процесс настолько, что представая перед зрителем каждый раз в новом живописном амплуа – будь то абстракционизм, передвижничество или постмодернизм, собственное лицо автора выглядит как будто нечетко. Мейнстримом (англ. mainstream — основное течение) Вячеслава Игнатенко, на мой взгляд, является виртуозно исполненная графика, проявляющая себя в набросках и зарисовках на скорую руку. Как знать, что имел в виду народный художник Беларуси Виталий Цвирко, надписывая книгу «талантливому художнику Вячеславу Игнатенко»?
Более 40 персональных выставок (одна из них под названием «Игра» проходила в Гомеле в галерее Ващенко в 2013 году) говорят о размахе и диапазоне деятельности Игнатенко. Работы Вячеслава находятся в коллекциях музеев Беларуси, Украины и Молдовы. Первое место за графику в Торонто (Канада) в 1994 году, медаль Франциска Скорины и многие другие показатели свидетельствуют о стабильном успехе художника, при том, что творчество приходиться совмещать с преподаванием спецдисциплин в учебных заведениях.
«Снится мне деревня», - пел Сергей Беликов, «отпустить меня не хочет родина моя». Каждый год Вячеслав Михайлович приезжает в Беларусь, вдохновляется родными местами, встречается с многочисленной родней. В который раз убеждаешься, что люди искусства, имеющие крепкие корни на земле, питающиеся глубинными чистыми родниками, как ни банально это звучит, более «талантливы» любовью к жизни, красоте, труду. Кого ни возьми из выдающихся белорусских мастеров кисти ли, слова ли – Моисеенко, Савицкий, Ващенко, Мележ, Макаенок, Шамякин и многие другие, - все они родились в деревне.
Кстати, Вячеславу Игнатенко не чуждо литературное творчество. Маленькие рассказы-воспоминания о том, «як было», словно жемчужинки унизывают нить его интересного повествования на просторах интернета. Можно отметить их искренность, краткость и правдивость, доставляющие удовольствие любителям мемуарного жанра.
Художник не собирается сбавлять обороты, наоборот, имея солидный багаж за плечами, живо интересуется окружающей жизнью, людьми, искусством. И это обязательно принесет свои плоды. Удачи, Вячеслав Михайлович!
Младший научный сотрудник Е. Калугина
Опубликовано в газете «Гомельская праўда» 06.10.2016