_______

Разделы


Календарь

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив

Апрель 2024 (23)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля 9 октября 2014
В этом году широко празднуется 95-летие музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Как известно, он был образован в 1919 году и первоначально носил имя А. Луначарского. Основой для него послужила национализированная резиденция князей Паскевичей с богатейшими коллекциями мебели, посуды, часов, оружия, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства Востока и Запада.
Азарт собирательства, который в XIX веке проявляется не только у обладателей наследственных коллекций и больших состояний, а у самых разных слоев общества, зиждется на личном отношении к предмету. «Мне нравится» - достаточное основание для приобретения той или иной вещи, тем более для почетного члена Петербургской Академии художеств, весьма обеспеченного человека Федора Ивановича Паскевича. 
Какое место занимало искусство в жизни владельцев Гомельского имения видно из фотоматериалов Джованни Бианки, запечатлевшего в 1860-х гг. дворцовые интерьеры князей Паскевичей. На коричневатых фотографиях сквозь белизну мраморов и блики позолоченных часов и канделябров взгляд устремляется к прекрасным живописным полотнам, отменного художественного качества, располагающихся на стенах почти впритык друг к другу. Портреты монархических особ, исторические и батальные полотна, камерные произведения живописи и графики зарубежных и русских мастеров «коврами» покрывали стены благородных покоев. 
Только небольшое количество картин уцелело среди бурь XX-го века, все они и сейчас украшают исторические интерьеры дворца. Это парадные портреты Ивана Федоровича и его супруги в исполнении Н. Шильдера, «И.Ф.Паскевич принимает венгерскую депутацию» К.А. Эрттингера, портреты графини Евдокии Ростопчиной, неизвестной нам девушки с книгой и другие. Генерал-фельдмаршал Паскевич заказывал картины, иллюстрировавшие значимые для него военные события, польским художникам Мартину Залесскому и Януарию Суходольскому. На них запечатлены походы в Персию и Турцию, подписание мирных договоров и великие современники - два Александра Сергеевича, Грибоедов и Пушкин, волею судеб, оказавшиеся рядом с героем тех далеких событий. Все эти произведения неоднократно рассматривались и описывались в статьях о музее, к тому же с ними можно ознакомиться в любой момент, заглянув в музей.
Документальные фотографии Бианки подтвердили правильность подхода научных сотрудников к работе над образом Красной гостиной - любимых покоев Ирины Ивановны Паскевич. Картины, принадлежавшие Паскевичам, произведения из Национального художественного музея Республики Беларусь и копии, сделанные гомельскими художниками с оригиналов XVIII-XIX веков, уютно разместились на стенах. Это дань ушедшей эпохе. Но жизнь продолжается, растут, сменяются поколения, растет и развивается гомельский музей.
Комплектование и сохранение коллекций являются неотъемлемыми функциями любого музея. На протяжении всего периода существования музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля пополняется и собрание живописи. Словно машина времени, переносят нас произведения искусства из сороковых в восьмидесятые, из пятидесятых в двухтысячные. Ведь оно - искусство - не может не принадлежать своей эпохе...
