25 апреля 2024 года в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей состоялась презентация
выставки «...И печи в пестрых изразцах». В экспозиции демонстрируются печные изразцы - хорошо известные в прошлом и почти забытые в наши дни керамические плитки для облицовки печей. Они выполняли обогревательную и одновременно декоративную функцию в интерьере дома. В разные исторические периоды изразцы имели свои отличия по форме, способу изготовления и украшения.
Наряду с экспонатами музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля на выставке представлены предметы из собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова, из частной коллекции С.Л. Путилина.
...Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Изразцовое искусство на территории Беларуси стало развиваться с XIV в. и постепенно распространялось по всем ее землям с запада на восток. Первые изразцы напоминали цветочные горшки, а их разнообразие заключалось, в основном, в различии формы горлышек: квадратные, круглые, в виде цветка. Они не закрывали всю печь, а лишь крепились на отдельных ее участках.
В XV в. появляются новые типы изразцов - коробчатые, существующие и по сей день, с тыльной стороны которых прикреплялась сделанная на гончарном круге румпа. Они покрывали печь полностью, а их декоративная роль увеличилась. Ремесленники стали делать на лицевых пластинах различные рельефные изображения, а со второй половины XVI в. - начали покрывать их муравой зеленого цвета. Разнообразие изразцов резко возросло. Исследователи разделяют их на виды не только по форме, но и по типу изображения: растительные, геометрические, геральдические и многие другие.
Расцвет изразцового искусства на наших землях - XVII столетие. Различные вариации сюжетов, цветов, форм. Распространяются полихромные изразцы. Элементы Ренессанса, барокко прослеживаются не только в печном наборе, но и в самих печах. Мастера придумывали сложные декоративные элементы - городки, ножки. Украшали даже небольшие детали - перемычки.
Мастера XVIII в. переключили свой взор на роспись, нежели на форму. Начал исчезать рельеф, но появился художественный рисунок с преобладанием белых и синих цветов. Зеленая печь сменяется на белую. Хотя традиции прошлого века еще находили свое отражение в отдаленных от центра местах.
В коллекции музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля изразцы XVI-XVIII вв. происходят из археологических раскопок в Гомеле, Чечерске и Лоеве. Они сохранились, в основном, во фрагментарном состоянии. Но даже небольшие части показывают все их разнообразие и красоту. Глина, использовавшаяся при изготовлении, чаще всего была местной коричневого цвета, но изредка встречались и привозные образцы из светло-серого материала. В Гомельском регионе среди декора преобладал растительный мотив, однако встречались изразцы с геральдическим, бытовым и другими сюжетами.
В XVIII - XIX и начале XX в. на белорусских землях рельефные изразцы изготавливали в Витебске, Копыси, Пропойске, Ивенце вплоть до середины XX в. К этому времени изделия утратили прежнюю региональную самобытность в украшении и часто выполнялись на основе образцов немецких каталогов, при этом сохраняя высокий технический уровень исполнения.
В Гомеле со второй половины XIX в. в связи с проведением по его территории железных дорог наблюдался территориальный рост и активное экономическое развитие, вызвавшее оживленное строительство. Во многих зданиях появляются украшенные изразцами печи. До наших дней дошли образцы печного декора, которые представлены на выставке. Они были выявлены в старых домах, подлежавших сносу, либо в которых заменялась система отопления. Все печные детали наделены художественными признаками своего времени, преимущественно с использованием мотивов классицизма, барокко и рококо, а также в стиле модерн. Их лицевые пластины обрабатывались эмалями, глазурями, росписью по рельефу, который выступал в виде барельефа и горельефа.
В обследованных памятниках Гомеля композиции печей преимущественно воспроизводили архитектурные формы: имели тимпан (корону) или выразительный карниз, цоколь с поясом из рельефных плиток, зачастую - медальон в центральной части. При этом зеркало укрывал белый глазурованный кафель, положенный линейно или в разбежку.
Клейма на обороте некоторых изразцов говорят, что гомельчане в основном покупали изделия заводов близлежащих городов, преимущественно из Копыси и Пропойска (ныне г. Славгород Могилевской области). Продукцией керамических предприятий активно торговали в Гомеле. На ул. Румянцевской, например, находилась контора склада печных изразцов Александровского и Пропойского заводов Ш. М. Яхнина. В таких фирменных магазинах хозяева для собственных домов могли заказать по своему усмотрению тип, форму и декор облицовки печей.
К середине ХХ в. мода на изразцовые изделия прошла - с распространением центрального отопления исчезла надобность в печах. Но интерес к изразцам не ослабевает: их собирают музейщики и коллекционеры, их реставрируют, а кто-то и сегодня может себе позволить заказать изразцовую печь.
Кураторы выставки Т. Ф. Литвинова и Ю. В. Панков
Тел. +375(232) 50-95-41, 50-95-43
Вход на выставку по билету во дворец Румянцевых и Паскевичей