В центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей открылась выставка «Полонезы на возвращение», посвященная видному политическому деятелю Речи Посполитой и популярному композитору XVIII-XIX вв. Михаилу Клеофасу Огинскому. Выставка предоставлена Государственным музеем истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь.
Родился Михал Клеофас Огинский (1765-1833) в имении Гузов под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Его отец Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не случайно, так как Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, с которыми в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь Речи Посполитой могли сравниться только Радзивиллы.
Михал Клеофас Огинский по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы.
Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Произведения М.Кл. Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года. Наибольшую известность получил его полонез «Прощание с Родиной». Ряд исследователей также приписывает М. Кл. Огинскому написание музыки польского гимна (Jeszcze Polska nie zginęła). В начале XIX века полонезы Огинского звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью.
Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. О процессе создания своих произведений, для которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам Огинский писал: «Эмоциональный порыв, чувство любви или дружбы, волнение, а иногда и боль или глубокая печаль диктовали мне характер звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души». В 2006 г. в Беларуси был издан диск, на котором впервые в мире собраны все 24 полонеза М.Кл. Огинского. Сегодня диск можно приобрести в кассах Гомельского дворцово-паркового ансамбля.
В экспозицию выставки «Полонезы на возвращение» войдут копии из архива древних актов. Возвращение копий материалов архива стало возможным в 2008 г. по инициативе Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО при финансовой поддержке бюро ЮНЕСКО в Москве. Переговоры и всю подготовительную работу по выявлению архивных документов М.Кл.Огинского и возвращению их электронных копий из Российского архива осуществил Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь.
Выставка будет интересна всем любителям истории, культуры, искусства и музыки всех возрастных категорий.
Справки по телефонам:
+375 (232) 70-33-41, 74-19-11, 70-33-46