Творческая художественная среда в Гомеле после установления советской власти складывалась следующим образом. Настоящим питомником искусства можно назвать школу-студию имени Врубеля, просуществовавшую с 1919-го по 1922 год. Возглавил ее Сергей Ковровский, чей «Точильщик» - произведение ярко выраженного стиля серебряного века русского искусства - хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Дальнейшая судьба этого человека, удивительного преподавателя и художника, теряется в тумане непростых событий тех лет. К сожалению, сведений о педагогическом подходе Сергея Александровича у нас нет. Скорее всего, сама личность этого художника оказывала сильнейшее воздействие на ребят. Среди учащихся находились Георгий Нисский, Аким Шевченко, Елена Самойленко-Машковцева и многие другие юноши и девушки, в одночасье покорившие Москву - все поступили в 20-х годах во ВХУТЕМАС! Некоторые затем вернулись работать в Гомель. 
В настоящее время здесь живут и работают разные художники, не только родившиеся или получившие образование на Гомельщине. Приток «новой волны» образуется за счет Гомельского художественного колледжа и колледжа народных промыслов, архитектурного факультета в БелГУТ. Широко разветвлена система детских школ искусств и художественных кружков.
И в многочисленных этюдах, и в законченных работах Акима Шевченко и Елены Самойленко-Машковцевой, хранящихся в фондах музея, присутствует жажда познания и совершенствования мастерства. Это не пустая фраза, лишенная смысла, превратившаяся в штамп. Отнюдь! Художник обязан терпеливо растить, формировать в себе мастера. Если Елене Дмитриевне особенно удаются натюрморты и пейзажные зарисовки, выполненные в классически-академической манере, то Шевченко мастерски создает острохарактерные портреты современников.
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Сотрудниками музея бережно сохраняются не только плоды творчества, но и личные вещи художников: этюдники, палитры, стертые иногда до черенка кисти, эскизы, наброски и т.д. 
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбляГеоргий Григорьевич Нисский (1903-1987) - народный художник РСФСР, родился в Новобелице, его творчество широко известно и признанно. В музее сохранилось несколько его этюдов, которые удивляют лабораторией художника: при формате с альбомный лист они производят монументальное впечатление. Видимо такова особенность его - авторского - взгляда. На полотнах этого мастера поезда, машины, самолеты, крейсеры рассекают огромные (по восприятию на картине) пространства, передавая тем самым динамику шестидесятых. Другим знаменитым уроженцем Гомельщины был народный художник СССР Евсей Евсеевич Моисеенко (1916-1988). Как известно, в Беларуси кроме небольшого этюда в Буда-Кошелевской галерее его имени картин этого замечательного художника нет. Недавно ушел из жизни еще один большой мастер - народный художник Беларуси Гавриил Харитонович Ващенко (1928-2014). Портреты Кирилла Туровского, Ирины Паскевич, композиция «Ждут» на военную тему, прекрасно написанный натюрморт с сушеной рыбой да небольшое полотно с египетским мотивом - таков перечень имеющихся в музее работ нашего выдающегося земляка.
С появлением в Гомеле после окончания белорусского театрально-художественного института Дмитрия Ивановича Алейника (1929-2003) специалисты заговорили о так называемой «гомельской школе». Манера письма Алейника напоминает тонко выделанные живописные кружева. Плечом к плечу работают на природе и в мастерских художники Роберт Ландарский и Николай Казакевич, внимая своеобразной, напоминающей импрессионистов, технике собрата по искусству. Городские виды, природные мотивы Гомельщины, «вытканные» маленькими мазками нежных оттенков передают переменчивый нрав белорусской погоды, ажур деревьев, зеркальную гладь неспешных рек, слегка волнистый рельеф полей и косогоров. Картины этих художников радуют глаз живописно уравновешенной цветистостью, художественно и узнаваемым, точно созданным образом белорусского края. Они составляют золотой фонд нашего музея.
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля

О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбляПервой ласточкой, знаком мирной жизни города Гомеля стала картина художника Лебедева, приобретенная музеем в 1944 году. Это портрет Героя Советского Союза Емельяна Барыкина. В дальнейшем этим автором была создана целая галерея участников Великой Отечественной войны. Произведения, созданные с натуры, запечатлевшие (смысл в том, что они «запечатали») живые черты реальных солдат и той эпохи, представляют большую ценность для истории и качественности музейного собрания.
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбляВ фондах хранится полотно Николая Полянкова на военную тематику «Березовый сок», созданное в 1969 году. Оно является глубоко человечной иллюстрацией партизанского быта, входит в золотой фонд белорусского искусства. 
Пейзажи, среди которых встречаются и настоящие сокровища, в основном раскрывают творчество гомельских художников. Дополняют представление о музейном собрании ряд портретов, натюрмортов и некоторое количество тематических картин. Точечными вкраплениями, не влияющими на общую картину, являются небольшие по формату этюды и картины маслом А. Кищенко, М. Савицкого, В. Кожуха.
Очевидно, что являясь с одной стороны краеведческим, музей делает упор в создании коллекции живописи на этой основе. Отсюда проистекает обилие работ на темы «Гомель строится», «Дворец - визитная карточка Гомеля» и т.д. Ошибочно при этом полагать, что личность и масштаб художника, в данном случае, не имеют особого значения. 
Существует некий условный «водораздел»: советский период и наше время, так как эти две эпохи в искусстве очень разнятся. К первому - советскому - периоду имеет отношение большинство художников; помимо А. Шевченко, Е. Машковцевой, Г. Нисского, В. Цвирко, это и Станислав Дьяконов, Борис Звиногродский, Виктор Казаченко и многие другие. Их творчество воспевает вечную красоту изменчивой природы. Человек, чаще всего, воспринимается ими во взаимосвязи с природой.
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Особенно завораживают сочной живописью «Гомельский речной порт» и «На реке Сож» В. Казаченко, «Зима» А. Шевченко и некоторые другие пейзажи гомельских художников, чье творчество в основном пришлось на время «оттепели» 60-х. Множество вдохновенных этюдов Владимира Рыкалина, отражающих быт строящегося Гомеля в 50-70-х годах хранится в музейных фондах. Творчество народного художника БССР Виталия Цвирко широко известно, в нашем собрании оно представлено двенадцатью картинами. 
В дар нашему музею семьей гомельской художницы Марии Егоровой, к сожалению, рано ушедшей из жизни, было преподнесено более пятидесяти замечательных работ в технике акварели. Ей был присущ мощный художественный темперамент, остро выразившийся в графическом стиле. Букеты цветов, композиции с фруктами, изображения маленького «маэстро», дают представление о реально-волшебном и страстном мире художницы. Вместе с акварелями Светланы Курашовой - о, это отдельная история - они производят яркое впечатление на любой выставке, демонстрируют высокий уровень техники исполнения и особую одаренность гомельчанок.
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Работы Владимира Короткого и Тимофея Карлова в технике пастели и акварели привносят нотки драматизма и по-своему дополняют коллекцию «водяного» искусства. 
В традиционной манере художников-передвижников конца XIX века, надолго закрепившейся (в белорусском искусстве особенно) в сознании любителей и профессионалов, пишут Николай Дуброва, Валерий Сидоркин, Петр Лукьяненко, Александр Федотов, Сергей Игнатенко, Сергей Радченко и многие другие, чьи работы вошли в собрание музея. Конечно, при этом авторский почерк у каждого свой.
К «новейшему» искусству - прежде всего по своей стилистике, - представленному в собрании, можно смело отнести творчество Игоря Семеко, Александра Сушкова, Андрея Крылова, Светланы Ноздрин-Плотницкой, Анны Силивончик, Дмитрия Евсеенко. Декоративный подход к воспроизведению действительности объединяет этих художников.
О собрании живописи в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Возьмем, к примеру, произведения Андрея Крылова, постепенно накапливающиеся в нашем музее, а не только за рубежами родины. Учившийся, как и все в то время, приемам академического искусства, Андрей Валентинович смог преодолеть «силу притяжения alma-mater» и в свободном полете созидает свое искусство. Портреты, натюрморты и пейзажи - реалистичные или абстрактные, но всегда ярко светящиеся тонко сбалансированными пятнами цвета, - говорят непривычным для большинства из нас языком. Нового времени новый язык... Из кипения вино-красных и разбеленных оттенков бордо возникает гордая ипостась нашей современницы Марины («Портрет Марины» 2007 г.). Кажется, только двумя-тремя прикосновениями к холсту автору удалось передать и высокомерие во взгляде девушки, и смятение ее чувств, и, в то же время, уверенность в собственной красоте... А значит портрет состоялся! Может создаться впечатление легкости или небрежности в отношении художника к своему труду и к зрителю. Такова специфика хорошего артиста, акробата, фокусника, художника, наконец, что годы непрерывного упорного труда, требовательность к себе и большой талант скрываются за кажущейся непосредственностью и простотой.
Наш обзор живописного собрания подходит к концу, а одна мысль не дает покоя: Красоту можно только ощутить... Можно попытаться объяснить законы красоты, но это, увы, бесполезное занятие. Почему в музеи всего мира попадают те или иные произведения, как происходит отсев «хорошего от лучшего» - дебри философии, чьей дисциплиной является эстетика. Сергею Михайловичу Третьякову (брату выдающегося мецената XIX века Павла Третьякова) принадлежит мысль, что «произведения искусства всегда будут делом сугубо личностным. Никакие чиновники ... не сумеют ощутить внутреннего смысла картины в ее духовной ценности. Они, непременно, переведут все на ценности реальные, денежные ... и в результате Россия потеряет тот великий храм, в котором находят единение люди всех возрастов, чинов, вероисповеданий и убеждений, потому что лишь в общении с искусством все они становятся людьми, то есть каждый обретает почву, чтобы стать Человеком». Приведенная цитата на тему музея взята из журнала «Наше наследие» не случайно. Это издание с очень высокой этической и эстетической планкой. И у Гомельского дворцово-паркового ансамбля не случайно высшая категория ценности среди историко-культурных объектов Беларуси. На очередном витке истории он продолжает «сеять разумное, доброе, вечное». Ценить и поддерживать искусство нашего времени - должно быть одним из важнейших направлений деятельности музея дворца Румянцевых и Паскевичей.

Просмотров: 4929
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • Выставка "Народный художник РСФСР Георгий Нисский и его время"
  • Да не оскудеет рука дающего…


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Популярное

    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль