_______

Разделы


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив

Апрель 2024 (20)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (10)
Январь 2024 (15)
Декабрь 2023 (10)
Ноябрь 2023 (10)

Партнёры

 
Главная страница » Летопись музея » ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение) 3 марта 2014
Т.Ф. Литвинова
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
(Продолжение)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СЕМЬИ ПАСКЕВИЧЕЙ
Высокий уровень и многогранность коллекций, собранных в Гомельском дворце Паскевичей, способны передать не только документы и фотографии. К счастью, в фондах нашего музея сегодня можно насчитать около трех сотен предметов из бывшего собрания княжеской семьи, большая часть которых - это произведения искусства.
Для знакомства с некоторыми из них продолжим внимательно разглядывать фотоизображения, перелистывать описи внутреннего убранства дворца и сопоставлять все с имеющимися в нашем распоряжении архивными материалами.
ЖИВОПИСЬ 
Нарядная золотая столовая выглядела особенно торжественной благодаря парадным портретам Елизаветы Алексеевны и Ивана Федоровича Паскевичей.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Золотая столовая в Гомельском дворце. 1860-е. Фотограф Джованни Бианки. Государственный Эрмитаж. Фотоколлаж автора статьи
Их сын, Федор Иванович, вероятно, в память об ушедших в 1856 г. из жизни родителях заказал эти полотна выпускнику Императорской академии художеств, академику батальной и жанровой живописи Николаю Густавовичу Шильдеру. Заметим, что изображение Ивана Федоровича почти в точности повторяет работу Франца Крюгера в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, то есть перед нами копия известного произведения.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Н.Г. Шильдер (?). Парадный портрет И.Ф. Паскевича. Середина XIX в. Холст, масло. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Исключение составляют уменьшенный размер картины, рассчитанный на размещение пары портретов в простенке столовой, и исторические детали, в том числе - прибавление количества наград на мундире фельдмаршала. И еще, вместо кавказской баталии на заднем плане композиции появилась горящая Варшава, а рядом с походным столиком, появившимся вместо изображенного Крюгером холмика, - палатка в виде шатра. Образ же супруги фельдмаршала живописцу полностью пришлось воплощать самому, что позволяло ему выразить свое отношение к модели. Но он, очевидно, не рискнул, либо не сумел живо передать характер этой знатной дамы «голубой крови», скрупулезно увлекшись тонкостями и нюансами ее великосветского костюма и императорских знаков отличия.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Н.Г. Шильдер (?). Парадный портрет Е.А. Паскевич. Середина XIX в. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
В наше время в бывшей золотой столовой выставлено 16 парадных портретов людей, прославивших Гомельскую землю на разных этапах истории. Эти картины современных художников оформляют зал торжественных приемов, который выполняет представительскую функцию. Полотна с изображением четы Паскевичей теперь находятся в башне дворца в экспозиции, рассказывающей о его бывших владельцах.
Там же экспонируются еще более полутора десятка произведений живописи из дворцового собрания дореволюционного времени. Многие из этих полотен переносят нас в гущу политических событий первой половины XIX века, главным участником которых был видный российский военачальник эпохи Николая I, владевший Гомельским имением, генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич. Вот он встречается с персидским принцем Аббас-мирзой, здесь уже подписывает выгодный для Российской империи Туркманчайский мирный договор, а среди присутствующих - русский писатель и дипломат А.С. Грибоедов. Тут Паскевич верхом на белом скакуне принимает ключи от турецкой крепости Эрзерум, а рядом с ним - поэт А.С. Пушкин, находившийся в этот момент в ставке главнокомандующего русской армией на Кавказе... Живописные работы исторического жанра были гордостью прежних хозяев дворца, они зачастую выполнялись художниками из Польши как дубликаты картин, предназначавшихся для императорского Зимнего дворца в Петербурге, и размещались, как и сегодня, преимущественно в дворцовой башне.
Многое из этого экспонировалось в Гомельском историко-художественном музее.
Давайте рассмотрим один из уголков этой довоенной музейной экспозиции на открытке того времени.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Фото фрагмента экспозиции Гомельского государственного исторического музея. Открытка 1930-х гг. Фотоколлаж автора статьи
В центре роскошная княжеская кровать, тогда еще находившаяся во дворце, а потом пропавшая. Обведем глазами вокруг нее, и заметим три женских образа. Слева внизу - портрет графини Потоцкой в черной кружевной накидке, выполненный придворным живописцем Александра II венгром Михаем Зичи и находящийся сегодня в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Над ним еще одна молодая особа с книгой.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
П.А. Ротари (?). Девушка с книгой. Середина XVIII в. Пастель, бумага. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Такие премилые сентиментальные женские головки любил изображать итальянец Пьетро Ротари, блиставший своим искусством в середине XVIII в. при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Эта работа и сегодня выставлена в нашем музее, в интерьере красной гостиной. К концу столетия относится помещенное вверху справа изображение дамы с цветком и птицей, характерное для художников круга Федора Рокотова.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Неизвестный художник XVIII в. Портрет дамы с птицей. Холст, масло. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Полюбоваться ею можно в экспозиции в башне дворца. Там же вы составите представление, как тонко и скрупулезно запечатлел членов семьи Паскевичей акварелью на кости польский мастер XIX в. Станислав Маршалкевич. На рассматриваемой нами фотокарточке есть несколько таких миниатюрных портретов.
Художественная бронза и часы
На открытке легко узнать стоящие на прикроватном столике часы в черном корпусе с золочеными накладками.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Часы настольные. Середина ХIХ в. Париж, Франция. Фирма: Деньер. Черное дерево, бронза золоченая. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Это один из образцов коллекции художественной бронзы и часов - золотого фонда нынешнего музея дворцово-паркового ансамбля. Как правило, обилие бронзовых вещей в убранстве дома вельможи определяло степень его достатка и подчеркивало особый статус. У князей Паскевичей было и то, и другое. Сыну знаменитого фельдмаршала Федору Ивановичу достались в наследство титул светлейшего князя Варшавского, крупное Гомельское имение, которое приносило ему немалые средства для безбедной жизни, и блестящий дворец, заполненный редкостными богатствами.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Г.И. Деньер. Портрет графа Ф.И. Паскевича-Эриванского, князя Варшавского. 1850-е. Из альбома «Фотографии членов дома Романовых, свиты и придворных». Государственный Эрмитаж
Самую, пожалуй, дорогую в материальном и художественном плане часть всего этого составляла не одна сотня великолепных предметов из золоченой бронзы. Она сверкала на каминных полках, воплощенная в часах и канделябрах, из нее были изготовлены изящные столики-подставки и декоративные вазы, ею была отделана шикарная деревянная мебель. И, если мы вернемся к фотоснимкам интерьеров Гомельского дворца из Эрмитажа, сделанным Дж. Бианки, то сможем разглядеть кое-что из перечисленного и теперь хранящегося в фондах нашего музея. Например, в разряд раритетов можно отнести часы в силе королевского рококо Людовика XV, которые называли консольными. На фото красной гостиной вместе с ними читаются впоследствии утраченные навершие причудливой формы и настенная консоль, на которую они помещались.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Часы консольные. Середина XVIII в. Париж, Франция. Часовой и музыкальный механизм: К. Гийом. Бронзовщик: Ж.Ж. Сен-Жермен (?). Краснодеревщик: Ж. Гойер. Дерево, бронза золоченая, фанеровка красным деревом. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
По обе стороны на каминной полке, как видно, стояла пара канделябров со свечами, входящих в коллекцию бронзы нашего музея.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Красная гостиная в Гомельском дворце. 1860-е. Фотограф Джованни Бианки. Государственный Эрмитаж. Фотоколлаж автора статьи
Не только осветительными приборами любили украшать камины, которые устраивались на самых видных местах в помещениях. Посмотрите на фотокарточку Дж. Бианки в малом кабинете князя.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Малый кабинет в Гомельском дворце. 1860-е. Фотограф Джованни Бианки. Государственный Эрмитаж. Фотоколлаж автора статьи
Между крупными подсвечниками с фигурами средневековых воинов, отражающимися в каминном зеркале, - часы со скульптурной композицией рыцарей, которые играют в кости.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Часы каминные с фигурами двух рыцарей, играющих в кости. Середина XIX в. Париж, Франция. Фирма: Деньер. Бронза патинированная, золоченая Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Тогда же в этой комнате были сохранившиеся бронзовые скульптуры «Леда и Лебедь», «Купальщица» (на фото она стоит на верхней полке в арочной нише) и бюст П.А. Румянцева-Задунайского (в правой части фотоснимка).
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Ж.Ф. Жештер. Купальщица. До 1844. Франция. Бронза патинированная. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Неизвестный художник XIX в. Портрет П.А. Румянцева-Задунайского. На основе оригинала Ж.Д. Рашетта (?). Россия. Бронза патинированная, монтировка. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
В уютном малом кабинете, располагавшемся рядом со спальней Федора Ивановича, было все, чем он желал окружать себя, в том числе, охотничьи принадлежности.
Поистине музей
Отсюда вела дверь в большой кабинет, убранство которого в полной мере оформляло мемориальный музей фельдмаршала.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Большой кабинет в Гомельском дворце. 1860-е. Фотограф Джованни Бианки. Государственный Эрмитаж
Здесь была хорошая мебель, музыкальные инструменты, и на фоне исторических картин выставлялись в остекленных шкафах-витринах из дорогих пород дерева его награды, военная форма, оружие, документы, памятные предметы, а в оригинальных нумизматических столиках - коллекции монет, медалей и многое другое. Фото этого зала в башне дворца сделано в сторону стены с арочным завершением, где была статуя Николая I в нише от Ахалцихского фонтана, а сегодня экспонируется картина А. Идзковского «Вид Гомельского дворца и парка». На переднем плане справа на столе, как видим, стоит походная шкатулка И.Ф. Паскевича и чугунная скульптурка с его изображением верхом на коне, которые и настоящее время находятся примерно в той же зоне музейной экспозиции.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Юзеф Майнерт. Фельдмаршал Паскевич на лошади. 1841. Отлив: мастерская Я.К. Древса. Варшава. Чугун, монтировка. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Надо сказать, что большой кабинет в 1860-е гг., когда сделан этот фотоснимок, был заполнен еще относительно скромно. Но к началу XX в. он, вместе с другими апартаментами, дополнится массой антикварных вещей, которые с увлечением собирал Ф.И. Паскевич, а после его смерти в 1903 г. сберегала его супруга Ирина Ивановна. Эта обширная коллекция размещалась как в Гомельском дворце, так и в особняке Паскевичей на Английской набережной в Петербурге и входила в число крупнейших частных собраний Российской империи. В ней, рядом с раритетами мемориального значения, как, например, табакерка императрицы Марии Федоровны начала XIX в., соседствовали эксклюзивные произведения искусства, к которым относятся знаменитые во всем мире лиможские эмали XVI в.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Табакерка мемориальная c вензелем императрицы Марии Федоровны. 1828-1829. Мастер К.Х. Барбе. Санкт-Петербург, Россия. Золото, перламутр, эмаль, стекло, волосы; чеканка, гравировка. Государственный Эрмитаж. Поступила из собрания И.И. Паскевич в Петрограде в 1918 г.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Блюдо с изображением Юноны. 1577. Мастер П. Реймон. Лимож, Франция. Медь, эмаль; роспись гризайльная, золочение. Государственный Эрмитаж. Поступило из собрания И.И. Паскевич в Петрограде в 1918 г.

В коллекции живописи у Паскевичей были представлены многие знаменитые мастера кисти Западной Европы XVII-XVIII вв.: Рембрандт, Жан Батист Грез, Гюбер Робер и др.

ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Ж.Б. Грез. Балованное дитя. Начало 1760-х. Франция. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Поступление через Государственный музейный фонд из собрания И.И. Паскевич в Петрограде в 1923 г.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ (продолжение)
Г. Робер. Бассейн, окруженный колоннадой. 1765-1767. Франция. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Поступление через Государственный музейный фонд из собрания И.И. Паскевич в Петрограде в 1923 г.
В 1885 г. в Петербурге был издан отдельный каталог коллекции, включавший наиболее ценные образцы искусства из петербургского и гомельского домов Паскевичей.
После Октябрьской революции целый ряд предметов из этого поистине музейного собрания пополнил фонды Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, что-то перекочевало в музеи Москвы, Минска и в другие. Об их судьбе в послереволюционный период расскажут следующие страницы летописи музея дворцово-паркового ансамбля.
Литвинова Т.Ф., зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, кандидат искусствоведения.

 

 

 

Просмотров: 5718
Комментариев: 0
Другие новости по теме:

  • ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
  • ЭРМИТАЖ В ГОМЕЛЬСКОМ ДВОРЦЕ


  • Раздел » Летопись музея
     

    Мы в сети

    Популярное

    Выставка «Древо жизни»
    Выставка «Фарфоровая пластика XVIII–XX вв.» из частно ...
    Концертная программа «Музыка солнечных гор: Орган, Дуд ...
    Выставка «Утраченные храмы Гомеля»
    Экспозиция «Беларусь XXI века»

    Контакты Все права защищены. © 2018. Гомельский дворцово-парковый ансамбль