|
|
 |
Выставка часов из коллекции музея |
4 января 2010 |
 |
 |
Основу собрания часов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля составляют предметы из коллекции бывших владельцев гомельского дворца - княжеской семьи Паскевичей. Интерьеры их дворца украшали разнообразные по форме, технике и времени исполнения напольные, настенные, настольные часы, а также каминные гарнитуры из часов и канделябров. Это были уникальные произведения не только искусных мастеров часового дела, но и знаменитых европейских бронзовщиков, скульпторов, мебельщиков, эмалировщиков, работавших в XVIII - XIX веках.
Со временем коллекция музея пополнялась новыми поступлениями. Среди них, наряду с каминными и настольными, карманные и наручные часы, множество вариантов настенных часов-шкафчиков в деревянных корпусах, переносные часы и будильники. Сегодня лучшие образцы из из коллекции часов музея украшают экспозицию в башне дворца « Владельцы Гомельского имения - Румянцевы и Паскевичи» и Красную гостиную в которых предприняты попытки исторической реконструкции интерьеров дворца конца 19 - нач.20 века.

Куратор выставки: Литвинова Татьяна Фёдоровна +375 (232) 70-33-40 +375 (44) 790-56-44
|
 |
 |
Выставка технических устройств |
4 января 2010 |
 |
 |
На выставке экспонируются коллекции технических устройств из фондов музея, которые датируются с конца XIX до середины XX века (фотоаппараты, геодезические приборы, патефоны, радиоприемники настенные, настольные и карманные часы). Фотографии гомельских улиц и зданий, гомельчан, дворца и парка, хранящиеся как в фондах музея, так и в частных коллекциях жителей города, напоминают о прошедших временах.
Изобретение «мгновенной» фотографии, запечатлевавшей мгновение на негативе, имело огромный успех в конце XIX века. Выросла мода на фотографирование. К началу XX в., когда техника фотографии усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотографию, обладавшую жанрами, родственными жанрам живописи, стали причислять к изобразительному искусству.
В Гомеле в означенный период времени появилось несколько художественных фотографических мастерских. Они преимущественно располагались в центре города. В доходном доме купца Ловьянова находилось одно из самых знаменитых гомельских фотоателье Н.Б. Левите. За художественное исполнение работ оно не раз удостаивалось золотых медалей и почетных наград на художественных и промышленных выставках России и за рубежом. В адресно-справочных календарях начала XX в. помещены рекламные проспекты других гомельских художественных фотоателье: "Центральная" А.Х. Левинмана на Румянцевской, «Светопись» Н.Б. Ваксмана и «Рембрандт» на Троицкой улице, фотографий В. Бернштейна, С.Д. Курган и «Модерн» на Замковой.
Многочисленные видовые снимки печатались типографским способом. На выставке - почтовые открытки с внешним видом гомельских улиц и сооружений того времени, которые в большом количестве издавалось в городе. Их композиционное решение вторило жанру архитектурного пейзажа в живописи. Среди изображений встречаются как панорамные снимки, так и фото с отдельными сооружениями, на переднем плане часто зафиксированы горожане, порой - целые сцены из городской жизни. Отчетливо видны также подробные нюансы архитектурного декора гомельских домов: замысловатые балконные решетки, козырьки подъездов, наличники окон, парапеты, лепные рельефные элементы.
В городском строительстве и архитектуре использовались различные приборы. В витрине: прибор геодезической службы, конец XIX- н.XX в., кипрегель - оптический прибор, изготовлен в Варшаве в начале ХХ в., астролябия (XIX в., Россия) - угломерный прибор, служивший для определения широт и долгот небесных светил.
Тексты до появления компьютера печатались на пишущих машинках. Началом XX в. датируется машинка «Mersedes Favorit».

Куратор выставки: Литвинова Татьяна Фёдоровна +375 (232) 70-33-40 +375 (44) 790-56-44 |
 |
 |
Выставка "Живопись Владимира Короткого" |
4 января 2010 |
 |
 |
Родился 4 октября 1938г. в городе Гомеле. Член Белорусского Союза художников с 1989 года. Учился у Б.Ф. Звиногродского, В.Ф. Казаченко, А.М. Шевченко. С 1962 года - участник областных, республиканских, Всесоюзных и зарубежных выставок.
Художника отличает тонкое владение техникой акварели, проникновенное любование пейзажами родного края, мягкий колорит и разнообразие технических приемов.
На произведениях Короткого В.П. зритель учится любви к малой родине, к ее прекрасным и скромным образам.
Эстетическое кредо художника - реалистическое изображение природы, Человека и предметов его деятельности.
Работы находятся в Национальном музее РБ, Музее современного искусства, Светлогорской картинной галерее, Мозырском, Речицком, Брагинском музеях. В музее ГДПА хранятся ок. 40 картин художника.

Скачать презентацию: demonstration-jvk.pps [727 Kb] (cкачиваний: 58)
Куратор выставки: Литвинова Татьяна Фёдоровна +375 (232) 70-33-40 +375 (44) 790-56-44 |
 |
 |
Выставка "Живопись Александра Гайлевича" |
4 января 2010 |
 |
 |
Александр Владиславович Гайлевич родился в 1962 г. на Витебщине, в краю Браславских озер. По образованию - геолог. Работал в Восточной Сибири, на белорусском Полесье. В настоящее время живет в г. Гомеле. Участник городских, областных, республиканских выставок с 1999 г. В 2000-2008 гг. его персональные выставки проходили в Москве, Киеве, Минске, Гомеле других городах Беларуси и за ее пределами. Член Союза художников Республики Беларусь с 2005 года.
Каждый пейзаж Александра Гайлевича не просто фотографическое повторение увиденного - это философское переосмысление, прочувствование всего окружающего. Верность классическим традициям в живописи и в то же время смелость эксперимента позволяют ему быть по настоящему ярким и самобытным художником. Его работы отличаются лёгкостью, внутренней динамикой, оригинальными цветовыми решениями.
На выставках живописные работы А. Гайлевича сопровождаются стихотворными иллюстрациями гомельского поэта Ивана Бисева. Их творческий тандем стал плодотворным и существует на протяжении многих лет. Художник и поэт индивидуальны и в то же время дополняют друг друга, дают возможность зрителю проникнуть в глубинную суть того, что называется творчеством.

Скачать презентацию: demonstration-jag.pps [1.78 Mb] (cкачиваний: 91)
Куратор выставки: Кузьмич Анна Васильевна +375 (232) 74-53-65 +375 (029) 132-88-19 |
 |
 |
Концептуальная выставка живописи гомельского художника Петра Лукьяненко |
4 января 2010 |
 |
 |
Петр Лукьяненко - современный белорусский художник, работающий в области станковой живописи.
Родился в 1950 году. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне Белорусская академия искусств), отделение теории и истории изобразительного искусства. С 1976 года картины художника экспонируются на групповых и персональных выставках в Беларуси и за рубежом.
П.Д.Лукьяненко работает в различных жанрах: тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Является автором ряда статей о современном изобразительном искусстве в белорусских периодических изданиях. Живет и работает в Гомеле.
Концептуальная выставка живописи художника Петра Лукьяненко состоит из трех блоков: искусство и общество, мужчина и женщина, красота и природа.
В первые два вошли тематические картины и комментарии к ним. Представленные работы отрывают зрителя от обыденности и побуждают к размышлению о вопросах, волнующих людей на всем протяжении истории человечества.
Третий блок включает женские портреты, пейзажи и натюрморты. Художник чутко улавливает красоту окружающего мира и выражает на холсте свое восхищение ею.
Выставка демонстрирует многоплановость тем и жанров, разнообразие техники и манеры исполнения художника.


Скачать презентацию: demonstration-jpk.pps [9.38 Mb] (cкачиваний: 102)
Куратор выставки: Литвинова Татьяна Фёдоровна +375 (232) 70-33-40 +375 (44) 790-56-44 |
 |
 |
Выставка самоваров |
4 января 2010 |
 |
 |
Принято считать, что самовары появились в России в середине XVIII века, когда повсеместно стали пить чай.
В Россию чай попал в 1638 г., когда русский посол Василий Старков привёз царю Михаилу Фёдоровичу в числе ответных подарков алатынского хана и неизвестную, насильно навязанную траву. При дворе её оценили «негодным товаром». В 1665г. заболевшему «животом» царю Алексею Михайловичу помог вылечиться неведомый напиток. После этого «изрядное лекарство» вошло в моду.
Напиток был дорогим и чай пили только при дворе и в знатных домах. Простой народ пил мёд, пиво и квас. Особой популярностью у него в XVIII веке пользовался сбитень - горячий напиток из мёда, целительных трав и пряностей.
Варили сбитень в чайниках, внутри которых проходила жаровая труба с поддувалом, и назывались они сбитенниками. В XVIII веке получили распространение и «самовары-кухни» в форме братины из нескольких отделений для одновременного приготовления нескольких кушаний.
Сбитенник и «самовар-кухня» послужили основой конструкции самовара для чая.
Когда и где изготовили первый русский самовар - неизвестно. Со 2-й половины XVIII века их производили на Урале, в Москве, Петербурге, Владимирской, Ярославской губерниях и в Туле - центре металлообрабатывающей промышленности с давних времён. Здесь в 1778 году братья Лисицыны основали первую самоварную фабрику.
Многие оружейники Тулы становились во главе самоварных заведений. В начале XIX века в Туле работало 8 самоварных фабрик. к концу XIX века -. 80. Самовары этого времени отличались большим разнообразием форм: бочонки, декоративные вазы, кратеры.
Вскоре тульские самовары проникают во все уголки России.
Особенно ценились самовары Баташёвых - наследников Василия Степановича Баташёва, «самоварного короля», получившие более 20 наград на всемирных и всероссийских выставках и первыми в России - право чеканить на своих изделиях Государственный Герб России.
Популярностью пользовались самовары крупных фабрикантов Тейле, Баныкиных. Воронцовых, Шемариных. Последние были достойными конкурентами наследников Баташёва. В 1899г. на Всемирной Парижской выставке их самовары заняли одно из видных мест. Шемарины считались поставщиками Персидского двора.
Каждая фабрика старалась сделать какой-то новый вид самовара. В конце XIX века на фабрике Рейнгольда Тейле был изготовлен керосиновый самовар со съёмным резервуаром.
Самовар входит в каждый дом. Чаепитие с самоваром становится национальной традицией России.
С развитием техники, переходом в 1880-е годы на штамповочное производство и внедрением других усовершенствований художественный уровень самоваров падает, происходит стандартизация их форм. Широкое распространение получают самовары-«банки» и «рюмки».
В годы Советской власти самоварные фабрики были национализированы.
На базе фабрики Шемариных была открыта самоварная фабрика им. Б.И.Ленина. Она работала с 1922 г. по 1931 г. и её продукция считалась лучшей в Туле.
В здании фабрики Н.И. Баташёва была создана самоварная фабрика патронного завода.
В 1950-е годы все самоварные предприятия Тулы были объединены в одно - завод «Штамп» им. Б.Л.Банникова.
В 1956г. завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров.
Коллекция самоваров нашего музея начала формироваться в 1970-е годы и насчитывает сегодня 48 единиц. Первым среди самоваров значится самовар-кофейник из коллекции княжеской семьи Паскевичей - бывших владельцев Гомельского имения.
В коллекции музея представлены самовары разнообразных форм, фасонов (начиная с чайника-самовара или сбитенника), фабрик, времени. В основном это тульские самовары конца XIX- начала XX вв. Есть и в нашей коллекции и самовар Василия Степановича Баташёва. Именем Баташева пользовались многие другие мелкие фабрики они представлены его однофамильцами: Николам Ивановичем, Василием Павловичем, Иваном Михайловичем, Алексеем и Иваном. Особенно ценились самовары наследников Василия Степановича Баташева, в нашей коллекции их семь.
Конкурентами братьев Баташевых было самоварное производство братьев Шемариных - поставщиков двора Персидского, их самовар есть и в нашей коллекции. Интересными по форме и отделке являются самовары Анциферова, Федорова, Ваныкина, Воронцова Николая Алексеевича и его наследников, братьев Воронцовых, Ларина, Тейле Берты Густавовны с сыновьями и др.
После революции самоварные фабрики были национализированы и созданы советские предприятия. В нашей коллекции представлены самовары тульского патронного завода и завода «Штамп».

Куратор выставки: Шода Татьяна Алексеевна +375 (232) 75-80-95 +375 (29) 104-16-17 |
 |
 |
Выставка «Народная икона Гомельщины» |
4 января 2010 |
 |
 |
Исторические корни возникновения и развития народной иконы связаны с формированием и развитием самобытной белорусской иконописной школы, сложившейся в XVI веке на основе традиций Византийского искусства с одной стороны, с другой - под влиянием идей западноевропейского Возрождения. Дальнейшая демократизация культового искусства привела к возникновению значительного пласта, так называемого, народного примитива и пограничных форм, которые стали неотъемлемой частью народной культуры.
Народная икона имела широкое распространение на Гомельщине в XVIII - нач. XX в.в. В отличие от канонической, подобного рода иконопись более демократична как в сюжетах, так и в исполнении. Рисунок выполнялся масляными красками прямо по доске, без предварительной грунтовки и нанесения прорисей. Излюбленный приём декорирования - растительный орнамент. Абстрактные образы Богоматери, Иисуса Христа, святых получали сходство с конкретными людьми, говорили на языке человеческих чувств и эмоций. В XIX - нач. XX в.в. образа, выполненные в народной традиции, стали восприниматься, как неотъемлемая часть интерьера белорусской сельской избы и деревенской церкви.
За время существования наш музей несколько раз менял своё название, направления работы и тематику экспозиций, что вызывало и формирование новых коллекций. Одной из них является коллекция народной иконописи, пополнение которой наиболее активно происходило в 1980-90-е гг. и было связано с осознанием ценности подобного рода культовых предметов в контексте культурного наследия.
На предлагаемой ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» выставке представлены иконы, которые бытовали на территории Гомельской, Брянской и Черниговской областей в XVIII-XX веках. Экспозиция дополнена предметами этнографии: рушниками, народным костюмом, - дающими возможность создать ту среду, в которой икона бытовала и с которой она неразрывно связана.
Выставка народных икон из фондов Гомельского музея неоднократно экспонировалась в выставочных залах различных городов Беларуси, а недавно с большим успехом проходила в государственном выставочном зале "Галерея "Беляево" Юго-Западного административного округа города Москвы.

Скачачть презентацию: demonstration-nig.pps [5.08 Mb] (cкачиваний: 114)
Куратор выставки: Кузьмич Анна Васильевна +375 (232) 75-53-65 |
 |
|
|
|